СПОРТИВНАЯ СЪЕМКА

(спортивный репортаж)

I. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Спортивная съемка - это изображение спортсмена или группы спортсменов в движении, в действии, в борьбе. Такие снимки должны быть динамичными, показывать участников соревнований в выразительных, красивых фазах движения. Поэтому фотограф должен хорошо знать правила и технику вида спорта, который он снимает.

Наиболее практично использовать цифровые камеры. Так же для таких съемок подходят все малоформатные аппараты.

Нормальный объектив ограничивает возможности фотографа, так как приходится близко подходить к спортсмену, что не всегда возможно. Для съемки издалека необходим длиннофокусный объекив. Для съемки соревнований в помещении удобен широкоугольный объектив.

Величина выдержки зависит от скорости движения спортсменов. Существуют следующие правила:
1. Выдержка тем короче, чем больше скорость движения.
2. Выдержка тем продолжительнее, чем дальше находятся движущийся объект от фотоаппарата, и тем короче, чем он ближе к нему.
3. Выдержка тем короче, чем больше фокусное расояние объектива.
4. При движении объекта параллельно плоскости [фотоматериала требуется минимальная выдержка.
5. Когда объект движется прямо на фотоаппарат, выдержку можно увеличить в три-четыре раза по сравнению с минимальной.
6. Если объект движется под углом до 45° к оптической оси объектива, выдержку можно увеличить в полтора-два раза по сравнению с минимальной. При углах, больших 45°, необходимо снимать с минимальной выдержкой.

Определять выдержки в зависимости от скорости движения можно ориентируясь по таблицам.

Средняя скорость движения обектов
Объект Скорость
км/ч м/с
Бегун 18-35 5-10
Велосипедист 35-55 10-15
Гребные гонки 18 5
Конькобежец 35-45 10-12
Лошаль шагом 5,5 2,5
Лошаль рысью 15 4,2
Лошаль на скачках 45-55 12-15
Лыжник, нормальный шаг 7-11 2-3
Лыжник, гонка на равнине 15-18 4-5
Лыжник, прыжок с трамплина 45-55 12-15
Слалом 70 20
Скоростной спуск с гор 90 25
Мотоциклист, кросс 30-60 8-16
Пловец 3,5-6 1-1,7
Пешеход 3,5-5 1-1,4
Футболист до 35 до 12
Хоккеист до 45 до 12
Яхта 15 4,2


Таблица: Выдержек при съемке объектов, движущихся параллельно фотоматериалу (ПЗС - матрице)

В спортивной съемке существенную роль играет фон. Надо стремиться, чтобы он не мешал зрительному впечатлению, не был монотонным, но и не сливался с главным объектом. Фон должен контрастировать с объектом. Если объект светлый, то фон лучше выбирать темный.

При съемке бегунов и конькобежцев можно использовать прием смазывания фона передвижением фотоаппарата параллельно движению спортсменов. В этом случае спортсмен выходит резким, а фон размытым. Такие снимки усиливают впечатление движения.

Нерезкость фона - допустимый прием еще и потому, что он позволяет выделять главный сюжетно-тематическнй центр снимка - спортсмена. Получать нерезким второй и третий планы легче, фотографируя длиннофокусным объективом.