Макрофотосъемка Макрофотосъемка - съемка малых предметов или их деталей в крупных масштабах (от 1 : 15 до 20 : 1), выполняемая специальными или обычными объективами. Макрофотография позволяет показать на снимке как видимые, так и не различимые невооруженным глазом объекты съемки.

Укрупнение масштаба съемки требует уменьшения предметного расстояния и увеличения расстояния от объектива до изображения, т. е. растяжения камеры. При больших увеличениях необходимы специально рассчитанные для съемки с коротких расстояний объективы - микроанастигматы. Макрофотосъемку в небольших масштабах можно производить обычными фотографическими объективами.

Увеличение расстояния от объектива до изображения снижает освещенность изображения на фотоматериале, что требует при съемке с удлинительными кольцами, приставками и большими растяжениями камеры увеличения выдержки.

Укрупнение масштаба съемки сильно уменьшает глубину резко изображаемого пространства.

Если при диафрагме 8 глубина резкости при съемке малоформатным фотоаппаратом в масштабе 1:m=1:5, Т-16 м, то при масштабах 1:1 и 5:1 она уже составляет 1,1 мм и 0,1 мм.

Глубину резко изображаемого пространства обычно регулируют диафрагмированием, однако сильное диафрагмирование ухудшает общую резкость и разрешающую способность изображения.

Съемку обычными малоформатными фотоаппаратами производят с помощью объективов с удлинительными колецами, макроприставками, удлиняющих растяжение камер или насадочпых линз.

Наиболее удобны зеркальные фотоаппараты. При съемках дальномерными фотоаппаратами необходимо пользоваться макроприставками, позволяющими визуально контролировать кадрирование и наводку объектива на резкость. Съемку в мелких масштабах (от 1:10 до 1:1) можно производить с рук. Для съемки в более крупных масштабах следует применять штативы.

Для освещения объекта надо применять два-четыре осветителя с обычными лампами по 60-90 Вт или вспышки, свободно перемещающиеся на шарнирах. Свет устанавливают так, чтобы максимально выявить объем, форму, структуру поверхности и характерные делали объекта, не допуская при этом образования глубоких теней и ярких отражений. Производят окончательную наводку объектива на резкость, на среднюю по глубине плоскость объекта.

Снимая с рук на натуре цветы, кору деревьев, насекомых, определяют точку съемки и наилучшее для объекта освещение. Если нужно, прикрывают объект от прямого солнечного света или так подсвечивают тени, чтобы выделить необходимые детали. Определив размеры объекта или снимаемого поля, находят масштаб съемки и подбирают высоту колец. Ввинтив удлинительные кольца при полностью открытой диафрагме, перемещают фотоаппарат по отношению к объекту (ближе - дальше), наводят объектив нз резкость по средней (по глубине) плоскости объекта.