Уроки фотографии

Микулин В.П.

  Верно для объективов, у которых плоскость диафрагмы проходит через оптический центр. Для большинства объективов результат будет приближенным. К телеобъективам не приложимо.
























  Полным действующим отверстием называется наибольшее отверстие (входной зрачок) объектива, через которое проходит пучок лучей света; оно обычно равно или несколько меньше первой линзы (исключение - широкоугольные объективы).
























  Под отверстием диафрагмы во всех случаях подразумевается дей- ствующее отверстие объектива. Оно равно слегка увеличенному изображению диафрагмы, видимому через переднюю линзу.
























  Исключение делается только для полного отверстия, когда оно по своей величине не входит в стандартный ряд диафрагм.
























  С точки зрения геометрической светосилы.
























  Под кадром в данном случае понимается часть пространства, изображение которой вмещается на фотопластинке или пленке.
























  Светочувствительность германских фотоматериалов обозначается в градусах ДИН (Дейче Индустри Норм). По этой системе чувствительность удваивается (или уменьшается вдвое) через каждые 3o: пленка в 18o ДИН вдвое чувствительнее, чем пленка в 15o ДИН (на знаменатель IP, стоящий под числовым значением градусов, внимания не обращайте - он не имеет отношения к величине светочувствительности).
























  Спектральную чувствительность фотослоя (цветочувствительность) следует отличать от его общей светочувствительности, выражаемой в еди- ницах ГОСТа; фотопленка может иметь среднюю светочувствительность (45 по ГОСТу) и быть широко спектрально очувствленной ("Папхром") или, наоборот, иметь высокую светочувствительность в 130 единиц ГОСТа при меньшей спектральной чувствительности ("Ортохром").
























  При наличии опыта и соблюдении ряда технических условий пределы увеличения значительно возрастают; об этом будет рассказано во второй части книги.
























  Расстояние между осями зрения в плоскости прибора.
























  Нам не представлялось целесообразным уделять место повторению сведений, содержащихся в фабричных описаниях фотоаппаратов.














































  Мл (сокращенное обозначение) - миллилитр, 1/1000 литра, мера вместимости; в фотографии принимается равным кубическому сантиметру.
























  Если верхняя из оставшихся пластинок лежит слоем кверху, переверните ее, так как соприкосновение с упаковочной бумагой может неблагоприятно повлиять на фотослой.
























  Называется также установкой, или наводкой на фокус, фокусировкой, фокусированием.
























  Шкала расстояний имеется на каждом фотолюбительском аппарате. Все пластиночные (и зеркальные пленочные) аппараты снабжены, кроме того, матовым стеклом. Оптический дальномер ставятся на. лучшие пленочные фотоаппараты.
























  ЕБыстро сравнить два отверстия диафрагмы можно, разделив (хотя бы приблизительно) большее числовое значение на меньшее и возведя частное в квадрат.
























  Напомним, кстати, что, определения "большая" и "малая" относятся к величине отверстия диафрагмы, а не к числу на ее шкале, которое тем меньше, чем больше отверстие.
























  Графа для фокусного расстояния 5 см имеет в виду малоформатный аппарат; для 7,5 см- аппарат 6х6 см; для 11 см - аппарат 6х9 см; для 13,5 см - аппарат 9Х12 см.
























  При отсутствии на затворе этих отметок соответствующие им выдержки могут быть отмеряны по пришципу кратковременных. В случае медленных выдержек этот прием требует от фотографа большой четкости и дает лишь приблизительные результаты.
























  Во избежание проникания света сквозь бархатку кассеты А засве-чивания пластинки крышку не совсем вынимайте из кассеты, а вытягивайте ее лишь настолько, чтобы открыть-пластинку, то есть до отметки - выпуклой полоски.
























  Исключение- нажатие на спусковую кнопку аппарата "Москва".
























  Они не одинаковы для съемок при дневном и искусственном освещении.
























  Указатель диафрагм можно ставить и посредине между делениями Переновка на полделения дает увеличение экспозиции в полтора раза или уменьшение ее до 3/4 исходной величины; перестановка на полтора деления увеличивает или уменьшает экспозицию в 3 раза.
























  Например, пластинки с архитектурными сюжетами желательно проявлять немного дольше, а с портретами, наоборот, несколько меньше.
























  Мы не касаемся тех случаев, когда пластинка равномерно темнеет в проявителе вследствие того, что она была засвечена, то есть на нее попал посторонний свет, а это могло случиться в лаборатории при зарядке в кассету, при проявлении в плохо затемненном помещении, при недостаточно безопасном освещении, а также при съемке, если мех камеры пропускал свет или если в объектив попали прямые лучи солнца.

