ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ТЕКСТУРА

При фотосъемке натюрмортов, товаров и изделий освещение играет очень важную роль. Если поверхность объекта съемки имеет выраженную или неоднородную текстуру, наилучшим образом ее можно показать с помощью бокового света. Если свет идет сбоку, окутывая всю поверхность объекта, он хорошо прорисовывает де тали поверхности. Текстурное освещение может быть самым разным. Это могут быть солнечные лучи, идущие поперек фасада кирпичного здания, свет студийного стробоскопа, освещающий бороду мужчины сбоку, или свет из низкого окна, разливающийся по поверхности деревянного стола. Вы можете использовать рассеянный или направленный свет, только обязательно удостоверьтесь, что он идет сбоку. Натюрморт

ОТРАЖАЮЩИЕ ПОВЕРХНОСТИ

Если объект съемки имеет отражающую поверхность, лучше всего воспользоваться большим источником рассеянного света, например софтбоксом. Маленький источник направленного света будет отражаться на объекте съемки белой световой точкой — ничего хорошего! Подобные объекты действуют как зеркала, отражая всю студию. Вы, по всей вероятности, увидите на таком объекте множество нежелательных отражений, включая и самого себя.

Поднесите софтбокс так бл ко к фотографируемому объекту, насколько это возможно, чтобы отгородить остальную часть студии. Также в этом случае можно использовать так называемую световую палатку. Это конус из светорассеивающего материала с открытым основанием и небольшим отверстием сбоку, в которое вставляется фотокамера. Вы можете размешать источники света снаружи палатки. Рассеивающий материал пропускает свет, в результате чего в палатке образуется мягкое бестеневое освещение.

Но не всегда, имея дело с отражающими поверхностями, необходимо создавать мягкое освещение. Чтобы лучше показать форму объекта, иногда бывает предпочтительнее чередовать области с белыми отражениями и области с черными или серыми отражениями. Вы сами должны будете определить, что больше подойдет в каждом конкретном случае. Нужно ли делать так, чтобы объект съемки отражал только белое? Может быть, сочетание светлых и темных от ражений будет смотреться интереснее? Поэкспериментируйте, располагая софтбокс под различными углами, чтобы создать различные формы отражений, или размещая вокруг объекта съемки белые или серебристые пластины, чтобы уменьшить размеры и количество темных отражений.

Вы также можете создавать переходящие тона, направляя стробоскоп так, чтобы свет отражался от большого белого щита. По мере удаления от того места, куда попадает основной поток света от стробоскопа, освещенность будет падать. Разверните щит так. чтобы отраженный от него свет попадал на объект съемки. В этом случае вы получите серию тонких переходов тонов — от белого к серому. Если вы будете использовать такой метод и для другого источника света, обязательно воспользуйтесь именно той же белой поверхностью, что и для первого источника.

Имейте в виду, что, фотографируя объекты, подобные этим, вы фотографируете скорее отражения в объекте, чем непосредственно сам объект. Смотрите фотографии, на которых запечатлены отражающие поверхности (для таких целей вам очень подойдет каталог кухонной мебели и утвари — там много хромированных поверхностей). Обращайте внимание, как белые, серые и черные отражения определяют форму фотографируемого изделия.

СТЕКЛО

Стекло также требует особого внимания фотографа. Такая прихотливость объясняется его способностью отражать свет и его прозрачностью. Обычно оно смотрится лучше, будучи освещенным сзади рассеянным светом. Светом, идущим сзади, также очень хорошо подсветить жидкость, налитую в стакан или бокал. Другой свет, идущий сбоку (как правило, в таких случаях используется софтбокс или рассеянный свет от окна), эффектно подчеркнет форму бокала.

Попробуйте располагать в разных местах вокруг фотографируемого вами стеклянного изделия белые или черные карточки, чтобы поэкспериментировать с отражениями различной формы. Кроме того, таким образом можно создать контраст между объектом съемки и задним планом. Найдя подходящий светлый фон, расположите с обеих сторон карточки, чтобы получить темные грани на светлом фоне. Затем попробуйте проделать то же самое со светлыми карточками и темным фоном.

Натюрморт ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Если вдаваться в подробности, про фотосъемку продуктов питания можно написать отдельную книгу. Здесь приведены лишь некоторые проверенные методы, которые послужат вам верой и правдой.

