Уроки фотографии

Микулин В.П.

УРОК 2
ФОТОГРАФИЧКЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ


Отечественные фотографические аппараты.- Фотопринадлежности.- Лаборатория фотолюбителя

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ

  Отечественная промышленность освоила и развила массовое производство ряда новейших типов фотографических аппаратов, использовав для этого последние достижения оптической техники.

  Этот урок в основном посвящается описанию советских фотоаппаратов с целью помочь каждому из читателей в выборе наиболее подходящего из них.

  Изложение мы будем вести в следующем порядке:

  1)пластиночные фотоаппараты ("Фотокор", "Москва 3", штативные камеры),

  2) широкопленочные фотоаппараты ("Лки битель", "Москва 2"),

  3) малоформатные кинопленочные фотоаппараты ("ФЭД", "Зоркий", "Киев, "Зенит", "Смена"),

ФОТОАППАРАТЫ ДЛЯ ПЛАСТИНОК

  Конструктивная особенность пластиночных фотоаппаратов- матовое стекло в задней стенке камеры, по которому производится зрительная наводка на резкость; изображение на нем получается перевернутым, но в точности таким же по виду, размеру и резкости, каким оно будет на негативе.

 Возможность судить по матовому стеклу о будущем изображении является преимуществом; неудобство состоит в необходимости сменять кассету после каждого снимка.

  Пластиночные фотоаппараты удобны для технических, групповых и других съемок, не связанных с оперативностью. Они наиболее пригодны для наглядного изучения процессов фотографирования.

"Фотокор"-пластиночный аппарат 9Х12 см

  "Фотокор" (рис. 14) был первым массовым фотографическим аппаратом. С 1941 года он не выпускается, но в обращении находится большое количество аппаратов "Фотокор". Это побуждает нас начать обзор именно с него, тем более что "Фотокор" принадлежит к типу так называемых универсальных фотоаппаратов, применяемых для разнообразных работ.

Рис. 14. Аппарат "Фотокор"

  "Фотокор" складной фотоаппарат с матовым стеклом и откидной передней стенкой, по которой передвигается объективная стойка. Конический мех камеры допускает двойное (по сравнению е фокусным расстоянием объектива) растяжение. Длина меха позволяет фотографировать мелкие предметы с очень малого расстояния (около 25 см) в крупном масштабе вплоть до их натуральной величины, а также использовать фотоаппарат в качестве составной части увеличительного прибора. Объектив может перемещаться вверх и вниз, вправо и влево, что существенно для архитектурной съемки. Ни один другой фотолюбительский отечественный аппарат этими качествами не обладает.

  "Фотокор" снабжен четырехлинзовым анастигматом "Ортагоз" со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 13,5 см. Слабое место аппарата - его самовзводный центральный затвор ГОМЗ, не требующий предварительного завода и всегда готовый к действию, но отсекающий автоматически только три выдержки в 1/25 1/50 и 1/100 секунды, что, с одной стороны, ограничивает возможность съемки быстро движущихся объектов, а с другой - лишает фотографа медленных выдержек (до 1 секунды), необходимых для съемок в помещениях.

  При обращении с "Фотокором" нужно придерживаться следующих указаний:

  Открывание фотоаппарата.

  1. Нажать кнопку вверху корпуса передняя стенка аппарата откроется.

  2. Откинуть переднюю стенку аппарата вниз до отказа - распорки должны защелкнуться.

  3. Вытянуть до упора объективную стойку аппарата с мехом и объективом (обязательно за предназначенные для этого кнопки).

  Закрывание фотоаппарата.

  1. Нажав на кнопки для выдвигания, вдвинуть объективную стойку аппарата с мехом в корпус до отказа. Вложить спусковой тросик.

  2. Обе распорки, поддерживающие откидную стенку аппарата, нажать внутрь - откидная стенка легко поднимется кверху,

  3. Окончательно захлопнуть откидную стенку. Затвор "Фотокора" действует следующим образом. После установки регулятора выдержек на Д (длительная выдержка) при первом нажатии спускового тросика затвор открывается и остается открытым до вторичного нажатия тросика,

  После установки на К (кратковременная выдержка) затвор открыт до тех пор, пока нажат тросик.

  После установки регулятора на 25, 50 или 100 при нажатии тросика затвор открывается только на мгновение (то есть соответственно на 1/25, 1/50 или 1/100 долю секунды) и снова закрывается.

  Заводить затвор не требуется.

  Наводка на резкость производится вращением кремальеры, вследствие чего объективная стойка выдвигается вперед и мех растягивается. Шкала расстояний имеет деления от 1,5 м.

  Аппарат снабжен двумя видоискателями: рамочным и маленьким оптическим зеркальным.

 Одинарные кассеты "Фотокора" вдвигаются в пазы задней стенки камеры.

"Москва 3" - пластиночный аппарат, 6,5 X 9 см
Рис. 15. Фотоаппарат "Москва 3"

  "Москва 3" (рис. 15) тоже является складным фотоаппаратом с матовым стеклом, откидной передней стенкой и коническим мехом. От только что описанного "Фотокора" аппарат "Москва 3" отличается следующим:

  1) имеет только одинарное растяжение меха, вследствие чего съемка возможна с расстояния не ближе 1,5 м, и аппарат не приспособлен ни для репродуцирования, ни для съемки крупным планом мелких предметов, ни для использования с увеличительной приставкой;

  2) его просветленный четырехлинзовый анастигмат "Индустар 23" имеет светосилу 4,5 и фокусное расстояние 11 см; объектив ни в горизонтальной, ни в вертикальной плоскости не перемещается;

  3) имеет более совершенный заводной затвор "Момент", автоматически отсекающий восемь выдержек: 1 секунду, 1/5, 1/10, 1/25,1/50,1/100 и 1/250 секунды (он подробно описан в первом уроке, см. рис. 6);

  4) после нажатия кнопки для открывания передняя стенка фотоаппарата под действием пружин откидывается вниз, причем одновременно механически с помощью системы рычагов выдвигается и закрепляется передняя стойка с объективом и мехом; таким путем аппарат быстро приводится в готовность для съемки?

  5) наводка на резкость производится не в результате растяжения меха, а посредством вращения передней линзы объекч тива; на его оправе имеется шкала глубины резкости;

  6) видоискатель - сквозной оптический; кассеты не вдвигаются в пазы, а прикладываются к камере, что значительно удобнее,

  Габарит аппарата (в сложенном положении); 140Х90Х55 мм вес 720 г, К аппарату прилагаются 6 одинарных кассет.

Штативные камеры 13X18 см и 18X24 см
Рис. 16. Штативная фотокамера

  Штативными фотокамерами (рис. 16) называются сравнительно громоздкие складные деревянные фотоаппараты с квадратным мехом и матовым стеклом. Эти аппараты не применимы для съемки с рук, а непременно должны быть установлены на прочном штативе (или другой подставке), Они являются фотокамерами профессионального типа и предназначены для работ, требующих от аппарата устойчивости, большого формата негативов, длинного растяжения меха, уклонов матового стекла, возможности смены объективов. Применяются эти камеры для съемок в постоянном помещении (портреты, группы), для выездных съемок (архитектура, пейзажи), для научно-исследовательских и технических съемок в лабораториях и цехах, для репродуцирования.

