ПРИЕМЫ МНОГОКРАТНОГО ЭКСПОНИРОВАНИЯ

Из книги Необычная фотография. 1990г.
В.И. Колесников

Оглавление:
Фотограмма, или люминограмма
Фотографирование молний ночью
Эффект разделения цветов
Черный бархат
Эффект Сабатье

          Многократно экспонировать черно-белые, цветные негативные и обращаемые кинофотопленки на один и тот же кадр можно практически любым фотоаппаратом. Труднее — фотоаппаратами-роботами с полной неотключаемой автоматикой, легче — простыми аппаратами с центральным затвором (“Эстафета”, “Искра”, “Москва-2”, “Любитель-166” и т. п.), так как в них, не переводя, пленку экспонировать можно многократно, при разных скоростях и диафрагмах. Чем крупнее формат, тем лучшие результаты можно получить.

          Одни приемы можно выполнить аппаратами только с центральным затвором, другие — вообще без аппарата, под фотоувеличителем в позитивном процессе. Приемов разработано много. Мы рассмотрим наиболее, на наш взгляд, простые, доступные для исполнения в любительских условиях. Для удобства назовем их так: фотограмма, черный бархат, эффект Сабатье, эффект разделения цветов.

Фотограмма, или люминограмма.

          Эти приемы могут быть статичными или динамичными. Их можно применять на черно-белых, цветных негативных, диапозитивных пленках, на фотобумаге (контактным и проекционным способами). Статичная фотограмма, т. е. фотосилуэт, известна давно. Сегодня фотосилуэт широко применяется в науке и технике, в прикладном искусстве, в рекламе, при изготовлении плакатов. Теневое изображение может быть темным на светлом фоне или светлым на темном фоне; возможен и смешанный вариант.

          Для получения силуэта головы человека помещают за полупрозрачным экраном (большое матовое стекло, лист кальки на раме, матовая целлофановая пленка и т. п.), освещают контровым светом мощного источника, который должен полностью перекрываться объектом съемки (рис. 2). Чем ближе к экрану объект съемки, тем четче получится его изображение. Оптимальное расстояние между объектом и экраном равно 0,3—0,4 м. Выдержка определяется по светлым местам изображения. Снимать желательно на максимально контрастных материалах и обрабатывать их в контрастно работающих проявителях, например ФТ-41, ФТ-2, Д-11, А-71, рецептуру которых приводим ниже.

          ФТ-41 и ФТ-2, метолгидрохиновые проявители, позволяющие достигнуть высокой контрастности за короткое время обработки технических пленок типов ФТ-2 и ФТ-41, имеют следующий состав:

Вода дистиллированная (25-45 С), мл

700

Метол, г

5

Сульфит натрия безводный, г

40

Гидрохинон

6

Поташ, г

40

Бромистый калий (для ФТ-41), мл

3

Бромистый калий (для ФТ-2), мл

6

Вода холодная до объема, мл

1000

             Рабочая температура проявителя 20 °С. Для достижения максимальной контрастности время проявления 4— 5 мин. В этих проявителях рекомендуется обрабатывать также пленки типа “Микрат-300” и “Микрат-200”, фотопластинки, фототехническую бумагу. Проявитель хорошо сохраняется полгода в наполненном до пробки и плотно закрытом сосуде, содержащемся в темном месте.

          Д-11 (“Кодак”), метолгидрохиноновый проявитель для достижения очень высокого контраста, имеет такой состав:

Вода дистиллированная (25-45 С), мл

700

Метол, г

1

Сульфит натрия безводный, г

75

Гидрохинон

9

Поташ, г

32,5

Или сода безводная, г

25

Бромистый калий (10 %-й раствор), мл

50

Вода холодная до объема, мл

1000

          
          Рабочая температура проявителя 20 °С. Время проявления для достижения максимальной контрастности на репродукционных пленках и пластинках составляет примерно 5 мин. Этот проявитель можно использовать в жаркую пору года как “тропический”. При температуре раствора 27 °С в него после растворения бромистого калия добавляют 50 г безводного или 115 г кристаллического сернокислого натрия; 30° — соответственно 75 или 170 г; до 33° — соответственно 100 или 230 г; до 35° включительно — соответственно 100 или 230 г. Нужно помнить, что, начиная с температур выше 32 °С, время проявления негативного материала требуется сокращать па 75 %. Проявитель хорошо сохраняется полгода в наполненном до пробки и плотно закрытом сосуде, содержащемся в темном месте.

