Фотографирование живой природы



Фотосъемка крупным планом


Цветы лугови кустарниковых зарослей

Интенсивное развитие сельского хозяйства, промышленности и жилищного строительства приводит к резкому сокращению земель, занимаемыхлугами и лесами. Некогда обширные высокотравные прерии США в настоящее время сведены до отдельных разбросанных участков. В Великобритании и континентальной Европе низинные луга, как правило, являются предметом постоянногосельскохозяйственноговозделывания и местообитанием диких цветов сталиизвестковые холмыи горы.

Кустарниковые заросли – это результат вырубки лесов, восстановлению которых в какой-то мере препятствуют пасущиеся на вырубках животные. В кустарниковых зарослях растут как типичные растения лугов илилесов, так и«собственные», специфическиерастения.

В отличие от гор, пустынь и некоторых лесных массивов равнинные луга редко являют собой эффектную выставку дикорастущих растений. Однако луга Англии, покрытые тысячами изящных цветков ятрышника-дремлика (Orchis mono) или первоцвета весеннего (Primula veris), смотрятся великолепно. Даже желтое море таких обычных цветов, как лютик едкий (Ranunculus acris) или одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale), нафоне однообразнойзелени трав радуетглаз.

Фотосъемка крупным планом

Фотосъема

Луга представляют собой открытое пространство, поэтому при фотосъемке луговых цветов не возникает проблем, связанных с их освещением. Естественного света обычно достаточно, за исключением очень пасмурных дней. Но даже и в пасмурную погоду фотографу не приходится ломать голову над тем, как избежать появления паразитныхцветовыхоттенков.

При фотосъемках на открытых лугах наибольшие неприятности доставляет фотографу ветер. Для преодоления этой трудности можно производить фотосъемку при очень малых выдержках, используя высокочувствительную пленку (200 ASA) при дневном освещении. Однако подобная мера оказывается непрактичной при использовании высококачественной, но низкочувствительной пленки типа Kodachrome. При фотографировании на малочувствительные пленки с малыми выдержками необходима большая диафрагма, чтов свою очередь приводит к недостаточной глубинерезкости. Большая диафрагма может быть использована преимущественно для выявления отдельных цветков из общего фона. Однако любая диафрагма, превышающая 1:8, не позволяет получить необходимую глубину резкости для главного объекта, особенно еслиэто крупный«цветок», например семействазонтичных.

Один из способов преодоления указанной трудности состоит в использовании вспышки. Однако если камера синхронизирована со вспышкой при выдержке всего лишь 1/30 с, то практически не удается «остановить» колебания цветка от ветра; результат будет несколько лучше при выдержке 1/60 си вполне приемлемый при выдержке 1/125 с для шторных затворов. При применении вспышкив условияхдневного освещения для фотосъемки движущегося объекта на пленке могут появиться два отчетливых изображения: одно от главного источника света (вспышки) и другое, паразитное, в результате экспонирования дневным светом. При малых выдержках доля дневного освещения может стать настолько малой, что паразитное изображение исчезает иостается только изображение, которое даетвспышка.

Но даже при съемке со вспышкой фотографа может постичь неудача: слишком малые выдержки приведут к чрезмерному затенению фона– экспонирование дневным светом не позволяет проработать фон. Если требуется проработать задний план, то необходимо проявить завидное терпение и ждать, либо когда ветер стихнет, либо порыва ветра. Для защиты объекта съемки от ветра можно поставить заслон в виде прозрачной пленки, привязанной к кольям, которые забиваются в землю. Но такое приспособление – это еще одна часть и без того немалого фотооборудования, которое нужно брать с собой. Одно из возможных решений проблемы освещения заднего плана – использование двух импульсных ламп (как при фотографированиив лесу).

Автор обычно делает несколько снимков со вспышкой даже при естественном освещении, так как полагает, что глубинарезкости со вспышкой более постоянна, и, кроме того, при этом не изменяется окраска объекта съемки, важные детали менее скрыты тенями и предельно четко выявляется форма цветка. Однако вспышка может оказаться нежелательной при фотографировании объектов насыщенного желтого цвета или с оттенками голубого.

Выбранные объекты съемки часто бывают окружены травами, а иногда и другими растениями. В связи с этим может возникнуть необходимость в выполнении небольших «садовых» работ. Но при этом не следует выстригать траву вокруг растения ножницами: обрезанные концы стеблей выглядят неприятно и, кроме того, создается впечатление, что цветы растут изолированно в окружении низкой травы среди остальной высокой растительности. Ближние стебли надо осторожно отклонить от растения или, в случае крайней необходимости, сломать. Трава или стебли каких-то других цветов не должны пересекать объект съемки ни сзади, ни сбоку: объект съемки теряется на фоне преобладающих вертикальных стеблей. Горизонтальные побеги выглядят четко при достаточной глубине резкости. Следует иметь в виду, что при увеличении глубины резкости все, что находится позади объекта съемки, например веточки, ветви деревьев или другие ярко окрашенные цветы, будет включено в кадр, и объект может потеряться на их фоне. При фотографировании луговых цветов надо ввести в кадр «немного» голубого неба, но при этом линия горизонта не должна проходить через центр растения. Если объект съемки растет в сообществе, надо фотографировать с низкой точки съемки, чтобы показать цветы, разбросанные среди травы, с некоторого расстояния. В этом случае очень эффективен широкоугольный объектив.

Фотосъемка крупным планом

Ягоды тамуса обыкновенного (Tamus соттиnis). Автор обнаружил экземпляр, растущий вместе с Clematis vitalba Traveller's Joy), обильно усыпанного головками семян, и выбрал то, которое поднималось по мертвой ветке. Фотосъемка производилась в солнечный полдень в Котсуолде. Автор фотографировал из неудобного положения, припав к земле между мертвым деревом и колючей войлочной таволгой. Дополнител ьная вспышка.

В районах с интенсивным сельским хозяйством дикорастущие цветы лугов встречаются только по обочинам дорог. Иногда желательно включить в сюжет часть дороги или стены, чтобы показать, как растения используютподходящие для обитания места.