Беседы о фотомастерстве


БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ

Композиция и движение



фото 142 фото 141 Живописное по тонам фото 141, получилось довольно статичным, хотя в жизни выбранный для съемки сюжет (балет на льду) наполнен гармонией движения. Причина в том, что композиционный рисунок кадра оказался очень спокойным, уравновешинным. Материал картины равномерно распределен по всему полю кадра , правая его сторона соответствует левой, а верняя часть - нижней. Словом, возникает то особо устойчивое равновесие, которое обусловливается тождеством частей картины. А мы уже много раз замечали, что построение снимка по законам равновесия приводит к образованию статичного фотоизображения.

Теперь нам становтся понятным, почему так заторможено движение на фото 142. Устойчивое центральное положен фигуры на картинной плоскости лишает композицию динамики: все основные элементы изображения расположены по центральной вертикальной оси - яркое пятно прожектора, фигура спортсменки, тень и блики на льду . Строгая вертикаль, да еще походящая по центру кадра, создает линейный рисунок, не способный сделать композицию динамичной. Нередко главным объектом изображения становится именно движущийся объект, и изобразительный акцент приходится на этот сюжетный центр - в фигура спортсмена, идущий человек, мчащийся автомобиль и пр., выявляется их движение.

На фото 141 статичность композиции во многом объясняется тем, что акцент пришелся на музыкантов оркестра, находящихся на переднем плане. Они занимают весь передний план - активную часть кадрового пространства, маштабно преувеличены и темными силуэтами отчетливо выделяются на более светлом фоне. А центральная часть сюжета- балерины - оказалась на втором плане. Оттого и движения их не выявлены. От первого плана внимание зрителя обращается к самой глубине, где в силу контраста тонов отчетливо рисуются удаленные фигуры. И лишь в последнюю очередь зритель обращается к двум главным персонажам, к сюжетному центру картины, увы, не ставшему ее композиционным центром.
Назад оглавление Продолжение