Фотосъемка - сложный технический и творческий процесс.

Качество будущего снимка, его технические и эстетические достоинства зависят от целого ряда специальных выразительных средств, которые будут рассмотрены в этом разделе.

ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ


1. КОМПОЗИЦИЯ

Композиция (сочинение, составление, расположение - лат.) - объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения.

Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства-освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли. композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.


2. СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ (СМЫСЛОВОЙ) ЦЕНТР

Выделение в кадре главного сюжетно-тематического центра называется изобразительным акцентом. В любых условиях съемки - в спокойной обстановке ателье или в жестком временном режиме событийной съемки - необходимо оценивать и общую ситуацию и композиционную и смысловую значимость каждого элемента сюжета. Элементов может быть много, но они далеко не равнозначны. Одни годятся для выделения смыслового центра. Другие - для характеристики обстановки. Третьи имеют изобразительное значение. А четвертые - помеха, они должны оставаться за пределами кадра.

Сюжетно-тематический центр кадра можно сформировать укрупнением главных элементов композиции, гадальным контрастом.

3. СВЕТОТЕНЬ

Светотень - строго закономерные градации светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съемки.

Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещенности, объемной форме предметов, состоянию атмосферы. И в натуре и на снимке светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней, полутени, рефлекса на основе тоновых соотношений (см. "Освещение").

Через эффекты светотеневого контраста фотограф Должен стремиться к слаженности композиционного строя, к эмоциональной выразительности снимка. Он Должен не копировать видимые светотеневые оттенки, а воспроизводить их на основе оценки и обобщения увиденного.

4. КОЛОРИТ

Колорит (краска, цвет - лат.) - характер взаимосвязи всех цветовых элементов, цветовой строй как одно из

средств правдивого и выразительного изображения действительности.

Главное, исходное свойство колорита - богатство согласованность цветовых оттенков, соответствующим цветовым оттенкам предметов действительности.

Правдивость колорита никогда не достигается механически точным "списыванием" с натуры. Отдельный световой тон не бывает колористически верен сам по себе, а только обязательно в строго определенной взаим связи с другими тонами.

Взаимодействием цветов фотограф должен стремит подчеркнуть характерное и существенное в сюжете

5. ПЕРСПЕКТИВА

Перспектива - закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием.

Видимые предметные очертания, форма, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предмета в пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Причем именно через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства самого предмета.

Закономерные изменения масштабов предметов, связанные с их удалением от глаза наблюдателя, называются линейной перспективой. Ее свойства: фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся; параллельные линии, уходящие вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке; грани предметов, направленные по лучу зрения глаза, кажутся короче, чем в действительности.

Изменение цветов и тонов предметов, также обусловленное расстоянием между объектом и наблюдателем (толщиной воздушного слоя), называется тональной перспективой. Ее свойства: четкостью ясность очертаний предметов теряются по мере их удаления от глаза, предметы находящиеся в отдалении теряют свою яркость; контрасты светотеней в глубине смягчаются; постепенно угасают блики, рефлексы; глубина, дали кажутся более светлыми, чем передний план.

В соответствии с этими закономерностями мы оцениваем расстояния на снимке: фигуры и предметы, о которых известно, что они имеют одинаковую контурую и объемную форму и одинаковые цвета, кажутся находящимися тем дальше, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщенны их цвета. Фигуры - контрастные, четкие, темные - выступают на передний план.

6. ТОЧКА И МОМЕНТ СЪЕМКИ

Точка съемки - место, где находится фотограф по отношению к видимым или изображаемым предметам. Перемены точки съемки играют решающую роль в построении перспективы. От точки, с которой производится съемка, зависит характеристика образа. Достаточно сфотографировать лицо даже хорошо знакомого человека с непривычной точки, как заметно изменяются наши представления о нем. Мы не сразу узнаем его.

Каждая съемочная точка определяется тремя пространственными координатами: направлением, расстоянием и высотой. Изменение любой из координат оказывает существенное влияние на все изображение. Точка съемки может быть фронтальной, под углом, боковой; в портрете - анфас, труакар, профиль.

Искусство современной фотографии заключено в скорости видения, в зоркости наблюдения, в быстроте отбора кадра. Вот почему выбор точки съемки важно умело сочетать с выбором момента съемки.

Трудно, например, передать живое выражение лица, если фотограф долго готовится к съемке, а фотографируемый напряженно ждет - когда же сработает затвор? Тут необходимы быстрота реакции и чувство момента, особенно в спортивной съемке.

7. ПЛАНЫ И РАКУРС

Планы (плоскость - лат.) - пространственные зоны различной отдаленности, обычно соответствующие наиболее существенным или заметным частям изображения и имеющие значение основных опорных пунктов при передаче впечатления глубины пространства (особенно в пейзаже).

Различают первый (передний), второй и задний (дальний) планы. В практике количество планов может быть значительно больше. Это целиком зависит от композиционного замысла фотографа, в частности от выбор точки съемки. В фотографии планы передают в основном через пропорции предметов и их перспективных сокращений, а также различиями в градациях светотени и в оттенках цветов.

Ракурс (укорачивать, сокращать - фр.) - переспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний. Ракурсами называют обычно резко выраженные сокращения на снимках, выполненных под острым углом сверху или снизу, особенно вблизи.

Ракурс обостряет композицию, помогает выделить главное, гиперболизует объект съемки.

8. КОНТРАСТЫ

Контраст (резкое различие, противоположность - фр.) - одно из важных художественных средств. Направленное на противопоставление и взаимное усиление двух соотносимых свойств, качеств, особенностей предмета (объекта).

Обычно говорят о цветовом и светотеневом контрастах. На деле разновидности контраста по его природе и назначению столь же многообразны, как и свойства воплощаемой фотографом действительности.

Изобразительный контраст служит средством выявления существенного, подчеркивает характерные свойства и особенности объекта съемки.

Среди контрастов различают масштабные противопоставления, противопоставления светлого и темного, яркого и блеклого, резкого и нерезкого, симметрии и асимметрии, ритма и аритмии, статики и динамики. От умелого применения таких противопоставлений зависит сила выразительности произведения фотоискусства.