Уроки фотографии

Микулин В.П.

УРОК 11
ФОТОСЪЕМКА ПРИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ СВЕТЕ


Особенности электрического освещения.- Источники электрического света.- Использование электрического света

  Фотографировать возможно не только при естественном солнечном (дневном) свете, но и при любом искусственном свете, делающем предметы видимыми. Больше того, для научных целей широко применяется фотосъемка в невидимых для глаза, но действующих на светочувствительный слой ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.

  Обычное электрическое освещение помещений, свет керосиновой лампы, автомобильных фар, огонь костра и даже спички, зажигающей папиросу портретируемого (при большой светосиле объектива и высокочувствительном негативном материале),- все это позволяет осуществлять съемку. Однако в перечисленных случаях выдержка бывает сравнительно длительной.

  Подобные источники света неудобны и используются для фотографических целей лишь в редких, специальных или крайних случаях.

  Мы оставляем пока в стороне так называемую ночную съемку под. открытым небом - городские пейзажи и иллюминации, где огни уличных фонарей, освещенные окна зданий, лучи прожекторов, вспышки ракет не столько служат средством освещения, сколько сами являются объектами съемки (ночной съемке посвящается самостоятельный раздел в 18-м уроке).

  Предметом данного урока явится электрическое освещение, специально организуемое для целей фотосъемки в тех случаях, когда дневного (или нормального искусственного) освещения недостаточно или оно вообще отсутствует.

  Электрический свет является наиболее распространенным источником искусственного освещения. Он делает фотосъемку не зависящей от времени года и часа дня, от погоды и географической широты, приходит на помощь фотолюбителям, занятым днем на работе, особенно удобен зимой, когда рано темнеет.

  По сравнению с дневным светом электрический даже имеет для фотографа свои преимущества: возможность регулировать силу освещения, изменять по желанию направление световых лучей.

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ

ЯРКОСТИ ЗРИТЕЛЬНАЯ И ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ

  Искусственный свет обманчив. Когда вы входите вечером в хорошо освещенное электричеством помещение, вам кажется, что в нем светло, как днем. Однако в действительности освещенность в этом помещении в несколько тысяч раз слабее, чем в солнечный день под открытым небом.

  Для того чтобы в небольшом помещении, площадь пола которого равна 40 кв. м, а высота 4,5 м, создать такую же освещенность предметов (по степени воздействия на фотослой), как в полдень под непосредственными лучами открытого солнца, понадобилось бы 12 500 электроламп по 100 ватт каждая. Все четыре стены и потолок помещения были бы сплошь усеяны электрическими лампами, отстоящими одна от другой (считая расстояние между колбами) на ширину спичечной коробки (3,5 см).

  Итак, электрический свет далеко не столь актиничен по отношению к светочувствительному слою пластинки и пленки, как это кажется глазу фотографа. Выдержка при нем требуется в сотни раз более длительная, чем при дневном свете на открытом воздухе, иногда она может составлять десятки секунд и даже минуты. Это неудобно для съемки портретов, групп и собраний, так как в течение продолжительной выдержки не легко соблюдать полную неподвижность, отдельные лица неминуемо стали бы шевелиться и на снимке получились бы смазанными.

  Поэтому при фотографировании обычно используются более мощные электролампы, чем для нормальных осветительных целей.

ЗАКОНЫ ОСВЕЩЕННОСТИ

  При работе с искусственным освещением следует различать яркость источника света и освещенность объекта фотографирования.

  Освещенность предмета съемки прямо пропорциональна яркости источника света: если яркость света увеличить в 2 раза, то и освещенность предмета увеличится вдвое (при одном и том же расстоянии между источником света и предметом).