  Камеры имеют двойное растяжение меха.

  Наводка на резкость производится кремальерой, передвигающей заднюю (кассетную) часть камеры, в то время как передняя (объективная) часть остается неподвижной,

  Возможна смена объектива (вместе с объективной доской).

  Помимо вертикального и горизонтального смещения объек- тива камеры имеют устройство для уклонов кассетной части по горизонтальной и вертикальной осям.

  Камера 13x18 см снабжена четырехлинзовым анастигматом "Индустар 51" со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 21 см. Габарит ее; 400x310x220 мм; вес (с принадлежностями) 11 кг.

  Камера 18x24 см имеет объектив "Индустар 13" со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 30 см. Габарит еe 500X360Х260 мм) вес 14 кг (с принадлежностями).

  Фотокамеры не имеют ни видоискателя, ни затвора (выдержка производится от руки посредством снятия и наде" вания на объектив кол* пачка),

  К камерам прилагаются по три двойных полушторных кассеты, брезентовый футляр, прочный складной деревянный штатив в чехле.

  Благодаря применению вкладышей возможна зарядка кассет пластинками меньших форматов.

  Штативные фотокамеры, кассеты и пластинки для них тяжелы, занимают много места; пластинки больших форматов обходятся дорого. В фотолюбительской практике эти камеры не находят применения. Тем не менее мы остановились на них, учитывая, что некоторым из читателей в дальнейшей работе, возможно, придется с ними встречаться.

  Кроме того, в большом, хорошо оборудованном фотокружке под руководством опытного фотографа штативная фотокамера может быть с успехом использована для углубленного изучения фотографии.

ФОТОАППАРАТЫ ДЛЯ КАТУШЕЧНОЙ ПЛЕНКИ

  Конструктивной особенностью пленочных фотоаппаратов является механизм зарядки негативных материалов. В верхней и нижней частях корпуса имеются помещения для двух катушек. Зарядка аппарата катушкой с роликовой пленкой происходит при белом свете. По мере съемки пленку посредством имеющейся сбоку камеры рукоятки постепенно перематывают с подающей катушки на приемную, каждый раз ставя перед объективом неэкспонированный кусок пленки.

 Для наблюдения за сменой номеров служит маленькое круглое смотровое окошко в глухой задней стенке камеры, защищенное красным светофильтром. По использовании всей катушки она извлекается из камеры также при белом свете, а освободившаяся от пленки подающая катушка переносится на место приемной,

"Любитель"-пленочный аппарат, 6X6 см

  Двухобъективный широкопленочный фотоаппарат "Любитель" (рис. 17), заряжаемый на 12 снимков, имеет ящикообразную форму; в передней стенке помещены один над другим два объектива, связанные между собой посредством обрамляющих наружных зубчатых колес. Нижний объектив является съемочным, а верхний (более простой) служит передней линзой большого зеркального видоискателя (рис. 18). Для наводки на резкость нижнее колесо вращают, в результате чего одновременно с перемещением передней линзы съемочного объектива передвигается вдоль своей оптической оси и верхний объектив.

Рис. 17. Фотоаппарат "Любитель"

  Таким образом по матированной центральной части верхней горизонтальной линзы видоискателя производится зри- тельная наводка на резкость.

  В то время как съемочный объектив диафрагмируется до нужной степени, полное отверстие верхнего объектива (2,8) всегда дает максимально светлое изображение, облегчающее точное визирование и наводку на резкость вплоть до момента спуска затвора.
Рис. 18. Схема фотоаппарата "Любитель"

  Зеркальный видоискатель "Любителя" особенно удобен для съемки портретов и сценок с детьми. Хотя изображение, видимое в нем, не перевернуто низом вверх, как это обычно бывает на матовом стекле, но оно зеркально обращено (то есть левая и правая стороны объекта съемки взаимно перемещены). Это не существенно при съемке большинства более или менее статичных объектов, но неудобно для спортивных съемок, так как движущийся объект появляется в видоискателе не с той стороны, откуда он фактически движется и откуда его бессознательно ожидает фотограф. Поэтому подобные съемки надо производить с помощью рамочного видоискателя, рамки которого включены в переднюю и заднюю стенки верхней складной шахты камеры.

  Во избежание двукратной съемки на одном и том же куске фотопленки следует сейчас же после каждой съемки переводить пленку.

  Съемочный объектив "Любителя" - трехлинзовый анастигмат "Т-22" со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 7,5 см. Центральный затвор автоматически отсекает пять выдержек: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100 1/200 секунды.

  Наименьшее расстояние до снимаемого объекта 1,3 м.

  Габарит камеры: 135x90x90 мм; вес около 600 г.

  Фотоаппарат не сложен в обращении и предназначен для начинающих фотолюбителей.

  Прекращенный производством фотоаппарат "Комсомолец" представляет собой упрощенную по сравнению с "Любителем" модель. Передняя линза его зеркального видоискателя неподвижна, поэтому видоискатель служит лишь для визирования изображения, а наводка на резкость производится только по шкале расстояний. Объектив его почти вдвое менее светосилен (6,3), чем у "Любителя". Затвор отсекает только три моментальные выдержки: 1/25, 1/50 и 1/100 секунды, что ограничивает возможности как съемки быстро движущихся объектов, так и фотографирования в помещениях.

"Москва 2"-пленочный аппарат 6Х9 см

  Складной широкопленочный фотоаппарат "Москва 2" (рис. 19) заряжается на 8 снимков. По конструкции и наружному виду он сходен с пластиночным фотоаппаратом "Москва 3", описанным выше, но имеет несколько удлиненный корпус со скошенными углами на концах.

Рис. 19. Фотоаппарат "Москва 2"

  С левой стороны камеры укреплен сопряженный с объективом дальномер. При вращении диска, помещенного над затвором, одновременно приводится в действие компенсатор дальномера и передняя вращающаяся линза объектива, регулирующая наводку на резкость.

  Наименьшее расстояние до объекта съемки 1,5 м.

  Просветленный четырехлинзовый анастигмат "Индустар 23", имеющий светосилу 4,5 и фокусное расстояние 11 см, смонтирован в заводном центральном затворе "Момент" (см. рис. 6 и описание выше), автоматически отсекающем восемь выдержек: в 1 секунду, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100 и 1/250 секунды, На оправе объектива - шкала глубины резкости.

  Спусковая кнопка затвора, помещенная на левой стенке корпуса, соединена с рукояткой для перемотки пленки блокировочным механизмом, предотвращающим возможность двух снимков на одном негативе (затвор не будет работать, пока экспонированная пленка не переведена).

  Габарит фотоаппарата (в сложенном виде): 165X95X48 мм вес 890 г.