          А-71 (“Агфа”), метолгидрохиноновый проявитель для достижения высокого контраста, имеет следующий состав:

Вода дистиллированная (25-45 С), мл

700

Метол, г

5

Сульфит натрия безводный, г

40

Гидрохинон

6

Поташ, г

40

Бромистый калий (10 %-й раствор), мл

60

Вода холодная до объема, мл

1000

          Рабочая температура 20 °С. Время проявления для достижения максимальной контрастности от 2 до 3 мин. Дольше пленку обрабатывать нецелесообразно из-за роста зернистости изображения. Время обработки пленки довольно короткое. Во избежание перепроявления рекомендуем такой порядок работы. В фотобачок наливаем проявитель, в промывочный бак — чистую воду (20 °С). Выключаем свет в лаборатории. В темноте вставляем пленку в спираль катушки. Одновременно с пуском сигнальных лабораторных часов плавно, но быстро опускаем спираль с пленкой в проявитель и вращаем ее. Бачок остается открытым. Когда прозвучит сигнал, пленку вынимаем из проявителя и опускаем в воду для промывки или же в бачок со стоп-раствором. Дальнейшее — как обычно. Такой метод дает равномерное проявление по всей площади эмульсии без подтеков.

          На негативе силуэт объекта съемки будет прозрачным. При контактной или проекционной печати в его контуры можно впечатать нормальное изображение того же самого объекта, применяя контурные маски и контрмаски. В этом случае техника изготовления силуэтного изображения используется как одна из разновидностей фотографического монтажа. Таким образом можно получить фотографии непрозрачных и полупрозрачных предметов, стеклянных и хрустальных изделий, деталей механизмов и др.

          Печатают силуэтное изображение на глянцевой или матовой бумаге, подбирая ее контрастность в зависимости от того, будет изображение простым или же комбинированным, т. е. в зависимости от степени контрастности негативного изображения, впечатываемого в силуэтное.

          На фотобумаге статичные фотограммы изготовляются так. При неактиничном (оранжевом, красном) освещении на экран увеличителя кладут эмульсией вверх лист фотобумаги, а на нем в соответствии с задуманной композицией размещают предметы съемки (непрозрачный, полупрозрачный или прозрачный), освещая их светом лампы увеличителя. При ее мощности в 75—10043т, диафрагме 3,5—4,5 в конденсорном увеличителе для формата освещения размером 18Х 24 см время экспонирования бумаги “Унибром” или “Фотобром” составит 2—6 с (в зависимости от плотности полупрозрачного предмета съемки).

          Используя маски, необходимо точно совмещать их внутренние и внешние контуры, согласовывать яркость освещения разных объектов, диафрагмы, глубины резкости, а также добиваться, чтобы плотность разных изображений на конечном фотоотпечатке визуально отвечала замыслу.

          С помощью масок можно, например, впечатать в пейзаж молнию, Солнце, Луну и т. п. Для этого на черной бумаге форматом ЗОХ 40 см рисуем контуры молнии, ножницами аккуратно вырезаем отверстие по контуру и с тыльной стороны заклеиваем его калькой или цветным целлофаном. На расстоянии 0,75—1,5 м за этой маской с молнией устанавливаем глубокий рефлектор с матовой лампой мощностью 100—150Вт (рис. 3). Резкость наводим по контуру изображения молнии; можно сделать и слегка “размытый” снимок. Затем под увеличителем негативное изображение “молнии” впечатывается в какой-нибудь участок ночного облачного неба с другого негатива.

          Снимая на цветные пленки, перед источником освещения можно ставить цветные светофильтры или цветные лампы. Таким простым способом можно изготовить синюю молнию, красное заходящее Солнце, матовый голубой месяц.

