Фотографирование живой природы



Фотографирование животных в различных условиях


Сафари - фотография

Побережье

Многие читатели этой книги если и бывают на побережье, то главным образом чтобы отдохнуть, а отнюдь не для того, чтобы фотографировать живые организмы, характерные для литорали. По указанной причине, а также потому, что большинство морских животных редко показываются над водой на время, достаточное. чтобы сделать фотографии без специального оборудования, автор написал этот раздел предельно кратко.

Песчаные и илистые берега
В странах умеренного климата песчаные и илистые берега мало благоприятны для фотосъемки живых организмов в их природных местообитаниях. К сожалению, интересные объекты, такие, например, как моллюски, могут быть сфотографированы вместе с другими (нежелательными)предметами, плавающими у песчаных берегов. Фотосъемка может быть произведена при дневном освещении и, если необходимо, с использованием штатива.

В тропиках песчаные и илистые берега могут быть очень богаты различными представителями дикой фауны, особенно в больших районах мангровых зарослей, где в большом количестве встречаются самые различные крабы. Воздушные корни мангров делают непроходимыми леса вдоль побережья, которые полны великим разнообразием жизни. Мангровые крабы поднимаются по кривым корням, усеянным различными ракообразными и моллюсками. Во время отлива, когда обнажается влажный ил под деревьями, манящие крабы вытаскивают свои запасы из нор, чтобы питаться на мерцающем иле. Не рыманящих крабов расположены на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга. Поэтому фотографирование этих крабов часто сопряжено с разрушением их владений. Лучший способ фотосъемки таких объектов - сесть на корточки перед норой и сфокусировать телеобъектив или объектив с переменным фокусным расстоянием на вход норы и немного сверху над поверхностью ила. Кроме того, надо подготовить к вспышке импульсную лампу или, если солнечно, установить на шкалах аппарата необходимые экспозиционные параметры. Как только краб вылезет из норки и начнет есть, надо нажать спусковую кнопку. Манящие крабы молниеносно реагируют на малейшие признаки опасности (например, на легкое движение пальца при нажатии спусковой кнопки) и по тревоге бросаются к норам.

Самец манящего краба имеет одну увеличенную клешню, которую он использует в период спаривания для сражения с другими самцами. У разных видов окраска клешни может быть различной и часто бывает ярко-красной или оранжевой. Некоторые виды размахивают такой гигантской клешней, делая "манящие" круговые движения, в то время как маленькой клешней запихивают в рот пищу. Некоторые манящие крабы необыкновенно хороши. На острове Калимантан автор видел тысячи сверкающих небесно-голубых крабов, к сожалению оказавшихся недоступными для фотосъемки, так как автор находился в лодке (местном эквиваленте автобуса) и не мог остановиться, чтобы сфотографировать их.

Истинным бедствием для фотографа, производящего фотосъемку на берегах в тропических областях, особенно в мангровых зарослях, являются москиты. Поэтому необходимо густо намазать репеллентом все открытые части тела.

Илистые берега в тропиках являются домом и для таких очаровательных крабов, как кокосовый краб в Малайзии. Перед приливом краб клешней вырезает из глины диск и прячется в образовавшуюся норку, прикрывая ее аккуратно вырезанной крышечкой. В некоторых тропических областях на берегах обычно встречается большая ильная рыба, достигающая в длину 30-40 см. Эти рыбы могут долго обходиться без воды, поэтому их часто можно видеть сидящими высоко на мангровых корнях, так же как и на илистой поверхности.

В странах умеренного климата на илистых берегах нет таких волнующих тропических животных, и сами берега представлены в виде не привлекательных и однообразных илистых баров.

Животные, подобные пескожилам, все время проводят в своих норах, и единственное, что возможно в подобной ситуации, это фотографирование их капролитов.

