Особенности цифровой съемки


С самого рождения фотографии приверженцы этой новой художественной среды принимали "на ура" любую технологию, которая позволяла приблизиться к этой мечте. История фотографии - это не только рассказ о знаменитых людях, фотографиях и событиях, но и о технологических изменениях в области фотографии.

В 1826 г. во Франции Жозеф Нисефор Ньепс получил первое в мире фотоизображение.
ПотусторонуЛа-Манша простая, маленькая,"смазанная" фотография окна аббатства, расположенного к северу от Лондона, сделанная Уильямом Генри Фоксом Тальботом, ознаменовала начало эпохи непрерывного развития технических возможностей нового вида изобразительного искусства. На протяжении последних 175 лет такие люди, как Ньепс и Тальбот, много сил положили на то, чтобы разработать такие материалы, процессы и оборудование, которые позволяют легко, быстро и качественно запечатлевать окружающий нас мир.
Недавно я ездил в аббатство Лакок в Уилшире. Интересно, что бы подумал Тальбот, увидев, как я снимаю на цифровую фотокамеру то самое окно, которое когда-то снимал он, экспериментируя с новейшими на тот период достижениями фототехники (см. ил. 1). Мне кажется, он был бы в восторге. Это был настоящий энтузиаст, человек, одержимый идеей всеми способами и средствами снимать окружающий мир. Не надо особого воображения, чтобы представить себе, как он носится с цифровой камерой в одной руке и ноутбуком - в другой.

Особенности цифровой съемки

Я уверен, что Тальбот отнесся бы к цифровому изображению не просто с интересом, а принял бы его с распростертыми объятиями.





Окно аббатства - одно из первых фотоизображений в истории фотографии. То же окно, снятое цифровой фотокамерой 160 лет спустя, свидетельствует о том, какой путь прошла за это время фототехника.

Особенности цифровой съемки

НЕ БОЙТЕСЬ ТЕХНИКИ

Особенности цифровой съемкиЯ начал эту статью с экскурса в прошлое, потому что в мире фотографов еще бытует мнение, будто все, что связано с цифровыми технологиями, отрицает наследие, накопленное искусством фотографии. Лично я убежден, что на самом деле как сама цифровая фотография, так и бурное развитие нового оборудования и технических приемов находятся в общем русле развития фотографии.

Фотографы всегда стремились раздвинуть границы технических возможностей. Достаточно взглянуть на современные пленочные фотоаппараты, чтобы понять, что мы с готовностью принимаем изменения в сфере своей деятельности, если чувствуем, что это поможет нам делать отличные снимки. Ведущие компании создали профессиональные 35-мм системы с самыми разнообразными функциями и электронным управлением. Эти технические усовершенствования были с радостью встречены фотографами, поскольку они предоставили возможность делать еще более качественные фотографии. И едва ли кому пришла в голову мысль заявить, что эти камеры разрушают великое наследие фотоискусства.

Как это ни печально, некоторые профессионалы до сих пор относятся к цифровой фотографии настороженно. Традиционалисты боятся, что новые технологии сделают ненужными профессиональные навыки, которые они приобрели годами упорного труда. На самом же деле все обстоит с точностью до наоборот.

Хорошие снимки делают те фотографы, чье искусство не зависит от оборудования, которым они пользуются. Большая часть профессиональных фотографических навыков пригодится и в цифровой фотографии.

СТАРОЕ МАСТЕРСТВО НА НОВОМ ПОПРИЩЕ

Важнейшими достижениями в искусстве фотографии великие фотографы обязаны не своему умению манипулировать техникой и материалами, а тому, без чего невозможна не только цифровая фотография, но и искусство фотографии в целом. Никакая новейшая технология не заменит дар "видения". Кое-кому может показаться странным, что подобное заявление исходит от человека, который пишет книгу о технологиях, но ведь без такого "видения" изобразительное искусство вообще не существовало бы.

Это умение, которому большинство из вас училось годами, глядя на мир через видоискатель, составляет самую основу фотографии. Не фотокамера и не пленка дают эту возможность, - если бы это было так, то удачные снимки делали бы только те, кто работает на определенном оборудовании и с определенной комбинацией материалов. Ничего нового в этом утверждении нет - великие мастера последнего столетия сделали свои фантастические эпохальные фотографии исключительно благодаря умению видеть, а не вследствие своего места в истории. И это мастерство по-прежнему востребовано. Более того, цифровая фотография взывает к тем, кто обладает способностью "видеть" и при этом владеет как инструментами, так и процессами этой новой технологии.

ПЛОХОЕ КАЧЕСТВО И ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ УЖЕ В ПРОШЛОМ

Должен признаться, что, когда я впервые столкнулся с новой цифровой технологией "во всей ее славе" десять или одиннадцать лет назад, она не произвела на меня особого впечатления. Оборудование было большим, массивным и тяжелым. Изображения не отличались резкостью, а лично для меня переход на цифровую камеру означал бы продажу не только дома, но, пожалуй, и двух-трех членов семьи в придачу.

И тем не менее даже в те дни можно было догадаться, что грядет революция. В последующие годы совершенствование цифровой фотографии и цифровой печати шло такими гигантскими шагами, что теперь даже цифровая аппаратура начального уровня выдает изображения практически "пленочного" качества. Сейчас даже самые дешевые современные цифровые фотокамеры по качеству изображения могут соперничать с лучшими профессиональными цифровыми камерами девяностых годов.

За последние несколько лет отношение к цифровой фотографии коренным образом изменилось. Еще недавно большинство фотографов, сталкиваясь с цифровыми отпечатками, начинали злословить на тему "я вижу пиксели". Вслед за таким комментарием шло утверждение, что до тех пор, пока можно определить, цифровая это фотография или нет, ее нельзя считать фотографией как таковой. Сейчас даже самый простой набор цифрового оборудования позволяет выдавать такие изображения, которые смотрятся как традиционные отпечатки. Уже одного этого достаточно, чтобы те из вас, кто все еще настроен скептически по отношению к цифровой фотографии, сменили гнев на милость и попробовали себя на этом поприще.
Продолжение