Асимметричные движения форматных камер

Richard Sexton

Буква "U" на моделях Ebony обозначает, что эти модели имеют свойства асимметричного поворота и наклона. Для лучшего понимания асимметричных движений, возможно, нужно сравнить их со стандартными "симметричными" движениями общими для большинства конструкций камер большого формата. Асимметричные движения используются только для задней (кассетной) части камеры. Оси поворота и наклона задней части в обычных форматных камерах симметричны двум центральным осям плоскости пленки: ось поворота - вертикальной оси и наклона - горизонтальной оси. Эти центральные оси соответствуют таким же центральным осям поворота и сдвига передней (обьективной) части камеры.

Повороты и наклоны используются фотографом для регулирования резкости на плоскости обьекта. Резкость определяется по правилу Шемфлуга, которое утверждает, что для получения резкости по всей плоскости обьекта обьект, обьектив и плоскость пленки должны быть параллельны друг другу или пересекаться по одной прямой. Например, при фотографировании перспективного (скошенного) фасада здания (полагая, что фасад плоский, не круглый и не многогранный) полная резкость может быть достигнута если фасад здания (плоскость обьекта), плоскость обьектива и плоскость пленки пересекаются по одной прямой. Это может быть достигнуто поворотом любой передней или задней части камеры или их комбинацией.

Когда используется поворот или наклон задней стенки обычной форматной камеры, сфокусированное изображение становится не сфокусированным везде кроме оси движения, потому что только в этой точке расстояние между обьективом и пленкой остается постоянным. Фотограф должен перефокусировать камеру чтобы увидеть, достигнут ли планируемый эффект выполняемым движением. Иногда фотограф должен повторять процедуру фокусирования, поворота/наклона и перефокусировки несколько раз, прежде чем желаемая резкость по всей плоскости обьекта будет достигнута.

Асимметричные движения кассетной части позволяют увидеть искомый результат непосредственно на фокусировочном экране потому, что оси движений по горизонтали и вертикали являются являются не центральными , а внеосевыми или асимметричными по отношению к плоскости пленки. Причина этого достаточно проста. Поворот и наклон используются по большей части для увеличения плоскости резкости от заднего плана (наиболее удаленного от камеры) до переднего плана (ближайшего к камере). Не важно является ли композиция ориентированной горизонтально или вертикально, передний и задний план композиционно никогда не проходят по горизонтальной или вертикальной оси пленки точно также как лево и право, верх и низ никогда не проходят по середине. Задний-передний планы, лево-право и верх-низ по умолчанию не являются центральными или осевыми. Используя поворот и наклон с осью поворота вне центра становится возможным, например, сфокусировать задний план по левой части композиции, затем повернуть заднюю стенку назад для получения фокуса переднего плана, не беспокоясь о фокусе заднего плана. И наоборот, если передний план находится в левой части композиции, простой поворот вперед используется для фокусирования заднего плана. Такой же способ применяется для наклона за исключением того, что опорные точки находятся на верху и внизу, а не слева и справа. В отличие от способа проб и ошибок это одношаговая процедура.

На всех фокусировочных экранах Ebony выгравирована 10мм сетка, которая помогает выполнять настройку. У камер модели U эта сетка дополнена парами горизонтальных и вертикальных линий, которые формируют большие квадраты вокруг центра фотоизображения. Эти линии показываю фотографу оси асимметричных поворота и наклона задней стенки. Оси поворота совпадают с вертикальными линиями слева от центра изображения и оси наклона совпадают с горизонтальными линиями ниже центра изображения. При применении поворота и наклона фокус на этих осях остается постоянным. Если используется сдвиг задней стенки, то вертикальные линии уже точно не совпадают с осями поворота. Поэтому, если поворот и сдвиг применяются вместе, то сдвигают переднюю стенку, а поворачивают заднюю.

В заключении следует заметить, что задние поворот и наклон до некоторой степени воздействуют на перспективу, а передние поворот и наклон - нет. Если контроль перспективы важен, то лучше использовать поворот и наклон плоскости обьектива. Асимметричные движения могут быть, тем не менее, использованы для определения величины необходимого движения. Это движения переносится затем на обьективную стенку, помня, что оно должно быть изменено на обратное, т.е. противоположно направлению движения задней стенки. После переноса движения на переднюю стенку, установите заднюю стенку в нулевое положение. Когда контроль перспективы не является главной задачей, поворот и наклон лучше применять на плоскости фильма. Смысл этого заключается в том что при повороте и наклоне обьектива круг изображения проектируемый обьективом на плоскость пленки становится овалом. Овальный круг изображения уменьшает круг покрытия и может ограничить величину применяемых движений (сдвиг, или подьем/спуск).

Хотя асимметричные движения не являются основным компонентом конструкции форматной камеры, они несомненно делают более простым и быстрым использование поворотов и наклонов для фотографа. На самом деле проще использовать это свойство, чем обьяснить логику его устройства.

Этот обзор асимметричных движений был написан Ebony, профессиональным фотографом и писателем, который является официальным представителем Ebony в США. Чтобы узнать больше о работах Richard Sexton и увидеть фотографии, которые он сделал камерой Ebony, посетите, пожайлуста, его сайт http://www.richardsextonstudio.com.


Перевод Аркадия Старцева, февраль 2003.