Беседы о фотомастерстве


БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ

Место движущегося объекта на картинной плоскости



фото 139 На фото 139 (Е. Шматриков, "Острый момент") зафиксирован один из динамичных моментов спортивного соревнования. Фаза движения выбрана очень метко . Но вот положение, которое заняли спортсмены в кадре, в значительной мере снижает общий эфект. Они находятся в центральной части снимка, а центр группы совпадает с точкой пересечения диагоналей прямоугольника кадра. Расстояния от центра до верхней и нижней границ изображения, а также до правой и левой его границ попарно равны. Врезультате композиция снимка лишается всякой направленности и становится точно центральной. Уместна и здесь такая композиция? Нет, конечно. Известно, что она сообщает изображению статичность. А следовало найти такой способ построения снимка, который усилил бы эфект дижения. И сюжетный центр не должен совпадать с ее геометрическим центром. Свободное пространство в одной из частей картинной плоскости могло бы указать направление, и тем полнее его характеризовать.

фото 140 Сейчас в композиционном решении как бы спорят два начала: найден удивительно динамичный момент, а композиция снимка центральная и строго уравновешенная, в то время как равновесие здесь решительно противопоказано сюжету. И пожалуй, это случай, когда свободное пространство в кадре должно быть оставлено не в направлении движения, то есть не в правой части кадра, а позади фигур, слева. Почему? Мы получили бы при этом неуравновешенную композицию, перегрузку кадра в правой его части. Но ведь выход из равновесия - это уже движение, и такой композиционный рисунок подчеркнул бы неожиданность и резкость броска.

Таким образом, не все композиции строятся по принципу устойчивого равновесия. Динамичный сюжет порой вызывает к жизни динамичную, неуравновешенную композицию.

На фото 140 движущийся объект уже не занимает центрального положения и смещен к правой границе кадра. Но свободное пространство, образовавшееся на картинной плоскости, оказывается не перед велосипедистом, а за ним.Такое размещение движущегося объекта не поддерживает динамического начала, движению некуда развиваться, для него не оставлено пространства.

Так мы приходим к выводу, что правильнее всего движущийся объект сместить в сторону от центра картины, свбодное пространство при этом оставить по направлению развивающегося в кадре движения.

По этому принципу строится очень много снимков. Но есть случаи, когда принцип этот нарушается и движущийся объект оказывается у самого края кадра, а движение как бы упирается в границу кадра. Прием, использованный в соответствии с особым сюжетом, требующим именно такого решения, помогает подчеркнуть неожиданный рывок, большую скорость объекта, за которым словно не успел последовать фотоаппарат. Но это - реже встречающиеся композиционные построения, являющиеся как бы исключением из общего правила.
Назад оглавление Продолжение