  Как видно из нашего описания, "Москва 2" обладает рядом технических преимуществ по сравнению с "Любителем".

  Выпускавшийся ранее фотоаппарат "Москва 1" отличается от "Москвы 2" отсутствием дальномера; наводка на резкость может производиться только по шкале расстояний. Как менее совершенный, аппарат "Москва 1" больше не выпускается.

МАЛОФОРМАТНЫЕ ФОТОАППАРАТЫ ДЛЯ КИНОПЛЕНКИ

  Малоформатные аппараты легли в основу так называемой малоформатной фотографии, отличительной чертой которой является повышенная точность всех стадий фотоработы, связанная с необходимостью получать большие позитивы с малых негативов. Отсюда вытекают и повышенные требования к аппарату, материалам, самому фотографу.

  Малоформатными называются у нас фотоаппараты, в которых негативным материалом служит нормальная кинопленка и которые дают негативы размером 24x36 мм (удвоенный кинокадр). С таких миниатюрных негативов получаются увеличенные отпечатки формата открытки или 13 X18 см примерно столь же резкие, как увеличения с негативов 6X6 и 6X9 смкомментарий.

  Малоформатные фотоаппараты сложны по устройству. Выпускаемые отечественной промышленностью шесть моделей (за исключением "Смены") имеют ряд общих и частных конструктивных особенностей.

  Общие конструктивные данные малоформатных аппаратов. Корпус жесткий в виде удлиненной плоской коробки, из которой для съемки нужно выдвинуть объектив. Некоторые объективы выпускаются в неубирающейся оправе, при которой фотоаппарат в нерабочем положении занимает больше места, но зато ускоряется его приведение в съемочную готовность, облегчается пользование диафрагмой, исключаются съемки с невыдвинутым по забывчивости объективом.

  Фотоаппараты снабжены удобным для ношения кожаным футляром; камеру для съемки можно не извлекать из футляра, а лишь откинуть его переднюю стенку с крышкой (см. рис. 9).

  Малоформатным аппаратом можно сделать 36 снимков без какой-либо перезарядки. Цилиндрические кассеты заряжаются лентой кинопленки в 165 см длиной в темноте; зарядка же аппарата кассетой и его перезарядка производятся при белом свете.

  Объективы имеют большую светосилу. Вследствие малого фокусного расстояния (5 см) глубина резко изображаемого пространства сравнительно велика, Возможно применять сменные объективы с разными фокусными расстояниями, дающие разные масштабы изображения и разное поле зрения (табл. 3). Объективы заключены в червячную оправу.
Таблица 3. Сменные объективы для малоформатных фотоаппаратов.
N пор. Характеристика объектива Название Число линз Светосила Фокусное расстояние Угол изображения Относительный масштаб изображения
1 Нормальный "ФЭД" 4 3,5 5 см 46 1
2 Нормальный "Индустар 22" 4 3,5 5 см 46 1
3 Нормальный "Индустар 50" 4 3,5 5 см 45 1
4 Повышенной светосилы "Индустар 26М" 4 2,8 5 см 45 1
5 Светосильный "Юпитер 8" 6 2 5 см 45 1
6 Особо светосильный "Юпитер 3" 7 1,5 5 см 45 1
7 Широкоугольны "Юпитер 12" 6 2,8 3,5 см 65 0,7
8 Длиннофокусный "Юпитер 9" 7 2 8,5 см 29 1,7
9 Телеобъектив "Юпитер 11" 4 4 13,5 см 18 2,7

  Наводка на резкость производится полуавтоматически по- средством дальномера, сопряженного с объективом. На оправе каждого объектива имеется кольцо со шкалой глубины резкости, по которому после наводки можно быстро определить диафрагму, необходимую при требуемой глубине резко изображаемого пространства, или иным образом согласовать точку наводки и диафрагму с глубиной резкости,

  Малоформатные аппараты снабжены шторным затвором, отсекающим кратчайшие автоматические выдержки, а также выдержки от руки (по способу "нажать - отпустить").

  Заводная головка механизма одновременно заводит затвор и передвигает пленку на длину кадра; это позволяет делать съемки быстро одну за другой и исключает возможность повторных съемок на одном и том же участке негативного материала. Количество заснятых кадров отмечается счетчиком.

"ФЭД" - кинопленочный аппарат 24 X 36 мм

  "ФЭД" (рис. 20)- старейший малоформатный фотоаппарат отечественного производства (в 1954 году исполнилось 20 лет с начала его выпуска); он широко популярен среди советских фотолюбителей.

  Общие конструктивные данные изложены выше. К частным особенностям относится следующее.

  "ФЭД" - самый легкий, малообъемный и портативный аппарат. Его корпус имеет удобную в обращении закругленную на концах форму. Для зарядки удаляется нижняя крышка корпуса.

  Объектив - четырехлинзовый просветленный анастигмат "ФЭД" ("Индустар 10") со светосилой 3,5 и фокусным расстоянием 5 см, во вдвигающейся оправе, Его шкала диафрагм имеет деления (нестандартные): 3,5-4,5-6,3-9-12,5-18. Сменные объективы ввинчиваются в кольцо корпуса,

  Наводка на резкость осуществляется вращением рычага червячного хода объектива. Наводка на резкость и визирование производятся последовательно через самостоятельные окуляры дальномера и видоискателя.

Рис. 20. Фотоаппарат "ФЭД"

  Шелковая прорезиненная шторка затвора движется справа налево по длине кадра. Затвор автоматически отсекает семь выдержек (нестандартных): 1/20, 1/30, 1/40, 1/50, 1/100, 1/200, 1/500 секунды. Регулятор выдержек можно устанавливать только при заведенном затворе,

  Наименьшее расстояние съемки без дополнительных оптических приспособлений один метр.

  Габарит: 133x55x30 мм; вес около 500 г.

"Зоркий" - кинопленочный аппарат 24X36 мм

  Малоформатный фотоаппарат "Зоркий" имеет почти такую же камеру и механизм, как и аппарат "ФЭД". Разница (кроме внешнего вида нескольких деталей) в том, что повышены прочность корпуса, точность автоматических выдержек, координация дальномера со сменными объективами.

  Объективом служит просветленный четырехлинзовый анастигмат "Индустар 22" со светосилой 3,5 и фокусным расстоянием 5 см. Оправа - вдвигающаяся или неубирающаяся. Деления шкалы диафрагм после полного отверстия входят в стандартный ряд: 3,5-4-5,6-8-11-16.

  Наименьшее расстояние съемки один метр.

"Зоркий 3" - кинопленочный аппарат 24X36 мм

  Малоформатный фотоаппарат "Зоркий 3" (рис. 21)- это значительно усовершенствованная модель аппарата "Зоркий". У "Зоркого 3" задняя стенка корпуса сделана съемной, Это позволяет удобно производить перезарядку аппарата, его чистку, проверку точности подгонки сменных объективов (при помощи матового стекла, приставляемого к кадровой рамке), а также отрезать (в темном помещении) заснятую часть пленочной ленты для проявления.

