СПОРТИВНАЯ СЪЕМКА

(спортивный репортаж)

начало СПОРТИВНАЯ СЪЕМКА
2. БЕГ И ХОДЬБА

Бег на длинные дистанции можно снять на старте, на всех участках дороги, на финише. Бег на короткую дистанцию из-за быстротечности сюжета лучше снимать серией кадров потом выбирая лучший, по этим же особеностям точку съемки надо заранее продумать. Наименьшая выдержка при съемке на старте, наибольшая - при съемке на финише. Лучшая точка съемки - верхняя. Фотографировать надо так, чтобы спортсмены не перекрывали друг друга корпусом.

В марафонском беге и в кроссе участвуют много спортсменов, поэтому точку съемки надо выбирать нарасстоянии 120-200 м от старта, когда бегуны несколько рассредоточатся. Точка рекомендуется высокая. Фигуры спортсменов следует снимать в профиль.

Барьерный бег. Лучше фотографировать, когда спортсмены проходят над барьером. Съемку делают под таким углом, чтобы барьеристы не перекрывали друг друга. Выразительными получаются снимки, когда спортсмены повернуты грудью к фотоаппарату. У первых барьеров выбирают точку, когда надо показать группу соревнующихся, у последнего барьера - когда надо снять победителя. В последнем случае рекомендуется низкая точка съемки.

Эстафетный бег по дистанции ничем не отличается от обычного бега. Поэтому фотографировать надотолько передачу палочки. Наилучшее положение бегунов - грудью к объективу.

Спортивная ходьба. Фотографируют спортсменов в профиль или в три четверти. Выдержка средняя 1/100-1/200 с). Здесь, как и в беге, имеются фазы, подчеркивающие динамику движения, и фазы невыигрышные.

3. ПРЫЖКИ
Прыжки следует фотографировать на высокочувствительных материалах и с очень короткой выдержкой 1/5оо-1/1000 с). Наиболее удобным является момент перехода прыгуна от подъема к спуску. Именно в это мгновение скорость движения минимальна, и поэтому фигура спортсмена получается четкой.

Прыжки в длину и высоту фотографируют с низкой точки. Чтобы изображение получилось более крупным масштабом, снимают с расстояния 3-5 м. Из-за быстрой смены обстановки наводку объектива на резкость производят заранее, например по планке - при прыжках в высоту или по метке, поставленной на месте предполагаемого приземления,- при прыжках в длину. При прыжках в высоту выбирают такую точку, чтобы спортсмен в момент перелета планки был обращен лицом к объективу.

Прыжки с шестом снимают в момент, когда спортсмен находится в горизонтальном положении над планкой. Стараются поймать такой миг, когда прыгун выпускает из рук шест. Это наиболее эффектная фаза. Очень динамичен момент, когда спортсмен переходит через планку и начинает опускаться.

4. КОНЬКИ И ЛЫЖНЫЙ СПОРТ
Коньки. Съемка на льду трудна из-за контраста освещения, особенно если она проводится при ярком солнце. Фигура конькобежца получает почти силуэтное изображение, с минимальным количеством деталей. Очень сложно бывает получить снимки в мягких тонах с хорошей проработкой фигуры спортсмена и льда. Определять экспозицию надо по освещенности фигуры, следует применять бленду.

Наиболее динамичными получаются снимки бега на короткие дистанции, когда спортсмен для увеличения скорости размахивает руками.

На длинных дистанциях конькобежцы идут в более спокойном темпе. Динамичных положений в них меньше. Надо следить за тем, чтобы корпус не закрывал одну из рук. Такие снимки очень невыразительны. В профиль и в фас надо фотографировать телеобъективом.

Лыжные гонки. Сложность задачи здесь состоит в хорошей проработке фигур лыжников и деталей снега. Снимать лучше на дистанции, а не на финише. Точку надо выбирать по возможности высокую, чтобы площадь снега была минимальной. Выдержка не менее 1/100 с.

