Уроки фотографии

Микулин В.П.

УРОК 12
ПОЛУЧЕНИЕ МЕЛКОЗЕРНИСТЫХ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЙ


Что такое зернистость.- Уменьшение зернистости в съемочном, негативном и позитивной процессах

ЧТО ТАКОЕ ЗЕРНИСТОСТЬ

  В связи с широким распространением фотоаппаратов, работающих на кинопленке и дающих миниатюрные негативы 24 X 36 мм, фотографы постоянно сталкиваются с явлением зернистости фотографического изображения. Как показывают письма читателей, занимающихся малоформатной фотографией, возможность уменьшения зернистости имеет для них существенное практическое значение. Поэтому рассмотрим ее подробно.

  Зернистостью называется неоднородность каждой плотности фотоизображения, состоящего как бы из темных пятнышек на светлом фоне (или из светлых пятнышек на темном фоне).

  Явление зернистости изображений наблюдается также при кинопроекции зрителями, сидящими вблизи от экрана. Так как на каждом последовательном кадрике зерна приходятся на другом месте, то на экране зернистость иногда обнаруживается в виде "кипения" частиц на участках равномерной плотности.

  Не отдельные зерна металлического серебра, образующего изображение, являются причиной зернистости. В светочувствителыюм слое содержатся миллиарды серебряных зерен, но глаз может увидеть их только под микроскопом, при очень сильном увеличении, которое в обычной фотографической практике не встречается, Отдельные зерна невооруженный глаз не в состоянии различить ни на негативе, ни на позитиве.

  По отдельным вопросам, касающимся проблемы зернистости, имеются различные мнения исследователе^ Большинство считает, что несколько серебряных зерен могут образовать комок в результате непосредственного соприкасания друг с другом, Такие комки зерен возникают в фотослое при его фабрикации дли же зерна сливаются в процессе проявле-ния. Однако комки, состоящие из очень небольшого количества зерен, слишком малы для того, чтобы быть видимыми, Весьма вероятно, что главная причина зернистости проявленных изображений связана с неравномерным распределением зерен и их комков в фотослое. В самом деле, если бы комки и зерна были размещены в фотослое совершенно равномерно вдоль его поверхности и по его глубине, то прозрачность такого слоя на просвет, или его плотность в отраженном свете, была бы совершенно равномерной и никакой пятнистости в изображении нельзя было бы обнаружить.

  Если же предположить, что равномерные плотности изобра- жения состоят из небольших чередующихся участков, при чем в одних участках зерен несколько больше, чем в смежных, то прозрачность или плотность фотослоя должна казаться неравномерной и вызывать впечатление пятнистости (зернистости). Отдельные пятнышки или зерна, таким образом, представляют собой участки, в которых имеется большее количество зерен (и комков), чем в смежных участках. Понятно, что в негативе зерна будут темными, промежутки между ними - светлыми, а в позитиве наоборот: темные пятнышки будут представлять собой изображения промежутков между зернами, а самые зерна выйдут светлыми.

  На негативе зернистость не видна. В позитивном процессе, когда негатив проецируется на экран увеличителя, происходит оптическое совмещение: изображение одного зерна перекрывается избражениями ближайших зерен, находящихся в разных плоскостях фотослоя (это легко уяснить на примере деревьев в лесу, стоящих в действительности каждое отдельно, но сливающихся, перекрывающих друг друга, если смотреть через некоторую толщу леса). В толще светочувствительного слоя пластинки или пленки количество элементарных параллельных слоев, в которых размещены микрокристаллы бромистого серебра, достигает 50.

  В результате на позитиве получаются компактные изображения кучек или скоплений зерен, становящихся заметными в случае их увеличения в пять и более раз. Они-то и образуют зернистость фотографического изображения, весьма неприятную для глаза.

  Между тем для практических целей необходимо, чтобы негатив 24x36 мм допускал по крайней мере десятикратное (до размера 24x36 см) увеличение без бросающейся в глаза зернистости.

  Зернистость не одинакова по всему полю изображения.

  Участки с нулевой и с бесконечно большой оптической плотностью, очевидно, не могут иметь никакой видимой зернистости; максимум ее лежит в средних плотностях (от 0,3 до 0,5 в зависимости от характера фотослоя). Это значит, что зернистость наиболее заметна в светлых полутонах изображения, особенно если они имеют равномерную плотность и значительны по пло- щади.

