Беседы о фотомастерстве


БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ

Доминирующий тон



фото 77 Известно немало черно-белых снимков, удивительно точных по тональному рисунку. Подобно тому как, анализируя художественное решение живописного полотна, говорят о золотистом колорите или о картине, выдержанной в голубых тонах, точно так же говорят и о светлой или темной тональности черно-белого снимка. Таким образом, называют тон, преобладающий, доминирующий в картине. Доминирующий тон является основным, и с ним согласуются все остальные тона и полутона. Они обозначаются на снимке более легкими "мазками" и не разрушают единства тонального решения общей светлой или приглушенной темной тональности снимка.

Еще раз следует заметить, что, называя внешние признаки колорита - золотистый тон, светлую тональность и пр., мы имеем в виду, что эти цвета и тона являются средствами создания художественных образов, передачи состояния природы, раскрытия характеров и пр. Иначе суждения о колорите неизбежно становятся поверхностными.

Пропорции тонов

фото 77а Тональное решение снимка во многом зависит от сораз-мерности и определенного соотношения светлого и темного в кадре. Фото 77 (В. Сальников "Вечереет...") решено в низкой тональности, что верно передает пейзаж при закате солнца. Яркий участок неба в левой части снимка не разрушает общей тональности, так как на этот фон проецируются темные стволы и ветви деревьев, сквозь кроны которых просматриваются лишь относительно небольшие пятна яркого белого тона. Можно сказать, что пропорции белого и темного здесь взяты верно.

Но вот в правой верхней части кадра яркая белизна неба выглядит активным пятном, слишком большим по площади, выпадающим из общего тонального решения снимка. Возникает желание хотя бы слегка запечатать это пятно и тем добиться согласования слишком яркого участка с общим тоном кадра. Значительно более собранным в тоне получилось фото 77 а (Л. Сергеев "В осеннем парке"). Небо здесь перекрыто темной по тону аркой, на яркой дорожке видны силуэты людей. Выбранная точка съемки и композиционное размеще-ние материала помогли найти стройное тональное решение снимка.
Назад оглавление Продолжение