Макрофотосъемка - съемка малых предметов или их деталей в крупных масштабах (от 1 : 15 до 20 : 1), выполняемая специальными или обычными
объективами. Макрофотография позволяет показать на снимке как видимые, так и не различимые невооруженным глазом объекты съемки.
Укрупнение масштаба съемки требует уменьшения предметного расстояния и увеличения расстояния от объектива до изображения, т. е.
растяжения камеры. При больших увеличениях необходимы специально рассчитанные для съемки с коротких расстояний объективы - микроанастигматы.
Макрофотосъемку в небольших масштабах можно производить обычными фотографическими объективами.
Увеличение расстояния от объектива до изображения снижает освещенность изображения на фотоматериале, что требует при съемке с удлинительными
кольцами, приставками и большими растяжениями камеры увеличения выдержки.
Укрупнение масштаба съемки сильно уменьшает глубину резко изображаемого пространства.
Если при диафрагме 8 глубина резкости при съемке малоформатным фотоаппаратом в масштабе 1:m=1:5, Т-16 м, то при масштабах 1:1 и 5:1 она уже
составляет 1,1 мм и 0,1 мм.
Глубину резко изображаемого пространства обычно регулируют диафрагмированием, однако сильное диафрагмирование ухудшает общую резкость и
разрешающую способность изображения.
Съемку обычными малоформатными фотоаппаратами производят с помощью объективов с удлинительными колецами, макроприставками, удлиняющих
растяжение камер или насадочпых линз.
Наиболее удобны зеркальные фотоаппараты. При съемках дальномерными фотоаппаратами необходимо пользоваться макроприставками, позволяющими
визуально контролировать кадрирование и наводку объектива на резкость.
Съемку в мелких масштабах (от 1:10 до 1:1) можно производить с рук. Для съемки в более крупных масштабах следует применять штативы.
Для освещения объекта надо применять два-четыре осветителя с обычными лампами по 60-90 Вт или вспышки, свободно перемещающиеся на шарнирах.
Свет устанавливают так, чтобы максимально выявить объем, форму, структуру поверхности и характерные делали объекта, не допуская при этом образования
глубоких теней и ярких отражений. Производят окончательную наводку объектива на резкость, на среднюю по глубине плоскость объекта.
Снимая с рук на натуре цветы, кору деревьев, насекомых, определяют точку съемки и наилучшее для объекта освещение. Если нужно,
прикрывают объект от прямого солнечного света или так подсвечивают тени, чтобы выделить необходимые детали. Определив размеры объекта или
снимаемого поля, находят масштаб съемки и подбирают высоту колец. Ввинтив удлинительные кольца при полностью открытой диафрагме, перемещают
фотоаппарат по отношению к объекту (ближе - дальше), наводят объектив нз резкость по средней (по глубине) плоскости объекта.