Беседы о фотомастерстве


БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ

Съемка со светофильтрами



фото 104 Изобразить небо на снимке при современном состоянии фотографической техники большой сложности не представляет. Но речь идет не о любом изображении пейзажа и других объектов съемки. Необходимо найти способы и приемы, помогающие фотографу получить художественное, живописное фотоизображение.

В этом смысле немало возможностей дают светофильтры, позволяющие менять на снимке тональность неба и степень четкости рисунка облаков. С помощью светофильтров мы можем трансформировать тональный рисунок и сделать его таким, каким хотим видеть в фотокартине.

Принцип работы светофильтров основан на избирательном пропускании лучей света различной цветности. Светофильтр одни лучи пропускает беспрепятственно, другие частично задерживает, ослабляя их действие на светочувствительный слой, третьи - задерживает полностью. Степень ослабления световых лучей зависит как от цветности этих лучей, так и от самого светофильтра

Применение желтых, оранжевых, красных светофильтров позволяет разделить тональность неба и облаков. Светофильтр задерживает синие лучи, и небо на снимке темнеет, а на тональность облаков (если они белые) не влияет - они по-прежнему остаются яркими. Так изменяется контраст изображения, и весь рисунок становится более отчетливым. Его четкость и общее притемнение тональности снимка возрастают с увеличением плотности светофильтра.
фото 105а фото 105б фото 105в
Эти перемены, внесенные светофильтром в тональность снимка, отчетливо видны на фото 105 а, б, в, снятых последовательно - без светофильтра и со светофильтрами ЖС-17 и ОС-12. Съемка велась на закате при контровом направлении солнечного света. При работе на пленке "Фото-65" потребовались вы-держки: 1/50 с при диафрагме 5,6; 1/30 с при диафрагме 4; 1/30 с при диафрагме 2,8.
Назад оглавление Продолжение