Фотографирование на илистых берегах - очень "грязная" работа. При фотосъемках в Малайзии вокруг брезентовых ботинок автора образовывались две громадные галоши из клейкого ила. Кроме того, соленый ил может попасть на одежду и фотооборудование, поэтому следует иметь при себе чистую тряпку, чтобы вытирать фотоаппарат и объективы. Использование штатива в этих местах сопряжено с большими трудностями. В связи с этим надо либо фотографировать, держа камеру в руках, либо носить с собой полиэтиленовые мешки, чтобы защитить ножки штатива от грязи. При фотосъемке на песчаных берегах возникают иные проблемы - песок незаметно проникает в камеру и внутрь объективов, вызывая при фокусировании отвратительный хрустящий звук. Поэтому для фотографирования на песчаных берегах в ветреную погоду не следует использовать однообъективную зеркальную камеру, так же как нельзя трогать камеру руками, если они в песке. Необходимо также предельно осторожно перематывать пленку, поскольку отдельные песчинки, попавшие внутрь камеры, могут оставить на эмульсии безобразные следы.

Скалистые берега
Такие берега являются лучшим местом для фотографирования обитателей литоралей, поскольку они отличаются богатейшим разнообразием живых форм, и, кроме того, в этом случае не возникает проблем, характерных для фотосъемки на илистых и песчаных берегах. Лучшее время для посещения скалистых берегов - весна, так как тогда низкий берег бывает открыт во время отлива и фотографу предоставляется редкая возможность увидеть и сфотографировать обычно скрытую жизнь моря.

Самое интересное для фотографа на скалистых берегах находится в бухтах. На скалистых берегах этих природных аквариумов обычно можно найти богатейший набор живых форм. Массы бурых водорослей, таких, как фукус пузырчатый (Fucus vesiculosus) и фукус зубчатый (Fucus serratus), могут покрывать большие валуны, которые открываются вовремя отлива. Эти крупные морские водоросли лучше снимать при естественном освещении, так как вспышка обычно вызывает нежелательные интенсивные световые блики. Морские водоросли, которые становятся доступными для фотосъемки во время отлива, лучше всего фотографировать в яркий солнечный день при почти безоблачном небе. Для получения максимальной глубины резкости при больших выдержках и малых диафрагмах можно использовать штатив. Наличие морских водорослей часто указывает на смену растительных ассоциаций у берегов. Используя широкоугольный объектив, можно продемонстрировать, как одни виды сменяют другие по мере приближения к берегу. Хорошо бы, показывая сплошной покров растений на скалах, дать крупным планом их интересные детали, например воздушные пузыри на определенных фуксовых.

На большинстве скалистых берегов можно встретить огромное число морских уточек, "инкрустирующих" скалы, так же как и моллюсков, например блюдечко (Patella spp) и литорину (Littorina spp). Их можно сфотографировать группой, а также в одиночку крупным планом. Для фотосъемки организмов, имеющих раковину, лучше всего подходит естественное освещение, так как оно подчеркивает бороздчатость и общую рельефность раковины. Чтобы можно было воспользоваться солнечным освещением, надо выбрать объекты, находящиеся на открытых местах. Если необходимо, можно установить штатив. Поскольку некоторые моллюски предпочитают тенистые места, то может понадобиться вспышка. Затененные стороны валунов или выступы скал часто дают убежище обрастающим животным, таким, как губки.

Скалистые берега богаты также определенными видами крабов. В районах умеренного климата они довольно малы, редко встречаются и искать их нужно в расщелинах скал или под валунами и большими водорослями. В тропиках ситуация совершенно иная. В Кении, как только опустится ночь, коралловые скалы покрываются множеством полосатых крабов; в нарастающей темноте отчетливо слышен шелест ног крабов, движущихся через скалы.

В течение дня тысячи этих крабов можно увидеть под выступами обрывов. Автор получил несколько фотографий, используя объектив с переменным фокусным расстоянием и вспышку, и даже ряд крупных планов на расстоянии нескольких сантиметров, фотографируя с помощью 55-мм объектива.