Рис. 21. Фотоаппарат "Зоркий 3"

  Объектив - просветленный шестилинзовый анастигмат "Юпитер 8" с очень высокой светосилой 2 и фокусным расстоянием 5 см, во вдвигающейся или неубирающейся оправе.

  Дальномер и видоискатель имеют общий окуляр, что объединяет в одну операцию визирование кадра и наводку на резкость. Окуляр допускает внесение оптической поправки в пределах +-3 диоптрии для того, чтобы не очень дальнозоркие и близорукие фотографы при съемке могли обходиться без очков.

  Шторный затвор дополнен добавочным регулятором медленных выдержек, диск которого помещен на передней стенке корпуса. Затвор автоматически отсекает десять стандартных выдержек в очень широком диапазоне: 1 секунда, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, 1/500 и 1/1000 секунды. Имеется деление Д для длительных выдержек "в два нажатия".

  Наименьшее расстояние съемки один метр.

  "Зоркий 3" представляет несомненный интерес для подготовленного фотолюбителя.

"Киев" - кинопленочный аппарат 24X36 мм

  Общие конструктивные данные см. на стр. 43. Частные особенности малоформатного фотраппарата "Киев" (рис. 22) состоят в следующем.

Рис. 22. Фотоаппарат "Киев"

  Корпус, имеющий на концах срезанные углы, снабжен откидным упором для непосредственной установки аппарата на столе или другой горизонтальной поверхности. Съемная задняя стенка корпуса позволяет легко перезаряжать аппарат и чистить его, отрезать (в темном помещении) экспонированную часть пленки для проявления, а также юстировать сменные объективы, приставив матовое стекло к кадровой рамке.

  Объектив - просветленный шестилинзовый анастигмат "Юпитер 8" с очень высокой светосилой 2 и фокусным расстоянием 5 см (во вдвигающейся или неубирающейся оправе).

  Объективы не ввинчиваются, а закрепляются в кольце корпуса штыковым запором, что ускоряет их смену.

  Наводка на резкость основного объектива осуществляется вращением удобного рифленого колесика, выступающего вверху корпуса. Наводка производится одновременно с визированием, так как дальномер и видоискатель объединены в одном окуляре. Удлиненная база дальномеракомментарий (90 мм вместо 38 мм у аппаратов типа "ФЭД") повышает точность наводки на резкость.

  Прочная металлическая шторка затвора, движущаяся сверху вниз по ширине кадра, бесперебойно работает и на морозе. Затвор автоматически отсекает девять выдержек в широком диапазоне: 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, 1/500, 1/1250 секунды. Скорости могут устанавливаться и при спущенном затворе, однако рекомендуется сначала завести его. Затвор имеет автоспуск для самосъемки фотографа; он примерно на 9-15 секунд замедляет действие механизма, автоматически отсекающего выдержки.

  Заводная головка не только заводит затвор и переводит пленку, но также является регулятором выдержек.

  Наименьшее расстояние съемки 90 см.

  Габарит аппарата: 150x83,5x45 мм; вес 750 г.

"Киев III" - кинопленочный аппарат 24X36 мм

  Малоформатный фотоаппарат "Киев III" (рис. 23) отличается от аппарата "Киев" тем, что в его конструкцию включен фотоэлектрический экспонометр (прибор для определения вьь держки для съемки на основе фактической яркости объекта). Экспонометр состоит из фотоэлемента, гальванометра, реостата и механического калькулятора; смонтирован он на верхней стороне корпуса аппарата,

Рис. 23. Фотоаппарат "Киев III"

  В своих обеих моделях "Киев" является самым совершенным фотоаппаратом; перед опытным фотографом он открывает широкие съемочные возможности.

"Зенит" - кинопленочный аппарат 24X36 мм

 Малоформатный фотоаппарат "3енит" (рис. 24) сконструирован на базе "Зоркого", корпус глухой; основное отличие в выборе кадра и наводке на резкость, благодаря которым аппарат относится к типу зеркальных?

Рис. 24. Фотоаппарат "Зенит"

  Объектив - "Индустар 22" со светосилой 3,5 и фокусным расстоянием 5 см. Шторный затвор автоматически отсекает пять выдержек: 1/25, 1/50, 1/100, 1/250 и 1/500. секунды.

  Система видоискания и зрительной наводки на резкость состоит из зеркала, помещенного позади объектива под углом 45o к оптической оси, матированной стеклянной поверхности, призмы прямого видения (дважды оборачивающей изображение) и увеличивающих линз. При нажатии спусковой кнопки зеркало поднимается, открывая световым лучам доступ к фотослою. Введением промежуточных колец аппарат приспосабливается для съемок с малых расстояний мелких объектов, репродукций.

"Смена" - кинопленочный аппарат 24X36 мм

  Малоформатный фотоаппарат "Смена" (рис. 25) по сравнению с описанными выше кинопленочными фотокамерами представляет собой упрощенную конструкцию, но имеет и преимущества. Корпус его из пластмассы, задняя стенка отъемная. Объектив - трехлинзовый просветленный анастигмат со светосилой 4,5 и фокусным расстоянием 4 см, Деления шкалы диафрагм: 4,5-5,6-8-11-16-22.

  Наводка на резкость производится по шкале расстояний путем вращения объектива. Видоискатель - оптический,

  Центральный затвор автоматически отсекает пять выдержек: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 секунды.

  Точность перемотки пленки на один кадр обеспечивается механически, Так как приемной катушкой служит стандарт-" ная закрытая кассета, надобность в обратной перемотке экспо* нированной пленки отсутствует.

Рис. 25. Фотоаппарат "Смена"

  Габарит аппарата: 120x74x57 мм; вес 325 г.

  Дополнительные объективы не применяются.

  Аппарат "Смена" предназначен для широких кругов фотолюбителей, в особенности для молодежи.

КАКОЙ ФОТОАППАРАТ ВЫБРАТЬ?

  Современное состояние техники фотоаппаратостроения позволяет сказать: нет плохих фотоаппаратов - есть плохие фотографы!

  Но какой же аппарат самый лучший?

