Фотографирование живой природы



Фотосъемка птиц


Фотосъемка птиц
Мухоловка у гнезда. (Фотография выполнена Майком Уилксом.)

Для получения высококачественных фотографий из жизни диких птиц требуется не только знание их образа жизни и вероятного их местообитания, но и величайшее терпение. Даже когда все готово и можно приступить к фотосъемке, фотограф вынужден длительное время находиться в одном и том же месте, прежде чем добьется стоящего результата. Серия фотографий, демонстрирующая откладывание яиц и высиживание птенцов, - это кропотливый труд в течение нескольких недель. Ежедневно в течение многих дней фотограф проводит по нескольку часов в укрытии и смотрит на мир живой природы только через объектив камеры или маленькое смотровое отверстие. Все это требует величайшей самоотверженности, которой так не хватает автору. Автор любит птиц и получает истинное наслаждение, наблюдая и слушая их. Но он не в состоянии проводить долгие часы в укрытии и жертвовать при этом возможностью наблюдать и фотографировать другие, не менее интересные сюжеты из жизни живой природы. Фотографы, специализирующиеся в области фотосъемки насекомых, могут одновременно снимать растения и другие организмы в качестве дополнения к основному объекту съемки. Аналогичным образом могут поступать специалисты по фотографированию растений. Однако фотографы, которых интересуют только птицы, часто вынуждены всецело концентрировать свое внимание исключительно на этих объектах фотосъемки.

Птицы постоянно присутствуют в жизни каждого из нас, и мы так привыкли слушать и видеть их что это кажется нам само собой разумеющимся. Несмотря на то что птицы часто живут рядом с человеком, только некоторые дикие птицы (за исключением птиц изолированных мест, таких, как острова) становятся настолько ручными, что позволяют человеку приближаться к себе. Для фотографирования птиц необходим телеобъектив или некоторая маскировка. Большинство фотографий с изображением птиц демонстрирует их поведение при высиживании яиц и кормлении птенцов в гнездах. С появлением высококачественной однообъективной зеркальной 35-мм камеры фотографы получили возможность фотографировать птиц вне гнезда и фиксировать их поведение в момент пения, ухаживания, спаривания и охорашивания, т. е. коллекционировать кадры, иллюстрирующие целый жизненный путь представителей отдельных видов.

В Европе и Северной Америке птицы давно уже стали излюбленным объектом для фотосъемки. Совершенно иная ситуация наблюдается в большинстве тропических областей Африки, Азии и Южной Америки.

Несмотря на то что птицы сильно привязаны к гнездам и птенцам, они в основном робкие создания с врожденным чувством страха перед человеком. Всегда существует вероятность того, что птица может покинуть гнездо, если внимание фотографа будет слишком назойливым.

Начинающие фотографы должны пройти специальный курс обучения, как фотографировать птиц и их первыми объектами должны быть самые обычные птицы, такие, как воробьи и голуби. Фактически высококачественные снимки редких или очень дорогих птиц встречаются гораздо чаще, чем обычных садовых птиц, которыми пренебрегают только потому, что они слишком привычны.

Фотографическое оборудование

При выборе камеры для фотографирования птиц надо иметь в виду, что форма тела большинства птиц скорее напоминает прямоугольник, чем квадрат. В наши дни для обычной фотографии птиц большинство фотографов предпочитают пользоваться 35-мм камерой, которая имеет небольшой вес, широкий набор приспособлений и доступна по цене. Если возможно, надо выбирать такую модель, которая оснащена взаимозаменяемыми матовыми стеклами, так как наводка по клиньям не приемлема для работы с длиннофокусными телеобъективами. Для получения качественных кадров необходим скоростной затвор, обеспечивающий выдержку 1/ 1000 с. Телеобъективы с автоматически устанавливаемой диафрагмой предпочтительнее объектива с предварительной установкой диафрагмы, так как последний не обеспечивает необходимой скорости съемки. Современные зеркально-линзовые объективы с фокусным расстоянием 500 и 1000 мм очень короткие, компактные и легкие. Их недостаток состоит в том, что они имеют постоянное значение диафрагмы, поэтому необходимо тщательно взвесить все за и против таких объективов, прежде чем сделать выбор. Современные объективы с переменным фокусным расстоянием имеют очень высокое качество и позволяют поместить в кадр все гнездо с его обитателями и сфотографировать крупным планом родителей, не меняя оптики. Друг автора, известный фотограф птиц, фотографируя из укрытия, использует объектив с переменным фокусным расстоянием 70- 210 мм и получает великолепные снимки при большом увеличении.

Чтобы избежать дрожания камеры во время съемки, ее следует установить на штатив, который должен быть оборудован головкой, обеспечивающей наклонное положение аппарата.

Большинство фотографов, снимающих из укрытия, в качестве основного или дополнительного источника освещения используют электронную вспышку. В то время как для съемки крупным планом растений или насекомых вполне достаточно одиночного маленького осветителя, фотографирование птиц требует мощного источника света с головкой, отделенной от блока питания. Последний можно держать в укрытии, а головки импульсных ламп (лучше две) установить вне укрытия вблизи объекта съемки. Это существенно, так как птицы будут проявлять беспокойство каждый раз, когда рука фотографа будет появляться из укрытия, чтобы включить освещение.

При фотографировании маленьких птиц с помощью более длиннофокусного телеобъектива необходим раздвижной мех или удлинительные кольца, иначе изображение птиц на снимке окажется очень маленьким, даже при минимальном расстоянии фокусировки.
Фотосъемка птиц
Эта совсем ручная птица прилетела кормиться в лагерь, разбитый в заповеднике "Буффало спрингс Гейм" (Кения). Объектив Vivitar с переменным фокусным расстоянием 70- 210 мм, вспышка.