Фотографирование при искусственном освещении

Освещение направленным светом




    При освещении направленным светом мы ясно различаем света и тени на объекте, освещенные и теневые части, светотеневые переходы, которые хорошо передают объем пред мета, его фактурные особенности. Когда объект освещается рассеянным светом, мы вместо светотеневых переходов наблюдаем тона и тональные оттенки, присущие самому объекту.


    Схема освещения направленным светом приведена на рис. 29, где можно различить следующие основные элементы: освещенную часть предмета (а), его световую часть, или просто светA, в отличие от теневой части (б), теней. Между этими частями проходит светотеневая граница (в), переход от света к тени. Тень предмета (г) образуется на плоскости, на которой расположен предмет, или на фоне за предметом. В отличие от теневой части предмета, называемой еще собственной тенью, тень на фоне называют падающей, или отброшенной, а пространство между ними - затененным пространством (д).


    Самое яркое место освещенной части предмета называется световым бликом (е), в нем наблюдается зеркальное отражение света. В результате подсветки от окружающих предметов в теневой части образуется рефлекс (ж). Для большей наглядности рядом приведена фотография гипса, снятого при том же освещении.
Освещение направленным светом гипса и шаровой поверхности
Рис. 29. Освещение направленным светом гипса и шаровой поверхности



    Приведенная схема получается при освещении одним источником направленного света, называемого основным светом, от направления которого зависит характер светотеневого рисунка (поэтому этот направленный свет называют еще рисующим). При освещении одним источником направленного света тени объекта на фотографии получаются слишком темными, образующегося отраженного рассеянного света при этом оказывается недостаточно, вследствие чего обычно возникает необходимость устанавливать на съемке вторую лампу, дающую свет для подсветки теней.


    Взятый обособленно направленный или рассеянный свет еще не решает задачи освещения в целом. Освещая снимаемый объект, необходимо не только выбрать направление для основного света и подсветки, но также согласовать распределение яркостей в тенях и светах, или, как принято говорить, установить свет, следя за тем, насколько получающийся характер освещения соответствует задуманному.

Назад оглавление вперед