При фотосъемке пищевых продуктов очень важно художественное оформление. Пирожок, сфотографированный рядом с ножом, маслом и чашкой дымящегося кофе, смотрится очень аппетитно. Но с другой стороны, сфотографировав пирожок отдельно на сером фоне, вы сможете гораздо лучше показать его форму.

Продукты питания лучше смотрятся, когда все фотоизображение в целом выполнено в теплых тонах, поэтому при съемке рекомендуется пользоваться светофильтрами теплых тонов, устанавливаемыми перед источниками света или надеваемыми на объектив фотокамеры. Наиболее удачное расположение источника света в данном случае — над объектом съемки немного позади него. При таком освещении тени будут падать вперед, подчеркивая форму и объемность объекта съемки.

Освещение также может помочь создать общее настроение фотографируемой сцены. Использование трафаретов (резных затеняющих экранов) наряду с применением светофильтров поможет получить пестрый световой рисунок.

Все вместе это создаст иллюзию утреннего света, проникающего через окно.

Помните наш разговор о преимуществах переэкспонированного заднего плана, освещенного солнечным светом? Такой же эффект вы можете создать и в данном случае. Расположите источник света (направленного или рассеянного) над объектом съемки немного позади него. Разверните источник так, чтобы область позади объекта съемки была освещена больше. Добейтесь того, чтобы освещенность заднего плана была на две-четыре ступени диафрагмы ярче освещенности объекта съемки. Если это необходимо, придвиньте источник света ближе.

Натюрморт ФОН

Чтобы иметь возможность создать универсальный фон, который пригодится вам во многих ситуациях, приобретите плексиглас. Это прозрачный твердый материал на основе органических полимеров (оргстекло). Он бывает самых различных цветов. Для данных целей больше всего подойдет белый матовый и черный.

Если белый плексиглас осветить сзади или снизу и к тому же пере -экспонировать, можно создать иллюзию того, что объект съемки плавает. Например, положите лист белого матового плексигласа на перекрещенные деревянные опоры. Под листом около пола поместите стробоскоп. Направьте стробоскоп вверх, чтобы свет попадал на оргстекло. Вокруг деревянных опор поставьте несколько белых щитов, которые также будут отражать свет стробоскопа вверх. Также стробоскоп можно направить вниз, положив на пол большой белый щит.

Сверху на лист оргстекла положите объект съемки. Проведите замеры экспонометром у верхней стороны плексигласа, повернув экспонометр матовым колпачком вниз. Если экспонометр показывает, к примеру, f-22, установите на диафрагменном кольце объектива f-16. Благодаря этому плексиглас будет абсолютно белым, а объект съемки хорошо освещен снизу. Если необходимо, можно использовать второй источник света, который будет находиться сверху и осветит только объект съемки.

Черный плексиглас не освещают снизу, как белый. Он ценен тем, что дает возможность создать прекрасные отражения. Положите объект съемки на черный плексиглас и осветите его. В этом случае на стекле вы увидите темное, но очень отчетливое отражение объекта съемки, которое будет подчеркивать его форму. На таком фоне лучше всего фотографировать объекты простых, четких форм. Если на объекте съемки будет слишком много деталей, это только запутает зрителя, потому что его взгляд будет постоянно переходить вверх и вниз, от объекта к его отражению и наоборот. Необычный фон. Поищите какой-нибудь необычный фон для съемки. Возможно, это занятие подстегнет ваше воображение в поиске интересных кадров.

ЦВЕТНЫЕ ТЕНИ

Еще один интересный прием, который использовался при фотосъемке товаров и изделий. Это создание цветных теней. Чтобы добиться такого эффекта, расположите над объектом съемки немного позади него источник направленного света. Благодаря этому перед объектом образуются четкие тени. Укрепите перед этим источником света светофильтр теплых тонов (желтый, оранжевый или красный). Затем установите еще один источник света, направив его на тень, созданную первым источником. Постарайтесь сфокусировать свет второго источника именно на тени, обернув лампу стробоскопа специальным черным материалом, например Cinefoil. Установите перед вторым стробоскопом холодный светофильтр (синий, зеленый или фиолетовый). Добейтесь того, чтобы освещенность от этого стробоскопа была на две ступени диафрагмы меньше, чем освещенность от заднего стробоскопа. В этом случае второй стробоскоп послужит источником заполняющего света, придавая цвет тени, но не меняя цвета объекта съемки.