  Фотографическая наука уделила зернистости много внимания. Пожалуй, ни в какой другой области фотографии не было предложено столько рецептов и проведено столько исследований; поэтому теперь имеется возможность осветить практические способы предупреждения образования на отпечатках видимой зернистости или по крайней мере ее уменьшения.

  Многие фотолюбители ошибочно думают, что мелкозернистость достигается только в негативном процессе в результате применения особенных, известных лишь специалистам проявителей. В действительности же величина зернистости зависит от многих факторов, относящихся ко всем стадиям фотографического процесса,- съемке, негативному процессу и увеличению, а также от свойств негативного и позитивного материалов. Как увидит читатель, таких факторов много: одни из них имеют большее значение, влияние других менее ощутимо.

  Дополнительно приходится считаться с явлением, которое назовем "лжезернистостью", так как оно не имеет ничего общего с зернистой структурой фотографического изображения. Это последствия загрязнения посторонними веществами и механических повреждений негатива, которые в конечном счете ведут к усилению общего впечатления зернистости позитива, иногда очень существенному.

  В табл. 31 дана краткая сводка факторов, влияющих на величину зернистости.

Таблица 31 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ЗЕРНИСТОСТИ
Съемочный процесс 1. Пленки
2. Объектив
3. Объект съемки
4. Кадр
5. Выдержка
6. Однородность объектов и выдержек
Негативный процесс 7. Хранение пленки
8. Аккуратность и чистота
9. Проявитель
10. Степень проявления
11. Лжезернистость
12. Сушка
Позитивный процесс 13. Масштаб увеличения
14. Конструкция увеличителя
15. Фотобумага
16. Проекция

  Неправильность, допущенная в одном из шестнадцати звеньев приведенной выше цепи факторов, может иногда свести к нулю достижения во всех остальных звеньях. Поэтому весь фотографический процесс в малоформатной фотографии от начала до конца должен проходить под знаком предупреждения образования видимой зернистости.

  Совсем устранить зернистость не в наших силах; речь может идти лишь о том, чтобы свести ее величину до возможного минимума, а также совершенно исключить лжезернистость.

  Каждый из перечисленных выше факторов мы подробно рассмотрим и укажем практические приемы, ведущие к достижению наименьшей зернистости конечного фотографического изображения.

УМЕНЬШЕНИЕ ЗЕРНИСТОСТИ В СЪЕМОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

  Заботы о предотвращении зернистости будущего изображения начинаются уже со стадии подготовки к съемке.

Пленка

  Зернистость - неотъемлемое свойство каждого светочувствительного слоя, но она может быть большей или меньшей. А чем меньше зерно негатива, тем крупнее может быть увеличение.

  Обычно зернистость тем больше, чем выше светочувствительность фотослоя (это наиболее справедливо для эмульсий одного типа).

  Фотографу при выборе пленки приходится считаться с тем, что выигрыш в светочувствительности сопровождается увеличением зернистости. Поэтому светочувствительность применяемой пленки должна быть настолько низкой, насколько это допускают условия намеченной съемки (освещение, требуемые пределы выдержек), а также предполагаемые масштабы увеличения.

  По размерам зернистости негативную пленку можно разделить на три группы (рис. 66).

Мелкая Нормальная Крупная
Рис. 66. Микрофотоснимки негативов с различной зернистостью

  В случаях необходимости получения особо мелкой зерни стости и больших увеличений следует предпочитать пленки малой светочувствительности (22-32 по ГОСТу).

  Для большинства обычных работ применяются пленки средней светочувствительности (45-65 по ГОСТу), дающие достаточно мелкую зернистость.

  Наконец, пленки высокой и высшей светочувствитольности (90 и более единиц по ГОСТу), обладающие наиболее крупной зернистостью, следует применять лишь при неблагоприятных условиях съемки (недостаточное освещение, необходимость коротких выдержек из-за подвижности объектов), а также, если предстоит сравнительно небольшой масштаб увеличения.

  Правило 1. Применяйте возможно менее светочувствительную мелкозернистую пленку.

