Глава 4: Оптические свойства объектов фотографирования

Оптические основы фотографии

4.2. Градационные свойства объектов

4.2.2. Различаемость деталей объекта
Если участки оригинала зрительно неразличимы, то нет необходимости требовать их раздельной передачи и на фотографическом изображении. Различаемость соседних участков разной яркости зависит от соотношения их яркостей и определяется величиной порога различения.

Как было показано выше, закон Вебера - Фехнера, по которому порог различения постоянен, соблюдается только в узких пределах.

Гольдберг, изучавший свойства объектов фотографирования, нашел следующие значения порога различения (табл. 4.2).

Таблица 4.2 Различаемое деталей яркостей объекта фотографирования
Сюжет и условия оспещения Минимально различаемая деталь яркости, Bmin Превышение В1, над B, % Дифференциальный порог, Дифференциальный порог
Большие куски белой бумаги днем в тени, белые облака 0,004 1 0,01
Очень светлые поверхности деталей со структурой (ткань, штукатурка) 0,01-0,025 2-6 0,02-0,06
Темные поверхности без структуры 0,1-0,12 25-30 0,25-0,30
Обьекты с большим числом деталей (листва, кирпичная стена, обои), яркость средняя 0,1 25 0,25
То же, при малой яркости 0,18 50 0,5


Из табл. 4.2 видно, что на значение порога существенное влияние, кроме яркости, оказывает структура поверхности объекта. Различаемость граничащих участков сильно ухудшается, если структура их поверхностей хорошо выражена (ткань, штукатурка). Кроме того, большое значение имеет резкость границ между сравниваемыми участками. С ее уменьшением различаемость падает.

Поскольку контрастная чувствительность глаза в области сравнительно больших яркостей велика, отсутствие деталей в светах изображения сильно ухудшает зрительное впечатление при его рассматривании. Некоторая потеря в участках средней яркости менее заметна. Большие по площади темные участки, не имеющие де.алей, в природе не встречаются. Поэтому потери в тенях мало ощутимы, если теневые участки не занимают больших площадей. В противном случае отсутствие деталей отрицательно влияет на впечатление от изображения.
Назад Оптические основы фотографии Продолжение