Фотографирование живой природы



Фотосъемка крупным планом


Лесные цветы

Дляуспешнойфотосъемкилесныхцветов необходимознать время ихцветения. При этом следует иметь в виду, что чем выше местность надуровнем моря, тем позже наступаетвремя цветения, поэтому растение в долине будет цвестив апреле, а на соседнихгорах– месяцем позже. Лучшее время года для съемки лесных цветов – весна, хотя бы потому, что летом густой полог леса загораживает свет, падающий на цветущие растения. Конечно, бывают исключения, например такие сапрофиты, как подъельники (Monotropa spp), использующиегрибыдля получения пищи, утратили хлорофилл имогут цвестив очень темныхуголкахлеса.

Весенний лес бывает по-настоящему захватывающе интересным, и в Англии в это время года он представляет собой массовую выставку пролесок (Endymion non-scriptus) и желтых нарциссов (Narcissus pseudonarcissus), придающих общий голубоватый или желтоватый оттенок лесному ковру. В это время года лесные цветы хорошо освещаются солнечным светом, так что редко возникает необходимость в

использовании штативов иливспышки (если, конечно, у фотографа нетособыхпричиндля ихприменения). Автор обычноделаеттри снимкалюбогорастения: первый

Фотосъемка крупным планом

Зубянка (Lathraea sq ua-maria), паразит, растущий на корнях орешника; показан ствол хозяина и листья адоксы мускусной (Adoxa mosch a-tellia na). Фотосъемка производилась в Кот-суолде (Англия). Одиночная вспышка.

снимок (всегда с довольно большого расстояния) –растение или группа растений в их естественной среде обитания; второй снимок – единичное растение, более или менее заполняющее весь кадр; и наконец, третий снимок – детальное строение отдельных цветков. По возможности таким же образом должны быть показаны сообществарастений.

При фотосъемке растений не следует фотографировать первый найденный образец. Находка редкого или очень ценного вида часто вызывает желание немедленно сделать снимок. Однако для снимка необходим первоклассный экземпляр. Поэтому надо тщательно осмотреть участок леса, где был обнаружен раритет, в поискахлучшего экземпляра. Кроме того, необходимо позаботиться о композиции и внимательно изучить фон, прежде чем принять окончательное решение. Если необходимо, надо сделать несколько снимков с разных точек съемки и выбрать лучший. Иногда выбор объекта может диктоваться освещением: растения, освещенные солнечными лучами, проходящими сквозь полог леса, всегда придаюткартинеособуютональность.

Фотосъемка

Выбрав растение, можно приступать к съемке. Для высоких растений наиболее эффективна съемка снизу, при этом удается показать характер леса, в котором находится растение. Если фоном является пятнистый лесной полог, то в этом случае надо использовать вспышку, так чтобы полог был слегка недодержан ипроходящий через него свет не «заливал» объект съемки.

Главная проблема при фотографировании в лесу – освещение. Свет, проходя через густую листву,приобретаетзеленоватый оттенок. Мы незамечаем этого, так как наш мозг действует как фильтр, и гвоздика в лесу выглядит для нас такой, какой она и должна быть. Пленка не обладает такой способностью и регистрирует все в зеленоватыхтонах. Применение светофильтра, как правило, нерешает этой проблемы, а длительная экспозиция с использованием штатива, обычно необходимая в плохо освещенном лесу, не только не улучшает положения, но и создает дополнительные проблемы, связанные с нарушением закона взаимозаместимости.

Наиболее простымрешениемуказанной проблемы является использованиевспышки, но приэтом надо иметь в виду следующее: вспышка неизбежно дает очень темный фон, маскируя приметы местообитания растения. Поэтому если растения расположены близко к фону, то необходимо очень тщательно произвести отбор либо использовать вторуювспышку для освещения заднего плана, установив ее на штативе позади или сбоку от объекта.

Возможно и другое решение: установить камеру на штативе и использовать настолько большие выдержки, чтобы проработались хотя бы некоторые детали фона, а для получения резкого и лишенного зеленоватогооттенка изображения главного объекта использовать вспышку. Для того чтобы прифотосъемке со вспышкой получить рельефное изображениерастения, фондолженбыть темным.

Фотосъемка крупным планом

Иван-чай (Chama enerion angustifolium). Слевафотосъемка производилась при естественном боковом освещении. В результате изображение цветов оказалось несколько «туманным», что существенно затруднило их идентификацию. Справ афотосъемка производилась с маленькой электронной вспышкой, которая располагалась сверху и сбоку от объекта. В этом случае освещение было более равномерным. Необходимые для идентификации детали цветка переданы более четко. Для получения темного заднего плана перед вспышкой устанавливался диффузор. В результате глубина резкости стала несколько меньше, но этоужене стольважно. Оба снимкабыли получены при фотографировании срук (Уорикшир, Англия).

Никог да не следует срывать или вырывать с корнем дикое растение, чтобы поместить его рядом с другим для «организации» кадра. Всегда надо тщательно изучать естественную природную композицию, так как это одноиз непременныхусловийдостоверного иуспешногофотографирования живой природы.

Удивительно, но именно дождевые тропические леса с их богатой флорой являются самыми неблагоприятными местами для фотографирования растений: лишь незначительная часть света достигает земли, и большинство прекрасныхцветов, например орхидеи, растутвысоконаветвяхдеревьев.