  Категорически ответить на этот вопрос нельзя, В самом деле, если бы один какой-нибудь фотоаппарат был лучше всех, то все остальные вряд ли продолжали бы выпускаться, Между тем производятся, покупаются и с успехом применяются фотографические аппараты различных родов и видов. Это означает, что каждая разновидность фотоаппарата обладает какими-либо особыми качествами, которые делают именно этот тип наиболее подходящим для определенного назначения. Соединить все преимущества и устранить все недостатки в одном фотоаппарате невозможно; поэтому и не существует такого аппарата, который был бы пригоден для всех целей, одинаково удобен во всех отношениях. То, что в одних случаях является недостатком, в других случаях может стать преимуществом, и наоборот. Например, проявление сразу всей пленочной ленты, неудобное при эпизодической работе, очень облегчает обработку фотографических результатов экспедиций. Съемная задняя стенка малоформатных камер ("Зоркий 3", "Киев", "Смена") представляет ряд несомненных удобств, но в то же время, обнажая при перезарядке внутренний механизм аппарата, способствует его засорению, особенно в полевых условиях, в пыльной местности при ветре; подвергает шторку затвора опасности повреждения.
Таблица 4. Сводная таблица массовых фотоаппаратов.
N п/п Род и название аппарата Негатив Объектив Скорости затвора (секунды) Средство наводки на резкость Камера
Формат (см) Зарядка (снимки) Фокусное расстояние (см) Светосила Габарит (см) Вес (граммы)
Пластиночный аппарат
1 Москва 3 6,5X9 1 11 4,5 1-1/250 Матовое стекло 14X9X5,5 720
Широкопленочные аппараты
2 Любитель 6X6 12 7,5 4,5 1/10-1/200 Матовое стекло 13,5X9X9 600
3 Москва 6X9 8 11 4,5 1-1/250 Дальномер 16,5X9,5X5 890
Малоформатные аппараты
4 ФЭД 2,4X3,6 36 5 3,5 1/20-1/500 Дальномер 13,3X5,5x3 500
5 Зоркий 2,4X3,6 36 5 3,5 1/20-1/500 Дальномер 13,3X5,5x3 500
6 Зоркий 3 2,4X3,6 36 5 2 1-1/1000 Дальномер    
7 Киев 2,4X3,6 36 5 2 1/2-1/1250 Дальномер 15X8,5X4,5 750
8 Киев III 2,4X3,6 36 5 2 1/2-1/1250 Дальномер    
9 Зенит 2,4X3,6 36 5 3,5 1/25-1/500 Матовое стекло    
10 Смена 2,4X3,6 36 5 4,5 1/10-1/200 Шкала 12X7,4X5,7 325

  Стекло или пленка? Большой аппарат или малоформатный? - вот главные вопросы, возникающие у каждого, желающего впервые приобрести фотоаппарат. В помощь таким читателям мы составили табл. 5 сравнения основных родов фотоаппаратов.
Таблица 5. Сравнение родов фотоаппаратуры.
Пластиночные фотоаппараты Широкопленочные аппараты Малоформатные фотоаппараты
Большой вес и громоздкость материалов и кассет Легкость и портативность негативного материала
Перезарядка после каждого снимка Многозарядность
8 или 12 снимков 36 снимков
Перезарядка кассет в темной комнате Неограниченная зарядка на свету Большой запас кинопленки в запасных кассетах
Один постоянный нормальный объектив Быстрая смена объективов с различными фокусными расстояниями
Средние скорости центрального затвора Большие скорости шторного затвора
Раздельное проявление каждого негатива Обработка сразу всей пленочной ленты в закрытом бачке
Увеличение не является обязательным Увеличение необходимо
Меньшая стоимость фотоаппарата Более высокая цена
Более высокая стоимость негативного материала Дешевизна негативного материала
Удобство для наглядного изучения съемки и проявления Обучение съемочному и негативному процессам "вслепую"

 Прежде всего необходимо установить требования, которые будут предъявлены к будущему фотоаппарату.

  Пластиночный фотоаппарат прост в обращении, приспособь лен для разнообразных съемок и годится для большинства случаев, встречающихся в практике фотолюбителя.

  Если фотолюбитель будет время от времени делать по два - три снимка, то пластинки для него удобнее, так как при работе на роликовой пленке проявление приходится откладывать до той поры, когда будет экспонирована вся лента с дюжиной (а то и с тремя дюжинами) снимков. Если же предстоит делать по 20 - 30 снимков в одном месте, то следует предпочесть широкопленочный аппарат.

  Аппараты 6x6 и 6x9 см дают лучшие по техническим качествам снимки, чем кинопленочные фотокамеры. Сравнительно большой размер негативного изображения (рис. 26) позволяет во многих случаях обходиться без непременного увеличения. С другой стороны, и для фотоувеличения наиболее пригодны большие негативы: они богаче полутонами; не требуя значительной кратности увеличения, сохраняют на позитивах резкость контуров. Недаром редакции газет и журналов предпочитают большие форматы негативов.

  Малоформатный кинопленочный фотоаппарат не может полностью заменить большую камеру в репродукционных, технических и художественных съемках. Однако он обладает рядом технических преимуществ и наибольшей оперативностью, облегчает процесс съемки, предоставляет широкие композиционные возможности. Для спортивных съемок больше всего подходит именно малоформатный аппарат с высокими скоростями его ватвора и светосильными объективами. В путешествии им возможно сделать гораздо больше снимков, чем пластиночным аппаратом. Проявление значительных количеств малоформатных негативов очень ускорено и упрощено.

Рис. 26. Форматы негативов в натуральную величину. С каждого из них посредством фотоувеличения можно получить отпечаток одинакового размера, например 13X18 см

  Однако отпечатки 24x36 мм слишком малы, и работа малоформатным аппаратом неизбежно сопряжена с трудностями увеличения с миниатюрных негативов, для обеспечения высоких качеств которых требуется тщательно проводить негативный процесс.

  Наконец, играет роль и стоимость, тем более что самый дорогой аппарат еще не обеспечивает отличных снимков. Чем сложнее механизм фотоаппарата, тем труднее обращение с ним. Начинающий фотограф лучшие результаты получит аппаратом "Любитель", чем наиболее совершенным "Киевом".

  Приобретая фотоаппарат, помните о следующем. Если со вниманием и настойчивостью относиться к работе, то любым аппаратом можно достичь хороших результатов. В руках же неумелого и неаккуратного человека любой аппарат даст лишь плохие снимки.

  Вопрос выбора решается в зависимости от назначения фото- аппарата.

  Нередко фотолюбители спрашивают: с помощью какого аппарата лучше учиться фотографировать?

  Здесь мы не будем ставить никаких ограничений: учитесь на том аппарате, который вам больше нравится или которым вы можете располагать. Залог успеха - в вас, а не в фотоаппарате.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФОТОАППАРАТОМ

  Прежде чем приступить к первой съемке, необходимо ознакомиться во всех подробностях с устройством своего фотоаппарата, изучить назначение и действие всех его частей, в особенности затвора.

  Избегайте случайных действий над аппаратом, впервые взятым в руки, даже если вам не терпится поскорее испробовать его, повернуть все рычаги, нажать все кнопки. К каждому фотоаппарату при покупке прилагается фабричное описание с подробными наставлениями по обращению с ним. Приобретая тот или иной аппарат, до начала работы им внимательно изучите приложенное описание. При этом по ходу чтения (а затем в последовательном порядке) осторожно проделайте по нескольку раз каждое из необходимых для съемки действий. Это поможет вам на дел? узнать, для чего предназначены и как работают все детали аппарата, привыкнуть к обращению с ним.

  Никогда не применяйте усилий по отношению к фотоаппарату. Если аппарат исправен и вы пользуетесь им правильно, все действия совершаются беспрепятственно, ходовые части движутся свободно и легко. Если же аппарат не в порядке, то усилия могут только повредить его. Не спеша, тщательно все проверьте: может оказаться, что вы что-либо упустили, действовали не совсем правильно.