Объектив

  Объектив должен быть совершенно чистым. Мутный, запыленный, запотевший или захватанный пальцами объектив, рассеивая лучи, будет давать вялые негативы, на монотонных серых полях которых зернистость наиболее заметна.

  Очень важна полная резкость негатива. Отпечатки, увеличенные с нерезких негативов, оказываются более зернистыми, чем увеличения с безупречно резких негативов. Происходит это потому, что световое изображение, образуемое объективом на фотослое, состоит из множества световых точек, величина которых минимальна при полной резкости. По мере понижения резкости размер этих точек увеличивается, и под каждую такую точку попадает несколько микрокристаллов галоидного серебра, которые при проявлении сливаются и образуют сравнительно крупное зерно.

  Зернистость особенно выявляется около нерезких контуров изображения.

  Нерезкий негатив может явиться результатом загрязненности объектива, неточности дальномера, неправильной наводки на резкость, недостаточного диафрагмирования для достижения глубины резкости, сотрясения аппарата во время выдержки, недостаточно короткой для подвижных объектов выдержки, применения в художественных целях мягко рисующего объектива или рассеивающих приспособлений.

  Диафрагмирование, увеличивая глубину резко изображаемого пространства, повышает общую резкость негатива. Средства для смягчения резкости изображения в случае надобности следует применять не в процессе съемки, а при проекционном печатании,

  Правило 2. Добивайтесь максимальной резкости негативов.

Объект съемки

  Мы уже упоминали, что зернистость наиболее заметна на больших однородных полях средней плотности; в светах же и тенях она почти не видна. Поэтому малоконтрастный объект съемки, содержащий относительно значительные поверхности равномерных средних яркостей, является неблагоприятным с точки зрения мелкозернистости будущего изображения (например, песчаная пустыня, снежный пейзаж, лицо в крупноплановом портрете, человеческоз тело). Следовательно, при компоновке изображения полезно избегать больших однородных плоскостей.

  Повысить широту яркостей (контраст) объекта, уменьшить размеры и число однородных участков изображения можно использованием контрастного освещения. В натурной съемке это достигается выбором погоды и времени дня, когда солнечные лучи дают глубокие тени. Снимая в помещении, можно добиться контрастного освещения регулированием дневного света или искусственных источников света. Разумеется, при этом недопустимо нанесение ущерба художественным достоинствам снимка.

  Наличие контрастного освещения объекта позволяет получить достаточно контрастный негатив при проявлении его до низкого значения контрастности, что способствует мелкозернистости негатива.

  Правило 3.Старайтесь использовать или применяйте контрастное освещение объекта съемки.

Кадр

  Степень зернистости отпечатка прямо пропорциональна масштабу увеличения негатива, поэтому было бы неразумным без надобности укрупнять этот масштаб. Последнее случается, если фотограф заполняет интересующим его объектом не всю площадь негатива, а часть его (обычно центральную), а затем для получения желаемого размера изображения прибегает к большему масштабу увеличения части негатива, чем это понадобилось бы, если бы увеличивался весь негатив целиком.

  Чтобы получить на негативе максимальный размер изображения, целесообразно используйте расстояние до объекта съемки или же применяйте объективы с длинным фокусным расстоянием, заполняя весь кадр тем изображением, которое предназначено для последующего увеличения.

  Заполнение изображением большей площади негатива не только уменьшает зернистость, но также повышает резкость будущего увеличения.

  Правило 4. Используйте под желательный кадр всю площадь негатива.

Выдержка

  Выдержку необходимо определять точно. Так как зернистость увеличивается но мере повышения плотности негатива, передержка приводит к грубозернистому изображению. При недодержке увеличивается количество средних плотностей, на которых зернистость вообще выявляется сильнее.

  Как известно, в пределах, зависящих от фотографической широты светочувствительного слоя, существует ряд нормальных (правильных) выдержек. Наименьшая зернистость получается при минимальной правильной выдержке, возможно короткой, но достаточной для получения подробностей в тенях.

  Правило 5. Применяйте минимальную правильную выдержку.