  Мы опускаем случаи, когда проявитель работал плохо, так как был недоброкачественным: составлен неправильно, или из испорченных химикатов, или стар, или истощен многократным использованием, или слишком холоден, или загрязнен закрепителем.
























  Если изображение не появляется совсем, это означает, что пластинка попросту не была экспонирована по какой-либо причине: например, фотограф забыл выдвинуть крышку кассеты, завести затвор, снять крышку с объектива, перепутал кассеты и т. п.
























  Зернистостью называется мелкая пятнистость, неоднородность изо- бражения, каждая плотность которого как бы состоит из светлых пятнышек на темном фоне (или темных пятнышек на светлом фоне). Зернистость возникает в негативе, но обнаруживается лишь на увеличенном в пять и более раз отпечатке. К возможному уменьшению ее должен стремиться каждый фотограф, работающий малоформатным аппаратом. На величину зернистости влияет ряд причин, в том числе состав проявителя.

  Во второй части книги получению мелкозернистых фотоизображений будет посвящен специальный (12-й) урок.
























  Мы исходим из обычной цели фотографии; как увидит читатель впоследствии, могут быть поставлены и иные задачи.
























  Подробный перечень недостатков негативов (и позитивов) с указанием их причин и способов исправления интересующиеся найдут в книге авлора "Современная фотографическая рецешура" (1949 г.)
























  Малоопытные фотографы иной раз склонны считать резким негатив с большим контрастом между светами и тенями, в действительности жо контраст не имеет ничего общего с резкостью.
























  В одних случаях негативное изображение получают на фотобумаге. В других случаях позитивные изображения изготовляют на пластинках или пленке (прозрачные позитивы - диапозитивы). Иногда для печатания применяется не бромосеребряная фотобумага, требующая проявления скрытого изображения, а аристотипная фотобумага, сразу дающая видимое изображение.
























  Числа светочувствительности по ГОСТу представляет собой частное от деления единицы на экспозицию (количество освещения) в люкс-секундах, необходимую для получения на данном фотослое почернения, оптическая плотность которого на 0,2 превышает плотность вуали.
























  Сенситограмма - результат сенситометрического испытания, представляет собой полоску испытуемого материала (пластинки, пленки, фотобумаги), экспонированную и обработанную в определенных стандартных условиях.
























  Краситель образует вокруг каждой молекулы бромистого серебра оболочку, которая играет роль цветового светофильтра, поглощая определенные цветные лучи.
























  Несенсибилизированный - неочувствленный к световым лучам (помимо естественной светочувствительности галоидного серебра).
























  Хотя диапозитивные пластинки и позитивная пленка, собственно говоря, предназначены для получения прозрачных позитивов, мы объ- единяем их с негативными материалами, поскольку в фотолюбительской практике они большей частью используются именно в качестве наиболее контрастного негативного материала (при репродуцировании штриховых оригиналов, выполненных черным по белому).
























  Табл. 11, помещенная в 4-м уроке, была построена с бблыпим допуском (допустимая нерезкость увеличена) исходя из возможностей в потребностей начинающего фотолюбителя.
























  Изменение положения аппарата по отношению к предмету съемки или же их одновременное перемещение дает аналогичные результаты.
























  В некоторых случаях, если вся остальная фигура вполне резка, смазанность футбольного или теннисного мяча, ноги, руки, ракетки может усиливать впечатление быстроты движений.
























  Напомним еще раз, что увеличить вчетверо выдержку в 1/100 секунды, это значит взять 1/25 секунды (а не 1/400 секунды).
























  Напомним, что при нормальном (горизонтальном) положении фотоаппаратов щель затвора у "ФЭД" и "Зоркого" движется справа налево, у сКисва"-сверху вниз.
























  В действительности дело обстоит несколько сложнее. Хотя освещенность изменяется согласно упомянутому нами закону, на величину необходимой выдержки оказывает заметное влияние еще следующее явление: уменьшение освещенности в некоторое число раз требует увеличения выдержки в значительно большее число раз. Это явление имеет место в различных случаях фотографической практики: при изменении освещенности объекта съемки, при изменении масштаба увеличения в позитивном процессе. Ввиду известной сложности поправочных формул влияние этого явления до сих пор в элементарных (да и в более сложных практических) руководствах, в таблицах выдержек и т. п. практически никак не учитывается, хотя иногда требует увеличения вычисленной по таблице выдержки в 2-3 раза.
























