СПОРТИВНАЯ СЪЕМКА
(спортивный репортаж)I. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Спортивная съемка - это изображение спортсмена или группы спортсменов в движении, в действии, в борьбе. Такие снимки должны быть динамичными, показывать участников соревнований в выразительных, красивых фазах движения. Поэтому фотограф должен хорошо знать правила и технику вида спорта, который он снимает.Наиболее практично использовать цифровые камеры. Так же для таких съемок подходят все малоформатные аппараты.
Нормальный объектив ограничивает возможности фотографа, так как приходится близко подходить к спортсмену, что не всегда возможно. Для съемки издалека необходим длиннофокусный объекив. Для съемки соревнований в помещении удобен широкоугольный объектив.
Величина выдержки зависит от скорости движения спортсменов. Существуют следующие правила:
1. Выдержка тем короче, чем больше скорость движения.
2. Выдержка тем продолжительнее, чем дальше находятся движущийся объект от фотоаппарата, и тем короче, чем он ближе к нему.
3. Выдержка тем короче, чем больше фокусное расояние объектива.
4. При движении объекта параллельно плоскости [фотоматериала требуется минимальная выдержка.
5. Когда объект движется прямо на фотоаппарат, выдержку можно увеличить в три-четыре раза по сравнению с минимальной.
6. Если объект движется под углом до 45° к оптической оси объектива, выдержку можно увеличить в полтора-два раза по сравнению с минимальной. При углах, больших 45°, необходимо снимать с минимальной выдержкой.
Определять выдержки в зависимости от скорости движения можно ориентируясь по таблицам.
Средняя скорость движения обектов | ||
Объект | Скорость | |
км/ч | м/с | |
Бегун | 18-35 | 5-10 |
Велосипедист | 35-55 | 10-15 |
Гребные гонки | 18 | 5 |
Конькобежец | 35-45 | 10-12 |
Лошаль шагом | 5,5 | 2,5 |
Лошаль рысью | 15 | 4,2 |
Лошаль на скачках | 45-55 | 12-15 |
Лыжник, нормальный шаг | 7-11 | 2-3 |
Лыжник, гонка на равнине | 15-18 | 4-5 |
Лыжник, прыжок с трамплина | 45-55 | 12-15 |
Слалом | 70 | 20 |
Скоростной спуск с гор | 90 | 25 |
Мотоциклист, кросс | 30-60 | 8-16 |
Пловец | 3,5-6 | 1-1,7 |
Пешеход | 3,5-5 | 1-1,4 |
Футболист | до 35 | до 12 |
Хоккеист | до 45 | до 12 |
Яхта | 15 | 4,2 |
Таблица: Выдержек при съемке объектов, движущихся параллельно фотоматериалу (ПЗС - матрице)
В спортивной съемке существенную роль играет фон. Надо стремиться, чтобы он не мешал зрительному впечатлению, не был монотонным, но и не сливался с главным объектом. Фон должен контрастировать с объектом. Если объект светлый, то фон лучше выбирать темный.
При съемке бегунов и конькобежцев можно использовать прием смазывания фона передвижением фотоаппарата параллельно движению спортсменов. В этом случае спортсмен выходит резким, а фон размытым. Такие снимки усиливают впечатление движения.
Нерезкость фона - допустимый прием еще и потому, что он позволяет выделять главный сюжетно-тематическнй центр снимка - спортсмена. Получать нерезким второй и третий планы легче, фотографируя длиннофокусным объективом.