Однородность объектов и выдержек

  Мелкозернистость негативов в значительной мере определяется нормальной степенью проявления. Чтобы все 36 кадров пленки, обрабатываемых одновременно и, следовательно, одинаково, оказались нормально проявленными, необходимо, очевидно, экспонировать их нормально и равномерно. В этом случае будут обеспечены плотность и контраст негативов, наиболее благоприятные для больших увеличений. Проявитель выравнивает лишь небольшие колебания выдержки в так называемых пределах нормальных экспозиций. Недодер жанные снимки дадут негативы повышенного контраста, недостаточно проработанные в тенях; передержанные снимки - негативы пониженного контраста. Помня, что равномерному проявлению должна предшествовать равномерная выдержка, стремитесь при съемке обеспечить нормальную выдержку всех негативов ленты.

  Равномерность выдержек достижима, если все объекты, заснятые на одном ролике пленки, сходны между собой по условиям освещения и широте яркостей (контрасту).

  Однородность объектов съемки - одно из наиболее обременительных условий; ее удается осуществить лишь в редких случаях, но упомянуть о ней нам кажется не лишним.

  Правило 6. Однородность объектов съемки и равномерность выдержек способствуют получению меньшей зернистости всех негативов одного ролика.

УМЕНЬШЕНИЕ ЗЕРНИСТОСТИ В НЕГАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ

  Успех малоформатной фотографии заложен в хорошем негативе.

  На получение наиболее мелкозернистого негатива следует обратить внимание в первую очередь, помня, что качество негатива определяется качеством пленки и условиями экспонирования и проявления.

Хранение пленки

  Во время нахождения экспонированной пленки во влажном п жарком (свыше 25o) воздухе в фотослое происходят реакции, частично разрушающие и ослабляющие скрытое изображение. В результате проявления пленки по прошествии некоторого времени после съемки негативы получаются менее плотными и менее контрастными, более вуалированными и более зернистыми, чем при обработке в день съемки.

  Если же непроявленная пленка хранится в условиях незначительной влажности, то воздействие повышенной температуры воздуха почти не оказывает на нее вредного влияния. Лучше сводить к минимуму промежуток времени между съемкой и проявлением. Если же это невыполнимо (например, в экспедициях), то для предохранения экспонированной пленки от доступа влажного и теплого воздуха в жаркое время года ее следует хранить в металлических коробках, окантованных по стыку крышки с дном изоляционной лентой.

  Правило 7. Не откладывайте проявление экспонированной пленки. В случае необходимости хранения ее в жарких условиях - оберегайте от сырости.

Аккуратность и чистота

  Эти условия, существенные во всякой фотографической работе, приобретают особо важное значение в обработке малоформатных кинопленочных негативов.

  Неточность при взвешивании химикатов может отразиться на свойствах проявителя и вредно повлиять на зернистость, не говоря уже о неаккуратности, ведущей к попаданию одних растворов или химикатов в другие. Пользуйтесь чистыми химикатами. В особенности важно применять для составления проявителей очищенный сульфит натрия ("химически чистый" или "чистый для анализа"). Обыкновенный фотографический (а тем более технический) сульфит содержит примесь соды, которая существенно повышает щелочность проявителей и ухудшает их мелкозернистые свойства.

  Нарушения предписанного режима проявления- также неблагоприятно влияют на величину зернистости.

  Правило 8. Соблюдайте чистоту приборов и рук, будьте аккуратны в составлении растворов, тщательно выполняйте технологические указания.

Проявитель

  Зернистость негативов не достигает своей максимальной величины, если пленка проявляется медленно работающим проявителем, имеющим повышенную концентрацию сульфита и низкую степень щелочности.

  Проявители, удовлетворяющие этому требованию, подразделяются на две группы.

  1) Нормальные мелкозернистые проявители. Проявители этой группы позволяют получать хорошую проработку подробностей в тенях негатива, проявленного до небольшого контраста. Даваемая, ими нормальная зернистость достаточно мала для не очень больших увеличений; печатный контраст хорош. Эти проявители, как правило, сохраняют полную номинальную светочувствительность пленки.

  2) Особо мелкозернистые проявители. Эти проявители дают негативы с достаточно большой шкалой тонов и особо мелкой зернистостью, пригодные для крупных увеличений. Особенность действия проявителей этой группы в том, что они значительно (в полтора, два и более раз) снижают светочувствительность пленки по сравнению с обозначенной на упаковке (это необходимо компенсировать увеличением выдержки при съемке).