          Фотолюбители, возможно, замечали, что иногда поело” фотографирования некоторых сцен на освещенных вечерних городских улицах на негативах или слайдах появляются прямолинейные, кривые черно-белые или же цветные полосы (в зависимости от типа пленки в аппарате). Их оставили огни двигавшихся мимо объектива транспортных средств: автомашин, троллейбусов, трамваев. Такие световые “автографы” называются динамичными фотограммами, или люминограм-мами. Применяют их в науке и технике, рекламе, прикладном искусстве.

          В домашних условиях люминограммы можно получить с помощью светового маятника. В темном помещении на штативе устанавливаем фотоаппарат объективом вверх; над ним на высоте 0,75—1,5м на леске закрепляем один или несколько точечных источников света разных цветов; резкость наводится на один из них. После того как маятникам придают колебания разных амплитуд и направлений, открывают установленный на длительную выдержку затвор. Объективы применяют стандартные и широкоугольные, пленка может быть любая, чувствительностью 65—90 ед. ГОСТа, диафрагменное число 8—11, выдержка примерно 15— 20 с для лампочки мощностью 6,3 Вт.

          Художественная съемка люминограмм осуществляется так. Вечером или ночью устанавливаем аппарат с центральным затвором на прочном штативе над площадью или улицей на высоте третьего-четвертого этажей, на берегу реки, на холме, мосту и т. п. Объектив — стандартный или широкоугольный в зависимости от задуманной композиции.

          Фотографировать начинаем после захода Солнца. Первую экспозицию определяем по закатному небу, желательно с облаками, когда небо еще довольно яркое и переливается разными красками. Это в том случае, если его значительная часть входит в кадр. Для цветных и черно-белых пленок чувствительностью 45—65 ед. ГОСТа первая выдержка в такую пору (и зимой и летом) при диафрагменном числе 8—11 может достигать порядка 1/15—1/2 с. С помощью спускового тросика делаем первую, рассчитанную по яркости неба, ' выдержку. Затем выжидаем, пока не погаснет вечерняя заря и засветятся уличные фонари, свет в окнах, фары транспортных средств, неоновые вывески. Тросиком плавно открываем затвор в то время, когда из улиц: на площадь через поле зрения нашего объектива выезжают, сияя белыми, оранжевыми, желтыми, красными и зелеными огоньками, автомашины, автобусы, троллейбусы, мотоциклы. Как раз эти-то огоньки и создают многоцветную палитру люминограммы на фоне вечерней зари.

          Вторая, третья, четвертая выдержки могут длиться 15—30 с в зависимости от скорости движения транспорта. При этом нужно следить за тем, чтобы прямо в объектив при открытом затворе не попал яркий свет автомобильных фар: появятся нежелательные ореолы, пленка может оказаться значительно переэкспонироваиной.

          Суммарная выдержка может составлять примерно от 30с до 4 мин. Желательно сделать несколько дублей. При слишком длительной выдержке слайды выйдут белесыми, светлыми, при короткой — темными.

          В вечернее и ночное время снимать можно на пленке чувствительностью 32—250 ед. ГОСТа, разных типов, так как и природное, и искусственное освещение могут иметь разную цветовую температуру. Обрабатывать черно-белые пленки рекомендуем в проявителе “Финал” или “Д-76”, а цветные — по рецептам фирм-изготовителей.

Фотографирование молний ночью

         Это разновидность люминограммы. Техника съемки почти та же, что и описанная выше. Наилучшие результаты можно получить, фотографируя через широкоугольные объективы. Аппарат устанавливаем на штативе под навесом, на балконе, в лоджии. Напоминаем, что если гроза над нами, то в целях безопасности нужно подождать, пока она не отойдет на 1 км и более. Линию горизонта выбираем низкую. В нижней части кадра размещаем ландшафт или строения (дома, в которых засветились огни), часть улиц или площадей и т. п.; всю верхнюю часть кадра отводим небу (неважно — чистому или с тучами) и ждем приближения грозового фронта. Пленка может быть любая. Оптимальная чувствительность 32—65 ед. ГОСТа, диафрагменное число от 2 до 11. Дело в том, что молнии фотографируют сами себя, и трудно угадать, какова будет интенсивность ее свечения и цвет, форма и место, где она вспыхнет. Поэтому-то и используем многократное экспонирование одного и того же кадра, фотографируем несколько электрических разрядов. Молнии преимущественно бывают белого и розового цветов различных оттенков, цвет освещенных ими облаков — сщий, черный с розовым отблеском, оранжевый, зеленый, фиолетовый; небо — индиго или фиолетовое. Это мы говорим к тому, чтобы фотолюбитель не подумал, что в кадрах искажены цвета. Шаровые молнии бывают красного, оранжевого, желтого, белого и черного цвета.