Скалистые заводи
Лучшее место для знакомства с большим разнообразием живых организмов - скалистая заводь, так как ее обитатели живут в относительно нормальных условиях и можно сфотографировать их естественное поведение. В тропикахмелкие заводи, глубоко вдающиеся в берега, сильно прогреваются, что ограничивает разнообразие жизненных форм. Однако это не относится к глубоким заводям или к районам с более холодным климатом. Если животных необходимо сфотографировать in situ, глубокие заводи мало подходят для этого, так как глубина воды не позволяет сфокусировать объектив (конечно, если фотограф не оснащен подводной камерой типа Nikonos). Большинство фотографов предпочитают фотографировать заводь сверху через воздушно-водный раздел и по этой причине выбирают заводь не глубже 20 см. Такие места еще богаты различными живыми формами: от красивых, цвета розовых кораллов, морских водорослей, густо обрамляющих края заводей, до светло-зеленых актиний-анемонов, лениво покачивающих своими щупальцами.

После того как выбрана заводь подходящей глубины и с различными представителями морской флоры и фауны, необходимо решить проблемы, связанные со съемкой через слой воды. Первая трудность состоит в том, что поверхность воды не должна быть покрыта маслянистой пленкой. Кроме того, надо удалить все плавающие на поверхности воды предметы, которые могут испортить кадр. Если фотосъемка производится при естественном освещении, то надо выбрать хорошо освещенную заводь. Однако при этом возникают новые проблемы, так как солнечные заводи полны кислородных пузырьков, выделяемых морскими водорослями.

Чтобы убедиться, что выбор заводи сделан правильно, следует походить вокруг и посмотреть на поверхность воды через видоискатель. Отблески от поверхности воды будут непременно, даже если они проявляются только в виде слабого мерцания. И тем не менее существует по крайней мере одна точка съемки, при которой отражение исчезает. При наличии ряби, вызванной ветром, фотосъемку проводить невозможно.

Очевидно, лучшим решением проблемы, связанной с появлением паразитных бликов, является исключение раздела вода-воздух. Некоторые фотографы помещают камеру в специальный водонепроницаемый ящик с окном из стекла. Однако такое довольно неуклюжее приспособление вытесняет относительно много воды при погружении его в мелкий водоем, что усложняет фотографирование осторожных маленьких рыб и мелких ракообразных. Автор поступает иначе: он использует пластмассовый горшок для цветов, в который вместо дна вставлен кусок стекла. Такое приспособление приклеивается к держателю фильтра и накручивается на объектив. Затем передняя часть горшка длиной около 5 см осторожно погружается в воду, и таким образом удается освободиться от отражений и ряби. Главная проблема состоит в том, чтобы не увлечься: не опустить приспособление глубоко и не намочить объектив.

Лучшие результаты при фотографировании в скальных заводях получаются при использовании вспышки, так как в этом случае обеспечивается достаточная глубина резкости для фотосъемки таких объектов, как анемоны, и становится возможным "замораживание" движения небольших, но подвижных рыб. Вспышка помогает также решить проблему отражений, так как при этом вы можете заслонить поверхность воды своим телом. Фотографирование многих водных организмов в скальных заводях со вспышкой, расположенной под углом в 45° к водной поверхности, и с камерой в руках(или установленной на штативе) напоминает фотосъемку растений или грибов, растущих на земле.

В естественных условиях заросли морских водорослей и огромное число анемонов по краю большинства скальных заводей выглядят очень эффектно, что, к сожалению, не всегда можно сказать относительно их изображения на слайдах. Более удачные результаты в этом случае дает съемка крупным планом.

Никогда не следует брать фотооборудование мокрыми от морской воды руками. Объектив камеры должен быть закрыт крышкой, чтобы на него случайно не попали брызги соленой воды. Если камера "побывала" в морской воде, ее надо немедленно промыть пресной водой, в противном случае фотоаппарат придет в негодность.