  Таким образом, характерными положительными качествами проявителей являются: для первой группы - сохранение полной светочувствительности негативного материала, для второй группы - особо мелкая зернистость.

  Оба эти качества несовместимы. Ни один из известных в настоящее время проявителей не обеспечивает сохранения максимальной светочувствительности пленки одновременно с достижением минимальной зернистости негативов. Поэтому в случае необходимости получить в результате проявления негативы с наименьшей возможной зернистостью приходится заранее примириться с неизбежным уменьшением светочувствительности пленки в процессе проявления. При этом следует иметь в виду, что наиболее существенные результаты применения особо мелкозернистых проявителей достигаются при съемке на высокочувствительных пленках; если же съемка производится на мелкозернистой пленке невысокой чувствительности, применение этих проявителей лишь незначительно улучшает характер зернистости негативов. Следовательно, для сравнительно малочувствительной пленки можно во всех случаях удовлетвориться нормальным мелкозернистым проявителем, но высокочувствительную пленку (если требуется большой масштаб увеличения) весьма важно обработать особо мелкозернистым проявителем.

  Рецепты мелкозернистых проявителей обеих групп приведены в следующем, 13-м уроке.

  Итак, выбор проявителя определяется условиями съемки и масштабом увеличения. Приходится решать, что важнее для каждого случая: наибольшая светочувствительность или наименьшая зернистость. Применением проявителя той или иной группы может быть удовлетворено любое из этих требований.

  Возможны случаи, когда мелкозернистость отходит на второй план.

  Так, если пленка высшей чувствительности применяется преднамеренно ввиду недостаточного освещения или вследствие коротких выдержек, требуемых для съемки быстро движущихся объектов (например, при съемке балетного спектакля), или же имеются основания предполагать наличие недодержки, то для полного использования светочувствительности такой пленки ее следует обработать в нормальном мелкозернистом проявителе.

  Если же высокочувствительная пленка применена по случайной причине (была заряжена в камере или другой сорт отсутствовал) и предполагается значительное увеличение, то правильнее было бы, удлинив соответственно выдержку при съемке, воспользоваться для получения наименьшей зернистости особо мелкозернистым проявителем.

  Правило 9. Применяйте соответствующий мелкозернистый проявитель.

Степень проявления

  Зернистость тем больше, чем выше контраст негатива, то есть чем сильнее он проявлен. Поэтому важно избегать перепроявления. Величина контраста, до которой проявляется негатив, должна быть настолько низкой, насколько это допускает интервал яркостей (контраст) объекта съемки и используемая в позитивном процессе фотобумага.

  Соблюдайте установленную для каждого проявителя и сорта пленки продолжительность проявления и рекомендованную температуру проявляющего раствора. В случае вынужденных отступлений от стандартной температуры руководствуйтесь данными зависимости продолжительности проявления от температуры.

  Не забывайте соответственно сокращать продолжительность проявления, если температура проявляющего раствора превышает стандартные 20o (для всех проявителей, кроме Д-25 (рецепт N 10), рабочая температура которого равна 25o).

  Правило 10. Проявляйте пленку с расчетом получения невысокого значения контраста негатива. Избегайте перепроявления.

Лжезерпистость

  Некоторые дефекты негатива, не имея ничего общего с зернистостью, образуемой металлическим серебром, тем не менее, будучи во много раз увеличенными при проекционном печатании, создают на позитиве впечатление сильно выраженной зернистости.

  К таким дефектам относятся следующие:

  1. Маленькие непроявленные или недопроявленные точки на негативе. Они образуются вследствие загрязненности проявителя мельчайшими механическими частицами, которые прилипли к фотослою и преграждают доступ раствору. Фильтрование проявителя и других растворов, содержащих твердые частицы, избавляет от подобного недостатка.

  2. Крупинки солей, остающихся в фотослое в результате обработки негатива старым (истощенным) закрепителем или в течение недостаточного времени. Применение кислого закрепителя более надежно; пользоваться простым закрепителем для обработки кинопленки следует только при отсутствии химикатов, необходимых для приготовления кислого закрепителя.

  3. Кристаллы тиосульфата и других веществ, не вымытые из фотослоя вследствие недостаточной промывки.

  4. Точки от прилипшей пыли, пятнышки от загрязнений, полоски от царапин, потертости на негативе - результат небрежного обращения.