  Светочувствительность фотоматериалов специального назначения (репродукционные и диапозитивные пластинки, фототехническая и позитивная пленка) определяется при источнике света, который по спектральному составу соответствует электрическому свету. Поэтому поправка в зависимости от спектральной чувствительности этих материалов понадобилась бы лишь при переходе к съемкам в условиях дневного освещения.
























  Так называются газы, не вступающие в химические соединения. Обычно это смесь азота с аргоном.
























  Способность воздействовать на фотослой.
























  Если вы хотите приготовить полупроцентный раствор из концентрированной (37%-ной) соляной кислоты, возьмите 14 мл ее на 1 л воды. Имея 5%-ную соляную кислоту, разбавьте 100 мл ее в 900 мл воды и т.д.

  Для приготовления двухпроцентного раствора уксусной кислоты из 10%-ного уксуса возьмите 200 мл его на 800 мл воды. Располагая уксусом с иным процентным содержанием кислоты, возьмите его во столько раз больше (или меньше) по объему, во сколько раз концентрация его ниже (или выше) 10%, и соответственно измените количество воды.
























  Светорассеиватель сделать нетрудно. Оправа плоского рассеивателя представляет собой кусок картона примерно 8X10 см, в котором на одинаковом расстоянии от трех сторон (четвертая служит для держания) вырезано круглое отверстие диаметром 5 см. Оправа для надевания на объектив - ато картонное кольцо в несколько миллиметров шириной, сделанное по диаметру передней линзы с таким расчетом, чтобы рассеивающая среда вплотную соприкасалась с объективом.

  На оправе укрепляется рассеивающий материал. Им могут служить целлофан, тонкая сетка, стекло.

  Квадратный кусок прозрачного бесцветного целлофана со стороной примерно в 7 см нужно с!пть; по расправлении он весь окажется в мелких складках. Затем целлофан приклеивается к плоской оправе.

  Для сетчатого рассеивателя используются канва, марля, кисея, креп, шифон, вуаль, волосяная сетка, тонкая металлическая сетка от сита и т. п. Чем мельче отверстия сетки, тем сильнее ее рассеивающее действие. Черная и белая сетки дают неодинаковые по рисунку результаты; кроме того, белая или светлая сетка вуалирует отпечаток. Сетку и втягивают на оправу и приклеивают к ней. Можно иметь несколько сеток для различных степеней смягчения.

  Бесцветное стекло становится светорассеивателем, если его покрыть тонким слоем вазелина.

  Хорошим диффузором является стекло, на котором кисточкой нанесены параллельные полоски прозрачного бесцветного лака (например, лака для ногтей). Неровность полосок улучшает рассеивание.

  Степень светорассеяния определяется соответственно измятостью целлофана, частотой сетки и толщиной ее нитей, количеством вазелина, соотношением площадей полосок чистого стекла и лака.

  Для получения комбинированного мягко-резкого изображения с одной выдержки нужно оставить свободным небольшое круглое отверстие в центре рассеивателя (вырезать его в целлофане или сетке, не покрывать вазелином или лаком на стекле).
























  1 миллилитр представляет собой 1/1000 часть литра и равен 1 кубическому сантиметру.
























  Во всех случаях необходимо серную кислоту приливать к воде или раствору, а не наоборот, во избежание ожогов.
























  При наличии уксусной кислоты иного процентного содержания ее следует взять во столько раз меньше по объему, во сколько раз концентрация ее выше 15%, и наоборот.
























  Присвоенное втим ослабителям заимствованное с иностранного яаыка наименование "суперпропорциональный" (в переводе "сверхпропор-циональный") лишено смысла, так как понятие пропорциональности не допускает ни степеней, ни вариантов. Используемый взамен него термин "деконтрастирующий" не характеризует именно этот вид ослабителей, так как деконтрастирующее действие имеют также и пропорциональные ослабители. Поэтому мы предлагаем наименование "ослабители прогрессивного действия", исходя из того, что термин "прогрессивный" (то есть постепенно возрастающий, усиливающийся) наиболее точно определяет характер действие так называемых сверхпропорциональных ослабителей.
























  Однако при чересчур продолжительном действии поверхностного ослабителя малые плотности негатива могут совсем исчезнуть а контраст негатива станет ослабевать.
























  Мелкозернистые проявители для кинопленки, содержащие большое количество сульфита натрия (до 100 г безводного или 200 г кристаллического сульфита на 1 л проявляющего раствора), непригодны для проявления (чернения) отбеленных негативов, так как отбеленное изображение может раствориться в избытке сульфита.
























  Мы не касаемся здесь цветной фотографии.