Беседы о фотомастерстве


БЕСЕДА ПЕРВАЯ

Путь в фотоискусство



Первые шаги. Для человека, заинтересовавшегося фотографией, все начинается с приобретения фотоаппарата. Естественно, что каждый думает о хорошем аппарате, о новейшем экспонометре и пр. Поначалу даже кажется, что успех будет за-висеть именно от технического оснащения. Но вот в руках начинающего дорогой автоматизированный фотоаппарат. Мечта сбылась! И что же? Снимки, сделанные в первые дни, далеки от совершенства, съемка показала новичку, что все не так просто, возможно даже, что при начальных опытах фотографирование обернется для него не удовольствием и развлечени-ем, а трудной работой.

Перед начинающим встанут десятки вопросов. С какой выдержкой снимать? Диафрагмировать ли объектив? Как добиться необходимой резкости изображения? Каким проявителем обработать фотопленку? Как исправить проявлением ошибки, до-пущенные при съемке?

Появляются недодержанные негативы, передержанные... и наконец-то - нормальные. На снятой пленке четкие изображения чередуются с сильно размытыми... менее размытыми. Иногда резким оказывается только передний план, иногда - толь-ко глубина кадра. Проявление дает то слишком плотные негативы, то совсем прозрачные. Хлопот и неудач много. Человек, ставший обладателем фотоаппарата, начинает осваивать технику фотографии. И это можно считать первым этапом сложно-го пути овладения мастерством.

фото 1 Заметим, что на этом этапе многое зависит от фотоаппарата, но значительно большее - от самого фотографа. Что обеспе-чивает хороший аппарат? Удобство в обращении, оптическую резкость изображения, возможность вести съемку в самых различных условиях освещения, моментальные выдержки, точность кадрирования. Словом, хороший фотоаппарат облегчает получение технически совершенных изображений - момент, несомненно, весьма важный. Но главный успех зависит, конеч-но, от его владельца, которому необходимо научиться управлять фотографической техникой и с ее помощью решать задачи творческие. По достоинству оценивая роль аппаратуры и даваемые ею возможности, все же слишком больших надежд воз-лагать на нее не следует, потому что не в ней кроется залог успешной работы и весь секрет получения отличных снимков. Совершенно очевидно, что их создание нельзя передоверить фотоаппарату, пусть даже самого высокого качества, приспо-соблениям для автоматических расчетов экспозиции, наводки на резкость и пр. Вся эта автоматика - верный помощник фо-тографа, но делать за него выразительные и тем более художественные снимки сама техника, конечно, не будет. Современ-ные приспособления помогут избежать многих технических ошибок, но, разумеется, не подменят художника в творческом процессе. Совершенная аппаратура, например, поможет настоящему художнику получить отличные фотоработы, а ремес-леннику - только грамотные, технически совершенные, но стереотипные снимки. Широкоугольный объектив изогнет линию горизонта в пейзажном снимке и изменит пропорции лица в портрете. Но лишь художник в состоянии правильно оценить это своеобразие рисунка изображения и использовать его для решения идейно-тематических и художественных задач. А в других случаях - спокойно отказаться от броского, но не помогающего созданию образа изобразительного приема,

Вот почему фотоаппарат, который решил приобрести будущий фотограф, не обязательно должен быть дорогим автомати-зированным прибором. Безусловно, он должен быть удобен в обращении, объектив должен давать резкие изображения. Но... снимать будет не фотоаппарат, а его владелец.

фото 2 Первые снимки. Освоение техники - дело чрезвычайно важное, без ее знания невозможно решать художественные задачи. И потому получение грамотных в этом смысле снимков можно считать первым успехом. Фото 1, 2, 3 - именно такие снимки. Они выполнены фотолю-бителями, которых уже не назовешь начинающими, но еще и не отнесешь к опытным. Это - повседневная про-дукция, не содержащая грубых просчетов в экспозиции или наводке объектива на резкость, но и не представля-ющая какого-либо интереса. Хорошие это снимки или неудачные? Средние...

Но и такого рода изображения получаются у начинающих далеко не в первые съемочные дни. Снимки - итог немалого предварительного труда и уже имеют некоторые достоинства: у этих фотографов есть умение точно рассчитать экспозицию, добиться четкого оптиче-ского рисунка, проработки деталей, удовлетворительной техники пе-чатания.

Однако, оценив достоинства этих снимков, следует сказать, что они, к сожалению, выглядят сухими, статичными, скучными и, уж конечно, нехудожественными. В них словно исчезли какие-то важные краски жизни, снимки не раскрывают действительности во всей ее живой и яркой полноте. Перед нами - просто фотографические копии объектов съемки.

Значительно большее впечатление оставляют работы, подобные фото 4, 5 и 6 (В. Самоквасов “Первый снег", В. Гайлис “Хозяйка класса", А. Ерохин “Лихой вратарь"). Здесь содержание, очень похожее на сюжеты первых трех снимков, нашло решение, приближающееся к художествен-ному, и замыслы фотографов выражены несравненно удачнее.

Что же конкретно здесь сделано и почему простые фотографические копии объектов съемки, которые мы только что отвергли, уступили место выразительным и впечатляющим снимкам? Ответ на этот вопрос поможет най-ти сравнение снимков первой и второй группы.
оглавление Продолжение