  5. Сетка (сетчатая структура) на негативе. При использовании жесткой воды из нее в фотослой проникают кальциевые соли и, вступив в реакцию со щелочью проявителя, превращаются в кристаллы углекислого кальция, не растворимые в воде и закрепителе. Они образуют на пленке так называемую сетку, портящую изображение и иногда принимаемую за зернистость. Ее можно удалить обработкой пленки в очищающем растворе. Это полупроцентный раствор соляной кислоты или двухпроцентный раствор уксусной кислоты комментарий. Применяется он в процессе получасовой окончательной промывки. По истечении 20 минут от начала промывки слейте воду и наполните бачок соответствующим объемом очищающего раствора. Поверните катушку несколько раз. Через две минуты слейте очищающий раствор и поставьте бачок под промывку водой еще на 10 минут.

  Попутно очищающий кислотный раствор предохраняет будущие отпечатки от следов грязи, пятнышек и полос.

  Правило 11. Принимайте необходимые меры для пред- отвращения лжезернистости.

Сушка

  Ускоренное высыхание негативов при повышенной температуре и очень сухом воздухе повышает их контраст и тем самым неблагоприятно влияет на величину зернистости.

  Кроме того, при быстром высыхании возможна так называемая ретикуляция (приобретение сетчатой структуры) фотослоя, которая иногда (при слабой ее степени) принимается за зернистость.

  Сушку необходимо производить в помещении, свободном от пыли, могущей осесть на желатиновом слое и тоже быть принятой за зернистость.

  Правило 12. Не ускоряйте сушку негативов искусственным образом.

УМЕНЬШЕНИЕ ЗЕРНИСТОСТИ В ПОЗИТИВНОМ ПРОЦЕССЕ

  Позитивному процессу принадлежит весьма существенная, завершающая роль в уменьшении видимой зернистости фотографического изображения.

Масштаб увеличения

  Чем больше масштаб увеличения негатива, тем сильнее увеличивается его зернистость, С этой точки зрения увеличение части негатива невыгодно.

  Если уже при съемке позаботиться о наибольшем размере объекта, разместив его изображение на всей площади негатива, становится возможным получение заданного размера позитивного изображения при меньшем масштабе увеличения.

  При одинаковом масштабе увеличения полного негатива и части его, то есть когда в обоих случаях зернистость совершенно одинакова, отпечаток большого размера мы невольно рассматриваем с большего расстояния, чем маленький отпечаток.

  Так, позитив размером 18x24 см рассматривается нами с так называемого расстояния наилучшего зрения - 25 см, а позитив размером 50x60 см - не ближе чем с одного-полутора метров.

  Если величина зернистости этих двух отпечатков одинакова, она может производить неприятное впечатление с расстояния в 25 см, но мы не разглядим ее с расстояния в полтора метра. По этой причине с полного негатива 24x36 мм можно получить неплохие результаты при изготовлении больших настенных панно: рассматривая их со значительного расстояния, зритель не увидит зернистости,

  Правило 13. Увеличение всего негатива ведет к уменьшению видимой зернистости.

Конструкция увеличителя

  Уменьшению зернистости при получении больших позитивов с малых негативов весьма способствует применение в процессе увеличения рассеянного освещения. Конденсорные увеличители без каких бы то ни было приспособлений, рассеивающих свет, дают на отпечатках столь же резкие изображения скоплений зерен, как и изображения контуров деталей объекта.

  При конструировании большинства увеличителей, предназначенных для миниатюрных негативов, использован тот или иной способ комбинирования обоих видов освещения (направленного и рассеянного), причем рассеянный световой поток больше, чем направленный. Направленное освещение, создававмое посредством конденсора и диффузно-рассеиваемое при помощи молочной лампы, молочного или матового стекла, позволяет сохранить необходимый контраст фотоизображения при одновременном устранении в увеличенном изображении видимости скоплений зерен.

  Правило 14. Пользуйтесь конденсорным увеличителем с диффузно-рассеиваемым светом.

Фотобумага

  Зернистость позитивных фотослоев и, в частности, фотобумаг меньше зернистости негативных материалов; она настолько мала, что сама по себе совершенно незаметна. Зернистость же увеличенного отпечатка представляет собой копию (в увеличенном масштабе) зернистости негатива.