Прыжки с трамплина снимают обычно у горы приземления или в момент отрыва лыжника от трамплина. Рекомендуется вести аппарат за спортсменом, следя за его полетом в видоискатель. Выдержка 1/1000 с.

5. МЕТАНИЕ КОПЬЯ, ДИСКА, МОЛОТА, ТОЛКАНИЕ ЯДРА
Метание копья снимают в момент, когда спортсмен отталкивается ногой, вкладывая в метание всю силу своего тела. Копье занесено над головой, рука отведена назад.

Толкание ядра можно фотографировать почти во всех положениях, так как этот вид спорта отличается большой динамикой. Надо только следить за тем, чтобы спортсмен не был обращен к объективу спиной.

Метаниедиска лучше фотографировать перед его броском, а метание молота при самом высоком положении снаряда. Момент выбрасывания молота очень трудно поймать в кадр, поэтому лучше снимать серией кадров.

СПОРТИВНАЯ СЪЕМКА
6. ФУТБОЛ И ХОККЕЙ
Футбол и хоккей изобилуют быстро сменяющимися положениями, динамичными и довольно разнообразными. Наиболее интересные моменты возникают у ворот. Поэтому фотографы, как правило, занимают позицию поближе к вратарям.

Снимок получается более выразительным, когда в кадр попадают небольшая группа футболистов и мяч.

Хоккей с шайбой проходит на очень больших скоростях. Острые моменты возникают молниеносно. Снимая хоккей, фотограф должен быть особенно расторопен, быстро реагировать на динамичные положения.

И футбол и хоккей фотографируют с очень короткими выдержками - от 1/500 до 1/1000 с.

7. ВОДНЫЙ СПОРТ
Водное поло, заплывы требуют сравнительно небольших выдержек и не вызывают особых трудностей при съемке.

Прыжки в воду с вышки лучше фотографировать, когда спортсмен отталкивается от трамплина и собирается переходить к падению, а также в момент его вхождения в воду. Съемку прыжков производят с выдержкой не менее 1/1000 с.

Гребные гонки чаще фотографируют с высокой точки, например с моста, с вышки для прыжков. Скорость гребных гонок достаточно велика, поэтому выдержка должна быть от 1/500 до 1/1000 с.

Наиболее удачен для съемки момент, когда взмах весел почти закончен и они откинуты назад. Позы гребцов в этом положении динамичны, круги воды от предыдущего удара весел оживляют композицию.

8. ВЕЛО- И МОТОГОНКИ
Задача фотографа - показать скорость движения, поэтому рекомендуется снимать, когда велосипедист пригнулся к рулю или оторвался от седла, изо всех сил нажимая на педали.

При размывке фона (съемка с проводкой аппарата) выдержка от 1/200 до д/500 с. При большей выдержке ноги велогонщика могут получиться смазанными. При съемке этим приемом мотоциклиста выдержку за счет неподвижности спортсмена на мотоцикле можно увеличить до 1/50 с.

Когда мотогонки снимают неподвижным аппаратом, выдержку устанавливают не менее 1/500 с.

9. ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА, БОКС, БОРЬБА, ГИМНАСТИКА
Эти виды соревнований проходят в помещении. Для их съемки обязателен светосильный объектив.

Тяжелую атлетику снимать нетрудно, так как движения спортсменов относительно медленны. Съемку лучше всего делать в фас или с поворотом в три четверти. В этом случае диски штанги не будут закрывать грудь и лицо атлета.

Бокс и борьба - очень подвижные виды спорта, поэтому их съемку рекомендуется проводить с заранее выбранной точки. Эти виды спорта требуют от фотографа мгновенной реакции: если момент упущен на долю секунды, снимок получается скучным.

Гимнастика состоит из вольных движений и упражнений на снарядах. Вольные упражнения и особенно массовые гимнастические выступления лучше фотографировать, когда наступает конечная фаза движения.

Упражнения на снарядах (брусья, конь, перекладина, кольца) состоят из маховых, силовых и статических фаз. Маховые движения требуют коротких выдержек и большого внимания фотографа.
Силовые и статические фазы фотографировать нетрудно.

начало