  При раскрытии фотоаппаратов "Москва" необходимо смягчать сильное действие пружин, предотвращать резкий толчок рычагов. Для этого в момент нажатия на запорную кнопку придерживайте правой рукой заднюю стенку камеры, левой рукой - переднюю откидную стенку, а затем плавно опустите последнюю до отказа.

  Если перед вами такой сложный и точный прибор, каким является малоформатный фотоаппарат, потренируйтесь в зарядке кассеты и аппарата, в управлении затвором и механизмом перемотки пленки. Проделать это надо на свету при помощи ненужной ленты пленки.

  Вытягивать в рабочее положение тубус малоформатного аппарата надо осторожно, в перпендикулярном к корпусу камеры направлении, не допуская перекоса.

  Запомните название и размер своего фотоаппарата, название объектива, его светосилу и фокусное расстояние, а также выдержки, автоматически отсекаемые затвором, шкалу диафрагм. Запишите номер аппарата и объектива.

УХОД ЗА АППАРАТОМ И ОБЪЕКТИВОМ

  Фотоаппарат и объективы необходимо оберегать от ударов и падений, от грязи и пыли, от влаги и сырости, от нагревания и резких изменений температуры.

  В перерывах менаду съемками объектив накрывайте крышкой, аппарат держите в закрытом футляре, не оставляйте подолгу лежать на солнце.

  Храните аппарат и объективы в футлярах, в сухом помещении с комнатной температурой, вдалеке от приборов отопления.

  Если передняя часть аппарата "Фотокор" туго передвигается по рельсам, слегка смажьте их маслом для швейных машин.

  Затвор в смазке не нуждается. При длительном хранении без использования затвор надо спустить.

  Время от времени, а также после съемки в дождь или когда в воздухе было пыльно, аккуратно обтирайте куском мягкой суконной или бархатной ткани корпус, мех и металлические части аппарата (но не линзы объектива). Изнутри камеры пыль удаляется с помощью крупной или средней кисточки, выдувается резиновой грушей.

  Зимой внесенный с улицы в теплое помещение фотоаппарат открывайте не сразу, а через несколько минут (при очень сильных морозах спустя 10-15 минут после внесения в комнату). Если влага все же конденсировалась на стеклянной поверхности объектива, лучше подождать, пока он согреется до температуры помещения, и запотевание само по себе исчезнет. Только в случае крайней необходимости немедленно приступить к съемке допустимо осторожное удаление неиспарившихся капелек воды (с поверхности линзы - тампоном из чистой ваты, с металлических деталей - мягкой материей).

  Объектив хорошо работает только тогда, когда он совершенно чист. Загрязненный, запыленный, запотевший или поцарапанный объектив может дать только нерезкие негативы. Кроме того, содержимый в постоянной чистоте объектив лучше сохраняется.

  На съемке оберегайте объектив от пыли (особенно при ветре) и дождя, от действия прямых лучей солнца, Не прикасайтесь пальцами к его стеклянным поверхностям.

  Когда на линзах объектива появляются пыль, влага, следы жирных пальцев, его необходимо прочищать.

  Первым делом нужно удалить пыль. Однако протирать запыленный объектив нельзя так как при этом твердые пылинки будут царапать стеклянную поверхность линз. Можно смахнуть пыль с помощью самой мягкой, сухой и чистой кисточки, но лучше сдунуть ее струей сухого воздуха из резиновой груши.

  Если после этого на поверхностях линз будут заметны какие-либо загрязнения (наблюдение ведите как на просвет, так и при отраженном свете), приступают к протирке объектива,

  Загрязнения нежирового происхождения снимаются шн средством плотного тампона из чистой гигроскопической ваты (предварительно убедитесь в полном отсутствии в вате случайных твердых вкраплений, а по окончании операции сдуйте оставшиеся на стекле волокна),

  Жировые пятна и другие прочные загрязнения устраняются в результате протирки линз таким же ватным тампоном, слегка увлажненным эфиром, 96-градусным (чистым, безводным) спиртом или смесью 85% эфира с 15 % чистого спирта. Протирание производится вращательными движениями по спирали от центра к краям линзы, при легком нажиме. После каждого цикла протирки вату нужно менять во избежание обратного занесения жира на линзу, По этой же причине тампон нельзя переворачивать другим концом, прикасаться к линзе тем местом, за которое его держали пальцы. Для снятия маленьких пятнышек кусочек ваты можно намотать на спичку. Для чистки линз нельзя пользоваться носовым платком, замшей; нельзя применять бензин, растворы щелочей и кислот, воду. В крайнем случае можно увлажнить тампон водкой или подышать на линзу.

  Предостерегаем читателей также от использования для чистки линз одеколона (как это рекомендует инструкция завода- изготовителя аппарата "Зоркий 3"), Испробовав этот совет хотя бы на зеркале, вы сможете убедиться, что душистые эфирные масла, растворенные в спирте одеколона, улетучиваются медленнее своего растворителя и потому остаются на поверхности стекла в виде трудно удалимого жирового налета,

  Особенно осторожно следует обращаться с просветленными объективами. Тончайший просветляющий слой, которым покрыты их линзы, мягче стекла; он легче повреждается от соприкосновения с чем-либо, портится от загрязнения, жира и воды.

  Не пытайтесь самостоятельно разбирать аппарат или затвор, вывинчивать линзы объектива. Ремонт аппарата, регулировку его механизмов, чистку внутренних поверхностей линз надо поручать специальной мастерской.

  При аккуратном обращении фотоаппарат будет служить десятки лет.

ФОТОПРИНАДЛЕЖНОСТИ

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ СЪЕМКИ

  Для всех съемок с выдержками больше 1/20 секунды (например, в помещении) фотоаппарат необходимо устанавливать совершенно неподвижно, малейшее его шевеление в руках фотографа приведет к тому, что контуры изображения получатся размазанными, нерезкими, и негатив будет бесповоротно погублен! Поэтому сразу же приобретите складной штатив (треножник). Для малоформатных аппаратов годится легкий металлический штатив, для остальных фотоаппаратов лучше пользоваться деревянным штативом как более прочным и устойчивым,

  Чтобы предотвратить скольжение ножек штатива по гладкому полу, вырежьте для них из толстой плоской резины наконечники диаметром примерно в 3 см.

  При работе малоформатным аппаратом полезно еще приобрести шаровую штативиую головку или так называемый карманный штатив-струбцинку. Одно из этих приспособлений, навинченное на основной штатив, даст возможность укреплять аппарат в вертикальном или любом, другом желаемом положении. Посредством винтового зажима штатива-струбцинки фотокамеру можно укрепить на спинке стула, на краю доски стола и т. д., а с помощью его конусного винта на стволе дерева.

