Гиперфокальное расстояние объектива

Гиперфокальное расстояние объектива (ГР) и его практическое использование

Установка вашего объектива на гиперфокальное расстояние означает, что все объекты, расположенные на удалении от половины этого расстояния и до бесконечности, будут в фокусе. Иными словами, наводка на ГР позволяет добиться максимальной глубины резко изображаемого пространства (при резкой "бесконечности"). Именно на ГР наводятся объективы дешевых фикс-фокальных "мыльниц", но знание и умение пользоваться ГР может быть полезным и серьезным фотографам с куда более мощными камерами.

Гиперфокальное расстояние зависит от фокусного расстояния объектива и выбранной диафрагмы. Например, объектив с фокусным расстоянием 28 мм при диафрагме f/22 имеет гиперфокальное расстояние 1,37 м. Вы можете рассчитывать, что при установке объектива на 1,37 м глубина резко изображаемого пространства составит от 1,37:2=0,7 м до бесконечности. Еще пример: объектив 50 мм при f/16 установлен на 6 м (см. таблицу), тогда глубина резкости составит от 3 м до бесконечности.

Знание гиперфокального расстояния весьма важно, например, при съемке пейзажей, когда используются широкоугольные зум-объективы. Эти зум-объективы (как, впрочем, и большинство других) имеют шкалы глубины резко изображаемого пространства на оправе, которая могла бы быть использована для установки объектива на гиперфокальное расстояние.

Важно иметь в виду, что если объектив установлен на гиперфокальное расстояние, то, глядя в видоискатель, вы можете подумать, что необходима перефокусировка. Однако нужно доверять науке: в момент экспозиции диафрагма "подпрыгнет" до нужного значения и нужная глубина резкости будет получена (естественно, это не касается камер старого образца, у которых нет "прыгающей" или "мигающей" диафрагмы, равно как и незеркальных камер).

Ниже приводим таблицу гиперфокальных расстояний объективов для основных фокусных расстояний и диафрагм.

Объектив f/11 f/16 f/22 f/32
15 мм 0,8 м 0,5 м 0,39 м 0,27 м
16 мм 0,8 м 0,63 м 0,45 м 0,3 м
17 мм 1,00 м 1,6 м 0,9 м 0,3 м
18 мм 1,1 м 0,8 м 0,6 м 0,4 м
20 мм 1,4 м 1,0 м 0,7 м 0,5 м
24 мм 2,0 м 1,4 м 1,0 м 0,7 м
28 мм 2,7 м 1,9 м 1,4 м 1,0 м
35 мм 4,2 м 3,0 м 2,1 м 1,5 м
50 мм 8,4 м 6,0 м 4,2 м 3,0 м
85 мм 24,6 м 17,4 м 12,3 м 8,7 м
105 мм 37,8 м 26,4 м 19,0 м 13,2 м

Эту таблицу можно скопировать, заламинировать и иметь всегда при себе на всякий пейзажный случай.

Подобную таблицу каждый может рассчитать и самостоятельно по формуле

ГР = F*F/C*D,

где F -фокусное расстояние, C -кружок нерезкости (в наших расчетах 0,026 мм), а D -диафрагменное число, причем F, C и, соответственно, ГР выражены в мм.

Размер кружка нерезкости выбран для следующих условий: печать полного негатива (без кадрирования) форматом 20х30 см. Если рассматривать кружок нерезкости 0,25 мм с расстояния наилучшего зрения (то есть примерно 250 мм), то, при условии 10-кратного увеличения, этот кружок будет равен С = 0,025 мм. Для наших расчетов мы приняли диаметр кружка равным 0,26 мм. Это объясняется тем, что в наиболее массовой англоязычной фотографической литературе и периодической печати он принимается равным 0,001 дюйма, от есть 0,0254 мм с прогрессивным округлением.

Важно также иметь в виду, что для стандартной печати 10х15 см выбранный критерий является даже чрезмерно жестким, в то время как для увеличений 30х40 см требуется пересчет с меньшим значением кружка нерезкости. Однако для обычных условий именно выбранное нами значение является общепринятым стандартом (для печати 30х40 см и больше при любой возможности лучше пользоваться средним форматом; конечно, это отнюдь не значит, что с узкого негатива такой отпечаток невозможен).

Не перефокусируйте объектив, если он установлен на гиперфокальное расстояние, даже если объект выглядит в видоискателе нерезким!

Юрий Родин