          Интересные результаты можно получить, снимая через стандартные телеобъективы, а также “зумы”, например с пределами фокусировки 80—200 мм. В последнем случае, не изменяя положение аппарата, варьируя фокусное расстояние и размеры диафрагмы, можно в одном кадре запечатлеть феерическое переплетение нескольких молний в разных масштабах. Ориентировочные суммарные экспозиции при фотографировании молний для пленок чувствительностью 32—65 ед. ГОСТа приведены в таблице.

Ориентировочный суммарные экспозиции при фотографировании молний для пленок чувствительностью 32—65 ед. ГОСТа/ИСО

Расстояние от фотоаппарата до грозового фронта (км) Диафрагменное число Выдержка (сек)
1-3 11-8 10-15
3-7 8-5,6 15-20
7-10 5,6-4 20-25
10-15 4-2,8 25-45

          Если аппарат фотолюбителя не позволяет отключать механизм транспортировки пленки от механизма взведения затвора, то поступаем так. Выдержку устанавливаем длительную — в положения В, D или Z, т. е. полностью открываем затвор и это положение фиксируем (например, прищепкой на спусковом тросике). Предварительно объектив устанавливаем на бесконечность и надеваем на него светонепроницаемый колпачок из мягкого материала. Таким образом, длительность выдержки регулируем вручную, снимая и надевая колпачок. Секунды можно отсчитывать по хронометру, или пользуясь устным счетом (01, 02, 03...). Последний вариант удобней, так как позволяет следить за переменами в атмосфере, а будет ли выдержка 25 или 27,5 с — существенного значения для нас не имеет. Фотографировать, естественно, следует с устойчивого штатива.

От редакции ProPhoto: В журнале Foto&Video, за фераль 1997г. публиковалась статья "Охотник за молнией". Вот некоторые выдержки из нее:
Алекс Херман предпочитает работать одновременно с двумя камерами, расположенными в одной плоскости. Диафрагма одной из них должна быть установлена на большое значение.
Лучшие по цветовой насыщенности снимки выходят при фотографировании молнии в "сухую" грозу. Молнии же с большим количеством разветвлений, частые в проливной дождь, как правило, не так эффектны своей четкостью. Начинать процесс съемки следует заранее - до момента появления разряда. Иными слонами, ожидание играет здесь немаловажную роль. Необходимо знать, что, если вспышки идут слева направо, то видоискатель нужно вести в обратном направлении. Если вы ожидаете появление молний не рядом с вами, то стоит знать, что большой угол подъема объектива может вызвать нежелательное наличие множественного фонового отсвета.
Результат многолетних съемок реализовался в 1992 году в городке Марсена, провинция Канталь, в музей "Дом гроз".
Несколько советов, если вы снимаете двумя камерами с объективами 50 мм и пленкой Fuji Velvia 50 ISO:
- "Сухая" очень близкая гроза на расстоянии 500-2000м. Диафрагмы: F:8, f:5,6. Один или два снимка.
- Гроза в проливной дождь. 500-2000 м. Диафрагмы: F:11, f:8. Один снимок.
- Близкая гроза 2-4 км. Диафрагмы: Г:5,6, F:8. От 4 до 6 вспышек.
- Дальняя гроза 5-10 км. F:5,6, f:4. 10 вспышек. - Дальняя гроза 10-20 км. F:4, f':2,8. Выдержка несколько минут.
- Очень удаленная гроза, от 20 км. F:1,8. Выдержка 15-20 минут.
Старайтесь избегать диафрагмы f:16 и f:22. При съемке сначала откройте диафрагму 2,8, чтобы осветить пейзаж. Затем закройте до значения f:8 и ждите 1-2 разрядов приближающейся грозы. Если зловещие отблески интенсивно освещают местность ярко-розовыми и ярко-зелеными красками - это высоко-атмосферная гроза, и вам необходимо сориентировать камеру в противоположную сторону.