  Что же касается светофильтров и насадочных линз, а также сменных объективов для малоформатных аппаратов, то мы советуем читателям, изучающим фотографирование в пределах первой части этой книги, снимать пока без дополнительных оптических приспособлений.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

  Список принадлежностей для лабораторных работ включает довольно много перечисленных ниже предметов, но не все они обязательны с самого начала, обзаводиться ими можно постепенно.

  Лабораторный фонарь с тремя защитными светофильтрами (оранжевым, светло-красным и темно-красным), при безопасном свете которого можно открывать для перезарядки и обработки коробки и кассеты с отдельными сортами фотопластинок и пленок, а также пакеты с фотобумагой.

  Ванночки из пластмассы или целлулоида, в которых обрабатываются фотографическими растворами пластинки, плоская пленка, фотобумага, Их следует иметь не меньше четырех: две ванночки формата негатива (для проявления и ополаскивания) и две - вчетверо большего размера (для закрепления и промывки), Так, для аппарата "Москва" нужны две ванночки размером 6,5X9 см и две 13x18 см. При пленочном фотоаппарате в этих ванночках обрабатываются контактные отпечатки. Для обработки увеличенных позитивов понадобятся четыре ванночки соответствующего размера (например, 18x24 см).

  Проявочный бачок для обработки роликовой пленки делается из пластмассы. Советуем приобрести бачок со спиральной катушкой. Бачки бывают двух размеров сообразно ширине вмещаемой ими пленочной ленты: 35 мм - для кинопленки малоформатных аппаратов и 60 мм -- для широкой катушечной пленки.

  Банки стеклянные полулитровые и литровые для разведения проявителя и закрепителя (отдельные).

  Бутылки полулитровые для хранения растворов проявителя и закрепителя (отдельные).

  Ванночки, банки, бутылки для проявителя и для закрепителя как-либо пометьте (например, буквами П и 3). Ванночки и остальные сосуды для проявителя никогда не используйте для других растворов. На каждую бутылку с раствором надо наклеивать этикетку с точным обозначением содержимого.

  Воронка (желательно стеклянная) для фильтрования и сливания растворов,

  Мензурка (мерительный стакан) на 250 млкомментарий для отмеривания воды и других жидкостей при составлении фотографа ческих растворов, а также самих готовых растворов. Впоследствии для отмеривания малых объемов жидкостей будет полезна еще мензурка на 10 мл.

  Всю лабораторную посуду необходимо содержать в чистоте.

  Весы с граммовым разновесом для взвешивания химикатов при самостоятельном составлении обрабатывающих растворов.

  Термометр, шкала которого включает деления от 15 до 30° (по стоградусной системе), для регулирования температуры обрабатывающих растворов.

  Часы с секундной стрелкой для определения конца бачкового проявления и для отсчета выдержек при печатании.

  Сушильный станочек для стеклянных негативов.

  Зажимы (металлические нержавеющие, пластмассовые или деревянные бельевые прищепки) для сушки пленочных лент и увеличенных отпечатков - 6 штук.

  Ножницы для обрезки концов пленки и разрезки фотобумаги.

  Печатная (копировальная) рамка для печатания позитивов на фотобумаге формата вашего аппарата.

  Фотоувеличитель - прибор, проецирующий на фотобумагу увеличенное световое изображение негатива. Отечественной промышленностью производятся фотоувеличители вертикальной конструкции: к доске-подставке, служащей экраном для фотобумаги, сбоку прикреплена вертикальная штанга, по которой вверх и вниз передвигается металлический корпус увеличителя, включающий осветительную часть, негативодержатель и объектив.

  Увеличитель для негативов 6 X 9 см (служит и для негативов 6x6 см) выпускается вместе с объективом "Индустар 23" (фокусное расстояние 11 см, светосила 4,5) под названием "Нева 2", Предназначен для аппаратов "Москва" и "Любитель:".

  Увеличители, предназначенные для кинопленочных негативов малоформатных аппаратов, выпускаются без объективов под названием "У-2", "Нева" и т. д. (более совершенный). Объектив (с фокусным расстоянием 5 см и светосилой 3,5) для установки на увеличителе можно вывинчивать из аппаратов "ФЭД" и "Зоркий", однако лучше (для сохранности фотоаппарата) приобрести отдельный объектив ("Индустар 22" в обычной оправе или "Индустар 22 увеличительный" в специальной неубирающейся оправе).

  Пинцеты из нержавеющей стали для держания обрабатываемых отпечатков: один только при проявлении, другой только при закреплении (разной формы или отмеченные как-либо).

  Резак для обрезки отпечатков.

  Полотенце для рук.

  Фартук для предохранения одежды от брызг растворов.

ЛАБОРАТОРИЯ ФОТОЛЮБИТЕЛЯ

  Зарядка и разрядка кассет, зарядка проявочного бачка, проявление пластинок и плоских пленок, печатание на фотобумагах и их проявление - все это должно происходить в помещении, куда совершенно не проникает наружный белый свет.

  Темное помещение. Темной лабораторией становится любое полностью затемненное помещение, выбор которого в каждом случае зависит от возможности фотолюбителя.

  В комнате днем окна можно закрыть темными плотными занавесями или же картонными или фанерными щитами, точно подогнанными по размеру окон (края щитов обиваются полосками войлока), Щели вокруг дверей надо закрыть полосками темной материи или черной бумаги, заткнуть замочные скважины. Для проверки светонепроницаемости помещения закройте дверь, выключите свет и подождите 3-4 минуты, чтобы ваши глаза привыкли к темноте. Если после этого вы не обнаружите ни малейшего проблеска света и не сможете разглядеть лист белой бумаги перед собой, значит, лаборатория пригодна для работы с самыми высокочувствительными негативными материалами. Разумеется, вечером (через два часа после захода солнца) задача затемнения крайне облегчается. Многие фотолюбители предпочитают работать по вечерам. Можно воспользоваться кухней, ванной, кладовкой и т, п, Однако во время холодов необходимо работать в теплом помещении, так как низкая температура неблагоприятно влияет на негативный процесс.

  В лаборатории, если позволяет ее площадь, удобно иметь два стола: один поменьше - только для "сухих" работ (зарядка кассет и проявочного бачка, собственно печатание - контактное и проекционное), и другой, больший, - для работ, связанных с жидкостями (приготовление растворов, проявление, закрепление, промывка, дополнительная обработка). Этот последний мы будем называть лабораторным столом.

  Если вы можете располагать лишь небольшой частью помещения, то постарайтесь выделить себе уголок для узкого столика, стула и настенной полки.

  В целях предотвращения пятен от растворов расстилайте на столе и на полу старые газеты.

  Очень хорошо, если в лаборатории или поблизости от нее имеются водопроводный кран и раковина.

  Освещение фотолаборатории. В лаборатории желательно иметь три электроточки с отдельными выключателями: 1) общий верхний белый свет (лампа в 40-55-60 ватт), 2) штепсельную розетку для увеличителя или настольной лампы, 3) лабораторный фонарь с лампочкой в 15 ватт, дающий безопасный для некоторых фотоматериалов свет.

