Краткая история фотографии


Первые фотоаппараты ничем не походили на используемую сегодня технику, но, тем не менее, они имели то же самое назначение - они улавливали свет. В качестве самых первых камер фигурировали затемненные комнаты. Через маленькое отверстие в оконной шторе или в стене свет проникал внутрь и создавал на дальней стене комнаты или надругой поверхности перевернутое изображение предметов, которые находились за пределами комнаты. Это устройство называлось камерой-обскурой (дословно "темная комната"). В 1558 году была впервые опубликована книга Джонами и Батиста делла Порта "Реальная магия" (Giovanni Batticta della Porta, "Natural Magic"), в которой рассказывалось о том, как камера-обскура использовалась для помощи чертежникам и иллюстраторам. Кроме того, она стала источником развлечений для обычной публики.

Краткая история фотографии
Некоторые камеры-обскуры были величиной с комнату, в то время как другие имели меньший размер, были переносными и устанавливались на конных повозках


ПРИМЕЧАНИЕ: И сегодня все еще можно найти камеры-обскуры. К сожалению, многим из них угрожает демонтаж или же их крайне сложно реставрировать. В их число входит и 50-летняя "Камера-великан" (Giant Camera), направленная на Seal Rock в Сан-Франциско, которую планировалось закрыть в конце 1999 года. После кампании, проведенной приверженцами камер-обскур, 23 мая 2001 года эту камеру включили в Национальный реестр исторических мест.


Постепенно размеры камер-обскур уменьшались, и в итоге она приняла вид коробки, обычно деревянной, в одну из боковин которой была встроена линза. Напротив линзы под углом 45° помещалось зеркало, над которым располагалась матовая или грунтованная стеклянная пластинка. Художник накладывал на нее листтонкой бумаги и вручную копировал спроектированное изображение. Теперь рисовать мог каждый - для этого требовалось совсем немного умения.

Краткая история фотографии
Уменьшенные в размерах камеры-обскуры стали использоваться в качестве инструмента, помагающего художнику передать контуры изображения


ПРИМЕЧАНИЕ: Когда я учился в колледже, некоторые из моих друзей создавали камеры-обскуры прямо в своих комнатах. Они выключали свет, завешивали светонепроницаемой бумагой окно, выходящее в парк; в бумаге вырезали маленькую дырочку и делали заслонку. Противоположная стена являлась фокусной плоскостью - на ней подвешивался рулон прозрачной диапозитивной пленки. Затем заслонка убиралась, и свет попадал на пленку, которую сворачивали в рулон, клали в светонепроницаемую коробку и затем проявляли. Для демонстрации готовых изображений мои друзья сделали большую, освещаемую сзади камеру с матовым кусочком оргстекла. Это было великолепно!


В 1764 году граф Франческо Альгаротти (Count Francesco Algarotti) посвятил камерам-обскурам од ну из глав своей книги "Эссе о живописи" (Essay on painting). Он написал: "Если бы лучшие итальянские художники не пользовались этим изобретением, они не смогли бы создавать столь совершенные изображения". Из источника развлечений камера превратилась в полезный инструмент.

Серебряное вещество Шульце

В 1727 году немецкий физик Йохан Генрих Шульце (Johann Heinrich Schulze) обнаружил, что свет может влиять на структуру веществ. Он смешал в бутылке серебро, мел и азотную кислоту, сделал над ней пассы руками и встряхнул ее. Затем Щульце выставил смесь на яркий солнечный свет и увидел, что она потемнела. Чтобы доказать, что реакция была вызвана именно воздействием света, а не повышением температуры, он повторил процесс, но наэтотразсубстанция была не освещена, а сильно нагрета. Второй эксперимент не привел к изменению состава, что послужило доказательством теории Шульце.

Гелиография

Француз Жозеф Ньепс (Joseph Niepce) начал эксперименты со светочувствительными материалами примерно в начале 1800-х годов. Ньепс обнаружил, что асфальто-подобное вещество питум им становится тверже, если на него воздействовать светом. Он покрывал битумином металлические пластинки и освещал их в камере-обскуре.
После длительного воздействия света пластинки мыли, удаляя не подвергшийся воздействию света битумин, а затем макали в кислоту, которая вытравливала неосвещавшиеся участки металла. После этого пластинки покрывали чернилами и прижимали к бумаге, печатая таким способом исходное изображение. Лье не назвал этот процесс гелиографией.

Дагерротипы

Примерно в 1825 году исследованиями того же самого фотографического процесса занимался другой француз, Луи Дагер (Louis Daguerre). Хотя он работал над тем же экспериментом, что иНьепс, он действовал немного в другом направлении. На медную пластинку нанос ил ось серебро, на которое затем воздействовали испарениями йода, чтобы получить йодид серебра. После того как на пластинке появлялось светочувствительное покрытие, ее помещали в камеру-обскуру и довольно долго освещали. Как следует из опытов Шульце, йодистое серебро темнеет под воздействием света. При этом хотя бы раз подвергнутая действию света серебряная соль обычно продолжала темнеть, пока, в конце концов, все изображение не становилось черным.
Дагер случайно решил эту проблему, оставив экспонированную пластинку в кабинете, в котором хранилась ртуть. Когда он снова взял в руки пластинку, то заметил, что изображение перестало изменяться, оно не потемнело до конца. Пары ртути зафиксировали изображение. Так как этот способ проявки фотографий или удаления неиспользованного серебра был небезопасным для здоровья, британский астроном и ученый сэр Джон Херсчель (John Herschel) в 1819 году предложил мыть пластинку в растворе гипосульфита натрия, в котором неэкспонированное серебро удалялось в резрьтате химической реакции. Дагер называл свои фотографии дагерротипами. Изначально дагерротипы встречались редко из-за своей высокой цены; их могли позволить себе только очень богатые люди. Позже, после "Серебряной войны", они стали доступны и для обычных граждан.

Краткая история фотографии
Дагерротип


Талботипы

В одно время с Дагером работал англичанин Вильям Генри Фоке Талбот (William Henry Fox Talbot). Он реализовал тот же процесс, что и Дагер, используя в качестве "пластин" бумагу, а не металл. В результате получился негатив. (Помните, что серебро темнеет при попадании на него света и сохраняет свой цвет там, где этого не происходит. Дагерротипы являются негативными изображениями, и что бы они выгляцели "позитивными", их следует держать под особым углом.) Затем бумажный негатив покрывался воском - это делало его полупрозрачным, и процесс фотографирования повторялся, что приводило кпоявлению позитивного изображения. Как вы уже, наверное, догадались, Талбот называл свои снимки талботипами.

Прародитель желтой коробочки

В 1888 году Джордж Истмэн (George Eastman) освоил технологический процесс освеoения серебра, нанесеyного на гибкую пластиковую пленку. Новая компания Истмэна, Kodak, продавала фотокамеры в комплекте со свернутой в рулон пленкой, которая позволяла отснять примерно 100 кадров. Когда пленка заканчивалась, покупатель приносил использованную камеру продавцу. После обработки пленки и печати фотографий - это выполняла компания Kodak - заново заряженная камера возвращалась владельцу.

ПРИМЕЧАНИЕ: Существует множество слухов о том, как Джордж Истмэн придумал слово Kodak. Некоторые считают, что оно произошло от звука, который издавал затвор его фотоаппарата. Но Истмэн oобъяснял это по-другому: "Я сам выдумал это название. Больше всего я люблю букву К - мне кажется, она принадлежит к сорту сильных, острых букв, Затем я составлял огромное количество комбинаций букв, образующих слова, которые начинались с буквы К и заканчивались ею. В результате я выбрал слово Kodak".