СОВЕТЫ ФОТОМАСТЕРА

АРТУРА ГОЛЬДСМИТА

Книга : "250 советов фотографу" Москва 1991 год,
Библиотека журнала "Советское фото" выпуск 1 (и, к сожалению, единственный).

 

          

          При обдумывании композиции снимка помните о линиях. Линии - основа почти каждой фотографии. Линии бывают видимыми, например четко очерченный край, ограничивающий форму предмета, и невидимые, когда наш взгляд проводит в соответствии с направлением движения воображаемую линию.

          Линии несут эмоциональную нагрузку. Изогнутые линии успокаивают, доставляют удовольствие; ломаные действуют как сильный раздражитель; вертикальные линии придают величие; горизонтальные - спокойствие и безмятежность; диагональные - динамичность.

          Тональность фотографии производит сильное эмоциональное впечатление на зрителя. Темные тональности - тени, черный цвет - часто ассоциируются с ночью, неизвестностью, кажутся таинственными, величественными, мощными. Светлые тональности - белый цвет и оттенки светло-серого - ассоциируются с солнечным светом, весельем, юностью.

          Используя объектив с большим фокусным расстоянием и разместив камеру на достаточном расстоянии от предметов, расположенных на первом плане, можно ослабить иллюзию глубины в фотоснимке.

         Главный источник света, помещенный перед предметом для равномерного освещения обращенной к нему плоскости предмета, также ослабляет иллюзию глубины.

         Умение создать иллюзию глубины, пространства, существующего за пределами плоской поверхности фотографии, - это одно из средств сделать фотографию убедительной и реалистичной. Построение композиции в трех измерениях - один из верных способов сделать фотографию более интересной, выявить ее важнейшие элементы.

         Для того чтобы создать ощущение глубины в фотографии, нужно в каждом из планов (переднем, среднем, заднем) расположить какой-либо элемент снимка. На переднем плане долины быть объекты с простыми, четко выраженными формами, которые можно использовать как “рамки” изображения. Если вы сможете найти угол съемки или расположите предметы в одной плоскости, на одинаковом расстоянии от камеры, то в этом случае иллюзия глубины ослабится. Подчеркивая линии, пересекающие картину вдоль или идущие сверху вниз по поверхности картины, можно ослабить иллюзию глубины в фотоснимке.

Усилить иллюзию глубины можно и другими способами: 

  •            найдите такой угол съемки или расположите предметы таким образом, чтобы они удалялись в пространстве от вашей камеры - уменьшающиеся размеры и сходящиеся линии усилят перспективу.

  •            диагональными линиями на снимке, которые как бы уводят взгляд зритель в глубь пространства картины. Усилить иллюзию глубины в фотографии можно с помощью широкоугольного объектива, если приблизить камеру к предметам на переднем плане.

  •            используя направленное освещение (яркий солнечный сюжет, направленная вспышка, электролампы с абажуром и т. д.).

  •            отделение предмета на переднем плане от заднего плана с помощью избирательной фокусировки и соответствующего диафрагмирования, усиливают иллюзию глубины.

  •            с помощью взаимного наложения предметов, когда, например, часть ближнего предмета заслоняет при съемке часть более удаленного.

         Когда все предметы на снимке резкие, это не всегда может привести к ослаблению иллюзии глубины. Ведущая роль здесь будет принадлежать другим факторам.

         Чтобы ослабить иллюзию глубины в фотоснимке, необходимо избегать взаимного наложения предметов.

         Сильный заполняющий свет поможет значительно ослабить иллюзию глубины в фотоснимке.

         Для ослабления иллюзии глубины в фотографии используйте рассеянное, плоское освещение (пасмурную погоду, рассеянный или отраженный свет вспышки электрической лампы и т. д.).

         Подчеркнуть объемность предмета помогут его тени от главного источника света, помещенного сзади или сбоку предмета.

         Предельный угол, под которым возможно более или менее ясно обозначить перспективу, равен примерно 28 - 30 градусам, причем по вертикали он несколько меньше, чем по горизонтали.

 

Артур Гольдсмит