  Но в то время как при дневной съемке под открытым небом расстояние от солнца до объекта не играет роли, электролампы дают достаточное освещение только на очень близком расстоянии, причем освещенность в значительной мере зависит от расстояния между источником света и предметом съемки.
Рис. 58. Распространение света из точечного источника (закон квадратов расстояний)

Если экран, находящийся в положении I на расстоянии 1 м от источника света, отодвинуть на расстояние вдвое большее (то есть 2 м), то такое же количество света, которое падало на поверхность I, теперь будет падать на поверхность II, вчетверо большую, и освещенность экрана II будет, следовательно, в 4 раза (22=4) меньше чем екрана I. Если отодвинуть экран от источника света втрое дальше (в положение III), то освещенность экрана уменьшится в 9 раз (З2=9) и т. д.

  Здесь действует закон физики, согласно которому освещенность предмета обратно пропорциональна квадрату расстояния между ним и источником света. Предположим, что для съемки какого-либо предмета, находящегося в 1 м от электролампы, нужна выдержка в 1 секунду. Если этот предмет (или лампу) отодвинуть еще на 1 м (то есть всего на расстояние в 2 м), то требуемая выдержка уведичится не в 2 раза, а в 22 и составит 4 секунды; если расстояние между лампой и предметом увеличить еще на 1 м (всего до 3 м), то выдержка понадобится в 32=9 секунд и т. д. (рис. 58).

  Так как выдержка прямым образом зависит от освещенности, мы можем вывести правило, которое надо запомнить: выдержка обратно пропорциональна яркости источника света и прямо пропорциональна квадрату расстояния от источника света до предмета съемкикомментарий.

  Итак, вы узнали, что выдержка определяется не яркостью источника света, а освещенностью предмета съемки. Вполне возможны случаи, когда при электролампе в 500 ватт, находящейся вдалеке от объекта съемки, потребуется выдержка более длительная, чем при лампе в 25 ватт, помещенной возле фотографируемого предмета.

ЭЛЕКТРОСВЕТ И НЕГАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  Всякий белый свет можно рассматривать как смесь лучей трех цветов (называемых основными или первичными): синего, зеленого, красного. Однако по количественному соотношению этих частей спектральный состав дневного и электрического света не одинаков. В дневном свете содержание синих, зеленых и красных лучей почти равно, в свете же обычной осветительной электролампы содержится: синих лучей 12%, зеленых 36 %, красных 52%, то есть преобладают лучи зеленые и красные (рис. 59). В результате этого негативные материалы разной спектральной чувствительности не одинаково реагируют на электрический свет.
Рис. 59. Схема, показывающая относительный спектральный состав дневного и электрического света

  Величина общей светочувствительности, обозначаемая на упаковке пластинок и пленок общего назначения, определена при источнике света, спектральный состав которого приближается к составу дневного света.

  Если взять три сорта фотоматериала, имеющих одинаковую общую светочувствительность в единицах ГОСТа, но различающихся по спектральной чувствительности ("Орто-хром", "Изохром", "Панхром"), то при дневной съемке все они потребуют одинаковую выдержку. При съемке же с электрическим светом картина изменится: вследствие незначительного содержания в нем синих лучей практическая светочувствительность "Ортохрома", не чувствительного к красным лучам, будет относительно самой низкой. Чувствительность "Изохрома", на который действуют светло-красные лучи, будет примерно в полтора раза больше, а у красночувствительного "Панхрома" - еще в полтора раза выше (рис. 60). Следовательно, при одинаковой номинальной светочувствительности "Изопанхром" и "Панхром" требуют только половину выдержки, необходимой для "Ортохрома" и "Изоорто" комментарий.

  При обычных съемках с электрическим освещением на "Панхроме" и "Изопанхроме" тонально правильная цветопередача достигается без светофильтра (вообще же кратность фильтра для этих материалов при электрическом свете существенно ниже, чем при дневном свете).

Рис. 60. Схема, показывающая относительную чувствительность (обозначена черным) различных негативных материалов к электрическому свету

  Таким образом, для съемок с электрическим светом во всех отношениях (экономия электроэнергии, сокращение выдержки, лучшая проработка негативов, правильное тоновоспроизведение) наиболее выгодны панхроматические и изопанхроматические фотоматериалы.

ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СВЕТА

  К ним относятся: электрические лампы накаливания (нормальные осветительные лампы и предназначенные для съемок фотолампы), люминесцентные лампы, лампы "фотовспышка" (алюминиевая фольга которых сгорает ярким светом примерно в 1/80 сек.), импульсные ламды (в результате электрического разряда дающие кратковременное - порядка тысячных долей секунды - очень интенсивное освещение).

  Последние два типа источников света, синхронизированные с действием затвора фотоаппарата, делают фотографа совершенно независимым от условий освещения и позволяют производить моментальные съемки буквально везде и всегда. Съемка с импульсной лампой.- наиболее интересное нововведение в технике современной фотографии.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛАМПЫ НАКАЛИВАНИЯ
Общие сведения

  Действие электрических ламп накаливания основано на том, что металлическая нить, помещенная в безвоздушную или наполненную инертным газом комментарий стеклянную колбу, будучи накалена посредством электротока, испускает лучистую энергию.

  Потребительское качество электроламп накаливания характеризуется рядом световых, электрических и физических величин, из которых для нас представляют интерес следующие: Световой поток - мощность лучистой энергии, испускаемой лампой, оценивается по производимому ею световому ощущению. Единица измерения светового потока - люмен (лм).

  Мощность лампы - мощность электрического тока, потребляемого лампой. Указывается в ваттах (вт) на колбе или цоколе.

  Светоотдача - отношение светового потока лампы к ее мощности. Выражается в люменах на ватт (лм./вт).

  Светоотдача повышается с увеличением мощности ламп. 100 ламп по 10 ватт потребляют такую же мощность, как одна лампа в 1000 ватт, но ввиду малой светоотдачи (6,6 лл"/ет) они дадут световой поток почти втрое меньший (6600 лм[вт), чем одна лампа в 1000 ватт (при светоотдаче в 19,2 лм/вт ее световой поток равен 19 000 люмен),

  Срок службы (продолжительность горения) выражает в часах чистое время, в течение которого лампа может действовать до перегорания. Следует иметь в виду, что по мере использования электролампы актиничность комментарий ее излучения постепенно уменьшается, снижаясь к концу срока службы до 70-75% первоначальной величины.

  Напряжение сети, для которого лампа предназначена, указывается в вольтах (в) на колбе или цоколе. Стандартизованными напряжениями являются 110, 127 и 220 вольт. При пониженном (против обозначенного на лампе) напряжении уменьшается световой поток лампы, при повы- шенном напряжении световой поток увеличивается, но зато существенно снижается срок службы лампы вплоть до быстрого ее перегорания при большом отклонении от нормы. Кроме того, изменение напряжения питающей сети влияет на спектральный состав светового потока, вследствие чего актиничность излучения претерпевает существенные колебания. Например, повышение нормального напряжения сети на 10% увеличивает актиничность почти в полтора раза, а падение напряжения на 16% вдвое уменьшает ее.

Таблица 27 ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОЛАМП
А. Напряжение сети 110 или 127 вольт
Мощность лампы (ватты) 96* 100 150 200 300 500
Световой поток (люмены) 1300 1275 2175 3050 4875 8725
Светоотдача (люмены на ватт) 13 13 15 16 17 18
Диаметр колбы (миллиметры) 66 76 81 97 112 132
Длина лампы (миллиметры) 131 159 175 205 237 242
Б. Напряжение сети 220 вольт
Мощность лампы (ватты) 100 109* 150 200 300 500
Световой поток (люмены) 1000 1300 1710 2510 4100 7560
Светоотдача (люмены на ватт) 10 12 12 13 14 16
Диаметр колбы (миллиметры) 76 66 81 97 112 132
Длина лампы (миллиметры) 159 131 175 205 237 242
Тип цоколя Р-27 Р-27 Р-27 Р-27 Р-27 Р-40
Срок службы (часы) 1000 1000 1000 1000 1000 1000

* Биспиральные лампы.