  Безопасным называется свет, прошедший через специальный защитный светофильтр - стекло того или иного цвета, пропускающего только те лучи, к которым не чувствителен данный сорт негативного или позитивного материала.

  Для различных фотослоев безопасным (неактиничным) является различный по спектральному составу свет.

  Несенсибилизированные и диапозитивные пластинки и позитивная пленка не чувствительны к светло-красному свету; "Ортохром" и "Изоорто" можно обрабатывать только при темно-красном свете, Негативные материалы "Изохром", "Панхром", "Изопанхром" чувствительны даже к темно-красному свету и быстро вуалируются при нем, поэтому для них необходима полная темнота. Одни сорта фотобумаг можно обрабатывать даже при желтом свете, другие - при оранжевом, третьи - только при светло-красном.

  Освещение должно быть не только вполне безопасным, но для удобства работы по возможности светлым. Поэтому не имеет практического смысла применять следующий по плотности (то есть более темный) светофильтр, а надо располагать тремя сменными защитными светофильтрами: оранжевым, светло- красным, темно-красным.

  В продаже имеются светофильтры для лабораторных фонарей, представляющие собой листы окрашенной специальными красителями бумаги, зажатые между окантованными вместе стеклами. Электролампочки, окрашенные цветными лаками, не пригодны для фотолаборатории, так же как и цветная материя и бумага.

  Однако не всякий темно-красный свет безопасен для ортохроматических материалов. Безвредность света лабораторного фонаря при соответствующем светофильтре нужно проверить для каждого применяемого сорта негативного и позитивного материалов (записав для памяти положительные результаты).

  Испытание лабораторного фонаря производится следующим образом. Погасив в лаборатории белый свет, извлеките из упаковки лист применяемого материала (пластинку, пленку или кусок фотобумаги примерно 6x6 см), закройте половину его черной бумагой или картоном (пластинка может находиться в кассете при выдвинутой наполовину крышке) и выставьте на расстоянии полуметра на свет фонаря, слоем к нему (если лист не кладется на стол, то не забудьте предохранить его заднюю сторону от действия отраженного света). По прошествии 3 минут опустите в ванночку с нормальным проявителем пластинку или пленку на 5 минут, фотобумагу на 2 минуты, прикрыв от дальнейшего действия проверяемого света. Затем перенесите лист в ванночку с закрепителем и прикройте последнюю. Через 2 минуты включите белый свет и рассмотрите пробу. Если обе части листа окажутся одинаково светлыми - значит, защитный светофильтр пригоден для данного фотослоя. Если же одна половинка (подвергшаяся действию света) потемнела по сравнению с другой - значит, свет фонаря небезопасен. В этом случае надо или заменить светофильтр более темным, или ослабить свет одним-двумя слоями папиросной бумаги, или отодвинуть фонарь дальше. Затем пробу повторяют, добиваясь, чтобы обе половинки фотослоя, освещенного и проявленного описанным выше образом, оставались в проявителе одинаково светлыми (прозрачными, белыми).

  При отсутствии электричества источником света в лабораторном фонаре служат керосиновая лампа, свеча. Можно использовать дневной свет, сделав в оконном щите два выреза: один (с заслонкой) - для матового стекла, другой - для защитных светофильтров.

  Следует иметь в виду, что даже проверенный свет лабораторного фонаря при неумеренном пользовании им в конце концов подействует на фотослой; поэтому не подвергайте несенсибилизированные или ортохроматические негативные материалы действию безопасного света дольше, чем это необходимо для перезарядки или наблюдения за ходом проявления.

ЗАРЯДКА КАССЕТ

  Широкопленочные фотоаппараты заряжаются катушкой пленки непосредственно и притом на белом свете. В пластиночные же и малоформатные аппараты негативный материал (тоже при белом свете) вводится в кассетах, заряжаемых предварительно в темной лаборатории.

  Способы зарядки тех или иных кассет (а затем и фотоаппаратов) подробно описаны в фабричных наставлениях, прилагаемых к каждому фотоаппарату, и мы не станем их повторять, приведем лишь некоторые общие правила.

  Негативный материал в фотоаппарате должен быть обращен слоевой (светочувствительной) стороной к объективу. Слоевую сторону можно узнать на отсвет красного фонаря или на ощупь: она матовая, в то время как оборотная (стеклянная или целлулоидная) сторона глянцевая.

  Определение слоевой стороны пластинок облегчается тем, что они в коробке сложены попарно слоем одна к другой: все нечетные по порядку пластинки лежат кверху стеклом, все четные - кверху слоем.

  Избегайте дотрагиваться пальцами до фотослоя, так как это приведет к пятнам на негативе. Пластинки берите за ребра, плоские пленки - за уголки, кинопленку при намотке придер- живайте за края или с целлулоидной стороны.

  При зарядке кассет можно придерживаться следующего порядка:

  1) заприте дверь лаборатории на крючок; погасите все освещение и убедитесь в том, что ни малейший посторонний свет не проникает снаружи; включите белый свет;

  2) негативный материал и кассеты разместите удобно под рукой, но не слишком близко к лабораторному фонарю и в тени от него;

  3) зажгите лабораторный фонарь, если зто безопасно для заряжаемого негативного материала;

  4) погасите белый свет;

  5) откройте коробку с негативным материалом;

  6) извлеките одну пластинку (лист или ролик пленки);

  7) вложите пластинку в кассету слоем наружу, к крышке кассеты (или заправьте подрезанный конец кинопленки, в ка- тушку и плотно намотайте слоем внутрь, к оси катушки);

  8) задвиньте крышку кассеты (или вставьте катушку с намотанной пленкой в кассету и закройте последнюю) и отложите заряженную кассету в сторону;

  9) зарядите таким же образом остальные кассеты;

  10) оставшийся негативный материал аккуратно заверните во влагонепроницаемую и черную бумаги и спрячьте его в коробку комментарий. Зарядка окончена, можно зажечь белый свет.

  Форматные листы пленки не лежат в пластиночных кассетах совершенно плоско, а обнаруживают склонность выгибаться (особенно при долгом пребывании в кассетах в условиях переменной температуры); в результате нарушается резкость негативного изображения. Поэтому в кассеты под пленочные листы следует подкладывать картон подходящей толщины или же заряжать их вместе с чистым стеклом (отмытые горячей водой от фотослоя негативы), либо поверх стекла, либо под стекло; и последнем случае шкалой расстояний аппарата пользоваться нельзя, а матовое стекло в рамке надо перевернуть стеклянной стороной к объективу.

  Из предосторожности оберегайте заряженные кассеты и катушечную пленку от действия непосредственных солнечных лучей: переносите их в завернутом виде, перезаряжайте пленочные аппараты не на солнце, а при рассеянном свете (в тени, в помещении; в открытом поле можно воспользоваться тенью собственной фигуры, повернувшись спиной к солнцу).

  Приобретя фотоаппарат, непременно потренируйтесь в зарядке его кассет сначала на свету, а затем в полной темноте.