Полезные ссылки по этой теме вы можете найти в нашем разделе www-ресурсов.

Эффект разделения цветов

          На цветных негативных и диапозитивных кинофотопленках можно получить эффект разделенного трехцветного изображения объекта. Для этого последовательно" через зеленый, синий и красный светофильтры трехкратно экспонируем один и тот же кадр — объект съемки, перемещающийся относительно неподвижного объектива аппарата. Суть эффекта заключается в том, что свет, идущий к пленке через разные светофильтры, создает три отдельных изображения в каждом слое, чувствительном соответственно к зеленой, синей и красной зонам спектра. Иными словами, создается псевдостробоэффект.

          Фотографировать можно одним из двух основных методов. При первом снимают медленно движущиеся объекты, а во втором — быстро перемещающиеся. На штативе закрепляем аппарат с центральным затвором.

          Сначала ставим перед объективом зеленый фильтр и тросиком спускаем затвор, а затем — синий и красный. Фон получится многокрасочным, однако его цвета будут отличаться от натуральных. Медленно движущийся объект па пленке получится строенным, состоящим из трех отдельных изображений соответственно зеленого, синего и красного цветов. Для цветной обращаемой пленки чувствительностью 65 ед. ГОСТа ярким солнечным летним днем рекомендуются выдержки: первая, для красного фильтра при диафрагме 8—1/60 с; вторая, для зеленого при диафрагме 8—1/125 с; третья, для синего при диафрагме 11—1/125 с. Разная длительность выдержек диктуется различной плотностью фильтров: соответственно К-5,6", ЖЗ-2" и Г-1,41'. Можно применить другие фильтры, например К-8", или сложить два Г-1,4'' и получить Г-2,8" и т. п.

          Быстро движущийся объект нужно снимать со штатива впроводку, все время удерживая объект в поле зрения видоискателя. Фон получится смазанным, а объект — резким. Из легкого металла нужно изготовить “звездочку” диаметром 15—17 см с тремя спицами, образующими три сегмента по 120° каждый. В сегментах закрепляем три светофильтра — зеленый, синий и красный. В центре “звездочки” просверлим отверстие диаметром 4—7 мм для оси. “Звездочка” с фильтрами (желательно одинаковой плотности) крепится к головке штатива так, чтобы ось диска была паралельной оси объектива аппарата (рис. 4).

          При вращении диска перед объективом фильтры сменяются последовательно и быстро, в течение одной экспозиции несколько раз. Для пленок 45—65 ед. ГОСТа, четырех-шостикратпых фильтров при диафрагме 16—22 выдержка может длиться 1-2 с. Сперва определяем время экспонирования через каждый фильтр в отдельности, а затем даем общую суммарную выдержку. Надежнее всего метод нескольких предварительных проб. Оптимальная выдержка зависит от чувствительности пленки, интенсивности освещения, кратности фильтров, скорости их сменяемости и диафрагмепного числа.

          При фотографировании в интерьере, интересные результаты можно получить, освещая объект съемки импульсными лампами с высокой частотой повторения вспышек. При этом возможны два варианта: а) снимать через “звездочку”; б) фильтры располагать перед импульсными лампами.

Черный бархат

          Давно замечено, что черные матовые поверхности отражают очень мало падающего на них света. Черный бархат, например,— всего лишь 0,4 %. Если сфотографировать на черно-белую пленку освещенный черный бархат, негатив будет прозрачным, поскольку из-за ничтожно малого отражения света эмульсия сохраняет значительную часть своей чувствительности. Черный бархат считается идеальным не-актиничным фоном. Вместе с тем при трюковых съемках на цветную пленку в кинематографе часто применяют темно-синий фон. Отличные снимки можно получать, фотографируя на фоне большого пустого темного помещения или ночного неба в безлунную ночь при условии, что большие яркие звёзды (Сириус, например) или планеты (Юпитер) не попадают в объектив, так как они могут оставить на негативе темные пятна, а при длительных выдержках — даже полосы.