  Габаритные размеры - диаметр колбы и длина всей лампы - имеют значение для использования или конструирования арматуры.

  Цоколь служит для электрического контакта и механической связи лампы с патроном. Цоколи бывают резьбовые и штифтовые разных размеров. Бытовые осветительные лампы снабжаются резьбовым цоколем Р-27 с диаметром в 27 мм, лампы в 500 ватт и выше имеют цоколь Р-40 с диаметром в 40 мм, для которого нужен соответствующий патрон.

  Во время горения предохраняйте электролампы от брызг воды во избежание появления на колбах трещин, вызывающих порчу ламп.

Нормальные осветительные лампы

  Нормальные осветительные электролампы с успехом исполь- зуются для фотосъемочных целей. Колбы их обычно делаются из прозрачного стекла.

  Все необходимые технические данные этих ламп содержатся в приводимой выше табл. 27.

Фотолампы
Рис. 61. Фотолампа

  Для освещения при съемках выпускаются специальные электролампы накаливания (фотолампы), дающие почти удвоенный световой поток сравнительно с нормальными осветительными лампами равной мощности (рис. 61).

  Действие фотоламп основано на горении с перекалом (то есть с относительно повышенным напряжением сети, с большей температурой накала нити, чем это обычно практикуется в осветительных лампах), вследствие чего не только возрастает светоотдача, но также изменяется спектральный состав излучения - последний становится более актиничным за счет увеличения содержания синих лучей.

  Свет фотолампы в соединении со све тосильным объективом и высокочувствительной пленкой позволяет фотографировать моментально, с выдержками в 1/25 секунды и короче.

  Фотолампы выпускаются двух мощностей: в 275 и 500 ватт. Колбы их матированы изнутри и рассеивают свет. Габариты фотоламп невелики: фотолампа в 275 ватт по размерам равна обыкновенной осветительной лампе в 40-60 ватт, а 500 - ваттная фотолампа не больше обычной лампы в 75-100 ватт.

  В табл. 28 приведены технические данные фотоламп.

Таблица 28 ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОТОЛАМП
Напряжение сети (вольты) 127 127 220 220
Мощность лампы (ватты) 275 500 275 500
Световой поток (люмены) 8800 16000 8800 14500
Светоотдача (люмены на ватт) 32 32 29 29
Диаметр колбы (миллиметры) 66 76 66 76
Длина лампы (миллиметры) 124 159 124 159
Срок службы (часы) 2 6 2 6
Примечание. Цоколь фотолампы обычный резьбовой диаметром в 27 мм (Р-27).
Рис. 62. Предел допустимого наклона фотолампы при горении А-нормальное положение; Б-наибольший допустимый наклон

  Нормальным положением фотолампы при горении является вертикальное - цоколем вниз; отклонение допустимо не более чем на 90o (рис. 62), иначе сократится срок службы лампы и возможно даже немедленное перегорание.

  Фотолампы имеют свойство, вызывающее необходимость особого сними обращения. Срок службы их невелик: два часа горения - для лампы в 275 ватт, 6 часов - для 500- ваттной лампы. Поэтому фотолампы следует включать только на время выдержки, а подготовку к съемке, если она длительная, вести при свете нормальных осветительных ламп, временно ввинченных в арматуру, предназначенную для фотоламп.

ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЛАМПЫ

  В осветительной технике начали занимать место газоразрядные люминесцентные лампы, излучение которых по спектральному составу близко к естественному дневному свету. По наружному виду они представляют собой цилиндрические трубки длиной от 45 до 150 см со впаянными по концам электродами.

  В табл. 29 читатели найдут некоторые технические сведения об этих лампах..