  Позитивный процесс предоставляет возможность уменьшения видимой зернистости подбором фотобумаги с соответствующей случаю поверхностью.

  Глянцевые бумаги сильнее всего выявляют зернистость.

  Полуматовые и матовые бумаги уменьшают видимую зернистость. Структурные бумаги (бархатистая, зернистая, тисненая), раздробляя однородные участки изображения, позволяют почти полностью скрыть последствия получения самого грубо- зернистого негатива; поэтому они применяются для очень крупных фотоувеличений.

  Попутно разъясним одно довольно распространенное недоразумение. Фотолюбители нередко задают вопрос о так называемой "зернистой" фотобумаге, полагая, что она дает наиболее зернистые изображения. В действительности же речь идет не о каких-либо иных свойствах фотобумаги, как только о физической структуре ее поверхности (в данном случае шероховатой). Из всех существующих фотобумаг зернистость изображения меньше всего будет заметна именно на бумаге с зернистой поверхностью.

  Правило 15. Для крупных увеличений применяйте бумаги с матовой или шероховатой поверхностью.

Проекция

  Наиболее действенным средством устранения зернистости является смягчение резкости изображения при проекции. Достигнуть этого можно двумя способами.

  Малейшая неточность в наводке влечет за собой не только снижение общей резкости, но и уменьшение видимой зернистости. Для этого слегка (на один миллиметр и даже менее) смещают объектив из положения резкой наводки.

  Более разнообразное по характеру и легче контролируемое смягчение можно получить, используя светорассеивающие приспособления (диффузионные диски, сетки) комментарий, помещаемые на пути световых лучей. При этом лучшие общие результаты достигаются приемом раздвоения выдержки. Состоит он в том, что после окончательной точной наводки на резкость перед объективом увеличителя (как можно ближе к нему) помещают еветорассеиватель. Держа рассеиватель в одной плоскости, вращательными движениями непрерывно смещают его во всех направлениях, полностью перекрывая им световой поток. Так поступают в течение половины намеченной для печатания выдержки, а другую половину времени экспонируют без рассеи-нателя. На позитиве получается приятное для глаза сочетание мягкого и резкого изображений, резкость ухудшается лишь незначительно, но каждый тон становится более однородным, то есть зернистость существенно улучшается.

  Степень смягчения резкости изображения можно варьировать как выбором рассеивателя, так и изменением взаимного соотношения обеих частей выдержки (с рассеивателем и без него)., Максимальной степени смягчение резкости достигает тогда, когда вся выдержка производится под рассеивателем (который в этом случае может быть надет на объектив увеличителя).

  Так как рассеиватель задерживает часть света, выдержку приходится несколько увеличивать; еще лучше производить пробу с введением рассеивателя. При стеклянном и целлофановом рассеивателе выдержка изменяется незначительно; чем плотнее сетка, тем больше удлиняется выдержка. Сетки как сильнодействующее средство используются преимущественно при крупных увеличениях; они смягчают также и контраст изображения.

  Диафрагмирования объектива увеличителя следует избегать (за исключением случаев, когда это диктуется необходимостью удлинения неприемлемо коротких выдержек или техникой трансформирования).

  Правило 16. Смягчай те зернистость посредством "мягкой" проекции. Пользуясь правилами 15 и 16, не забывайте, что выбор поверхности фотобумаги и степень смягчения резкости изображения регулируются не только требованиями устранения видимой зернистости, но также, и даже главным образом, соображениями эстетического (характер объекта) и технического порядка (назначение снимка).

  Приемы и средства, ведущие к уменьшению видимой зернистости, несмотря на их многочисленность, просты и общедоступны. Сознательное, последовательное и (в пределах возможного) точное их выполнение позволит вам получать мелкозернистые фотоизображения даже при двадцатикратном (до размера 50x60 см) увеличении. Однако иногда копромиссы в применении 16 приведенных правил мелкозернистости становятся неизбежными в силу взаимной противоположности некоторых фотографических требований.

  Описанные способы уменьшения зернистости могут эффек-тивно применяться не только в малоформатной фотографии, но и при работе на широкой катушечной пленке, на плоской пленке и на пластинках. Их можно настоятельно рекомендовать для всех негативов до размера 6,5x9 см включительно.