          Если воздух чистый, нет ни тумана, ни дыма, то темное пространство пустого помещения и ночное небо практически не отражают света вообще. Это и есть идеальный фон.

          Свойства неактиничного фона используются в фото-и кинематографии для создания разнообразных трюков, например съемка одного актера в качестве “двойников”, людей и предметов в разных масштабах и т. п. При этом особое внимание следует обращать на соотношение яркости и тональности объектов, на направленность освещения и ракурсы.

          Фотографируя на фоне черного бархата, его необходимо полностью затенять; фон должен быть вне резкости. Наилучшие результаты получаются тогда, когда объекты значительно светлее фона, так как темные предметы сливаются с фоном. Если это условие игнорировать, то при печатании позитивов под увеличителем дополнительное пропечатывание изображения одежды и предметов, как правило, ведет к тому, что вместе с ними будет выявляться и сам фон. На отпечатках он будет не черным, а темно-серым.

          Перед съемкой сюжета со специальными эффектами целесообразно сделать эскиз будущей фотографии, продумать композицию кадров, определить масштабы изображения людей и предметов, количество и мощность источников света, их расположение.

          Комбинированные съемки выполняются на фоне черного бархата фотоаппаратами с центральным затвором и тросиком при многократном экспонировании одного и того же кадра. Можно использовать также аппараты “Салют-С”, “Киев-88”, пластиночные и другие типы со съемными кассетами. Если конструкция аппарата не позволяет отключать механизм взведения затвора от механизма транспортирования пленки, то комбинированные съемки осуществляются на короткий отрезок пленки, который при каждом взведении затвора будет неподвижным. На все время съемок аппарат закрепляется на устойчивом штативе.

          Черные нитки с узелками, натянутые в вертикальной плоскости между объективом и фоном, упрощают аккуратное размещение объектов. Если предметов несколько, то на нашем эскизе для каждого из них нужно отмечать ракурс, яркость, диафрагменное число и выдержку, при которой он был сфотографирован, что предупредит наложение изображения одного предмета на другой.

          Применение черного бархата в качестве фона позволяет комбинировать фотографии людей, предметов, пейзажей и разных явлений природы, сделанных в разное время и в разных местах. Можно создавать на снимках и диапозитивах вполне реалистические имитации дождя, снега, града, впечатывать нормальные изображения людей и предметов, сфотографированных в иных, необычных масштабах, в черные или теневые участки этих изображений и т. п.

          Силуэтные маски, каше, позволяют значительно разнообразить выбор сюжетов для съемки (рис. 5). Делают их из легких, тонких и прочных материалов (дюралюминия, пластика, фибра), окрашенных черной матовой краской.

          В масках-силуэтах делают определенной формы и размеров отверстия, через которые и фотографируют объекты. Обычно маски устанавливают на специальных приспособлениях — компендиумах, что позволяет изменять расстояние между объективом, масками и объектом съемки, применять светофильтры. Как правило, их размещают на девяти-десяти фокусных расстояниях от объектива аппарата, а объектив диафрагмируют от максимальных значений. Это в тех случаях, когда необходимо на снимках передать достаточно резко и передний план, и каше. Если же нам нужны нерезкие силуэты масок, то их размещают на трех-четырех фокусных расстояниях перед объективом, а фотографируют при малых диафрагменных числах (1,2-2,8).

          Когда необходимо искусственным путем значительно увеличить размеры фона из узкого куска черного бархата, то применяют черную маску с отверстием по форме объекта. В качестве компендиума можно использовать приставку с раздвижным мехом, предназначенную для макросъемок.