Таблица 29 ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ ЛАМП "ДС"
Напряжение сети (вольты) 127 127 220 220
Мощность лампы (ватты) 15 20 30 40
Световой поток (люмены) 420 600 900 1300
Светоотдача (люмены на ватт) 28 30 32 34
Срок службы (часы) 1500 1500 1500 1500

ОСВЕТИТЕЛЬНАЯ АРМАТУРА

  Для лучшего и удобного использования источника света служит специальная арматура, состоящая из приспособлений для укрепления лампы, подвода и включения электротока, концентрации и перераспределения светового потока.

  Источник света с необходимой арматурой составляют вместе осветительный прибор, при этом прибор для освещения близких объектов называется светильником.

Рис. 63. Самодельные рефлекторы для электроламп

  Рефлекторы. Наиболее существенная часть осветительного прибора - рефлектор, представляющий собой поверхность, окружающую лампу с боков, сверху, снизу, сзади и отражающую световой поток в одном направлении - вперед. Рефлекторы существенно повышают освещенность предмета съемки (в лучших случаях примерно вдвое), защищают объектив и глаза фотографа от прямых лучей, предохраняют лампы от повреждений.

  Рефлектор не трудно изготовить из дерева или листовой жести (рис. 63); можно воспользоваться алюминиевой посудой соответствующего размера (в дне вырезается отверстие для лампы). Деревянный или металлический рефлектор надо покрыть внутри матовой белой или алюминиевой краской, а снаружи - черной.
Рис. 64. Осветительный прибор "ОФ-1"

  Рефлектор следует снабдить специальной стойкой или под- ставкой для установки на столе и нарезкой для навинчивания на штатив каждый рефлектор должен иметь электрошнур достаточной для маневрирования длины (не менее трех метров).

  Рефлектор для фотоламп, горящих сравнительно недолго, можно сделать из листа картона или плотной белой бумаги, согнутого широким конусом, вершина которого срезана и заменена кружком с отверстием для патрона. Бумажный рефлектор полезно оклеить внутри фольгой, снаружи - черной бумагой; он может быть сделан складным.

  Для всех рефлекторов рекомендуется угол конуса в 90o.

  Световой поток лампы наиболее полно используется в том случае, когда плоскость накаливаемой нити направлена в сторону объекта съемки; поэтому обыкновенные лампы на каливания с прозрачной колбой выгоднее укреплять в горизонтальном положении.

  Если к рефлектору на пути светового потока (но не ближе 25 см от лампы) прикрепить светорассеиватель из полупрозрачного материала (матовое стекло, калька, тонкая белая материя, папиросная или промасленная бумага), то освещение станет несколько мягче. Одновременно освещенность значительно понизится (в 2-3 раза) и понадобится такое же удлинение выдержки.

  Удобен в работе осветительный прибор "ОФ-1" (рис. 64). Он состоит из рефлектора, вмещающего фотолампу, двухколенного крепления с шарнирами, позволяющего направлять световой поток по желанию, и пружинного зажима-держателя. Светильник портативен, в сложенном виде занимает мало места.

  Лампы и рефлекторы следует содержать в чистоте, очищать от накапливающейся пыли, колбы надо мыть.

  Разумеется, помимо специальной съемочной арматуры для усиления освещения можно использовать наличную стационарную арматуру, ввинчивая мощные электролампы в патроны висячих и настенных светильников, а фотолампы - в патроны настольных ламп.

  Щиты. К осветительной арматуре можно отнести независимые от светильников плоские поверхности - щиты, используемые в качестве преграды для света на пути его лучей (непрозрачные щиты), для смягчения прямых лучей света (полупрозрачные светорассеиватели), для отражения на объект падающего на них света (светоотражатели).

  Щиты изготовляются из фанеры, картона, оклеиваемых белой бумагой. Отражателями могут служить листы белой жести, алюминия. Для постоянных съемок в комнате можно сделать "стационарный" отражатель, натянув белую (или светлую) материю на раму шириной в 1/2 м и высотой в 1 м; такой щит ставится на стул или же на полуметровую подставку.