Эффект Сабатье

          В 1850 г. было открыто явление локальной полной или частичной потери чувствительности в тех участках фотографической эмульсии, на которые падал свет во время первого экспонирования. Это произошло после того, как пленку, экспонированную один раз, в темноте проявили, промыли и, не фиксируя, высушили. В кинематографии это явление называют мокрой блуждающей маской, или маской-изображением, а в фотографии — эффектом Сабатъе. Мокрой маску называют потому, что для ее образования обязательно промежуточное проявление отснятой пленки, а блуждающей — так как, в отличие от неподвижных силуэтных масок (каше), эта маска являет собой само изображение на негативе, полученное при первом экспонировании. Такую маску-изображение при повторном экспонировании высушенной пленки можно проектировать, т. е. накладывать на другое изображение, на любой пейзаж, рисунок, чертеж и т. п. На конечном негативе другое изображение не будет видно через первое, если придерживаться несложных, но обязательных условий съемки и обработки пленки.

          Сначала необходимо продумать композицию будущей фотографии, на плане-схеме определить что, где, при каких условиях будет сниматься: расстояния, масштабы изображения, яркость источников освещения, , фильтры, диафрагменные числа, время экспонирования и т. п. Сам процесс съемки делится на два этапа. Фотоаппарат любой конструкции заряжается отрезком пленки длиной в полтора-два кадра. В темноте пленку метим — вырезаем ножницами, например, в нижнем правом углу маленький треугольник; он будет указывать, как размещать наш отрезок пленки перед кадровым окном фотоаппарата для первого и последующих экспонирований кадр в кадр. Пленку типа “Ортохром” (несенсибилизированную) можно вставить в аппарат при красном освещении.

          Светлые или серые, значительно светлее фона, объекты на первом этапе лучше фотографировать на фоне черного бархата. Фон должен быть нерезким и затененным. Хорошие результаты получаются, если одежда фотографируемого человека в темную полоску; иногда это бывает просто необходимо, так как при определенных условиях освещения и режимах обработки пленки эффект Сабатье сопровождается так называемым эффектом образования контура, т. е. белой каймы по периметру первого изображения на негативе или черной каймы на позитивном отпечатке. Ширину образующегося контура можно целенаправленно изменять, используя это явление при изготовлении фотографий методом псевдосоляризации, применяя частичный, полный, двойной, аддитивный частичный или аддитивный полный эффект Сабатье, а также при изготовлении фотоотпечатков под стиль фотографики и фотобарельефа.

          Существует зависимость между шириной контурной линии и режимом обработки негативной пленки. Если первый раз ее обрабатывать 6—15 мин в стандартном или другом медленно работающем проявителе, белая линия по контуру первого изображения на негативе может быть довольно широкой. Проявление пленки до 1 мин в скоростном проявителе, наоборот, даст тонкую контурную линию.

          Участки эмульсии пленки с негативным первым изображением после проявления (без фиксирования!), промывания в проточной чистой воде и высушивания в полной темноте уже не будут чувствительными к свету при повторном экспонировании. Участки эмульсии негатива, на которые во время первого этапа съемки попала лишь проекция черного бархата как фона, частично потеряют свою чувствительность, но сохранят еще примерно 70—75 % общей первоначальной чувствительности. Таким образом, на втором этапе съемки кадр необходимо экспонировать обязательно с поправкой, т. е. выдержку увеличивать на 25— 30 %. Наилучшие результаты дает метод вилки, или метод ступенек. Допустим, что реальная чувствительность пленки 130 ед. ГОСТа. Второй раз экспонируем пленку как имеющую чувствительность 45, 65, 90 ед. ГОСТа. Обработав ее, сравниваем плотности изображений и по ним определяем, с какой окончательной экспозицией снимать тот же кадр па втором этапе.

          Предупреждаем фотолюбителей, которые в своей практике будут использовать метод Сабатье, что попытка значительно утоньшить на негативе белый контур вокруг первого изображения неизбежно приведет к ослаблению этого эффекта. После второй экспозиции и второго проявления негатива фон будет просвечиваться через изображение объекта, полученного при первом экспонировании. Чтобы найти компромиссное решение — получить достаточно плотное первое изображение, через которое не просвечивался бы фон, на втором этапе съемки рекомендуем сделать несколько выдержек при фотографировании второго сюжета как фона.