  Портативные складные отражатели для портретных съемок, используемые также под открытым небом, можно сделать из обыкновенных канцелярских папок, внутреннюю сторону которых окрашивают белой или алюминиевой краской или оклеивают станиолем ("серебряная" обертка шоколада, чая).

  Светоотражатели подсвечивают тени, повышают освещенность объекта съемки, позволяя сократить выдержку (такую же роль играют находящиеся вблизи от объекта светлые стены).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СВЕТА

КОМБИНИРОВАННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

  Давно прошли времена, когда объект освещали только для того, чтобы сделать возможной съемку. Теперь так (равномерно) освещают только репродуцируемые плоские оригиналы. В большинстве случаев свет стал активным компонентом объекта съемки и фотокадра.

  Электрический свет дает возможность создавать постоянные, привычные световые условия, но в то же время позволяет и широко варьировать освещенность объекта съемки, чем выгодно отличается от дневного света (правило: прямые лучи от источника света не должны попадать в объектив - действительно в полной мере и здесь).

  Варьирование достигается: а) применением одного или нескольких светильников; б) изменением их яркости и расстояния до предмета съемки; в) направленностью света. Эти вопросы решаются в зависимости от задач, поставленных перед фотографом в данной съемке, и от его замысла.

  Свет может быть прямым, рассеянным, отраженным.

  Прямой свет от одного близкого светильника дает грубое, контрастное освещение, которое можно смягчить, дополнить и частично уравновесить или сделать рассеянным и более равномерным в результате добавления дополнительных светильников, использования освещаемых светоотражателей, применения перед лампой светорассеивателя.

  Единственная лампа, даже очень яркая, всегда менее выгодна чем две более слабые лампы.

  Для репродуцирования применяют обычно две одинаковые лампы; для съемки портретов - две-три более мощные лампы (для портретной съемки две лампы в 300 и 200 ватт предпочтительнее одной лампы в 500 ватт: они позволяют комбинировать освещение).

  При нескольких (два, три) светильниках один из них, наиболее сильный, дает основное освещение, остальные создают дополнительное освещение, подсветку, цель которой - смягчать тени, выявить объемность предмета съемки.

  Отличную подсветку в портретной съемке дает электролампа в 60-100 ватт в настольной лампе.

  Подсветку может давать и светоотражатель, поставленный таким образом, чтобы падающий на него свет отражался на объект съемки.

  Дополнительную подсветку можно создать, направив на соответствующие места объекта световые "зайчики" при помощи небольшого зеркала (хорошие результаты дает бритвенное параболическое зеркало).

  Сочетание основного света и подсветки дает возможность получать разнообразные результаты освещения.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ

  Мощные электролампы, поглощая много электроэнергии, при включении могут перегрузить квартирную электросеть, в особенности вечером, когда она и без того нагружена. При перегрузке перегорают предохранительные пробки, портится счетчик. Поэтому предварительно следует уделить несколько минут несложному электротехническому расчету.

  Напомним, что единицей электрического напряжения служит вольт (в), единицей тока - ампер (а), единицей электрической мощности - ватт (вт).

  На каждом электросчетчике указано напряжение сети и количество ампер, на которое он рассчитан (например, 127 в, 5 а).

  Помножьте количество вольт на количество ампер, и вы получите предел нагрузки счетчика: 127x5=635 (ватт). Отсюда станет ясным, сколько и какие лампы можно включить: при одной фотолампе в 500 ватт или двух фотолампах по 275 ватт останется очень малый запас (135 или 85 вт)для ламп,горящих в квартире.

  При напряжении сети в 220 вольт дело всегда обстоит лучше. При таком же 5-амперном счетчике допустимая нагрузка составит 220x5=1100 (ватт), и включение двух фотоламп по 275 ватт не приведет к кризисному положению.

  Электросчетчики больших квартир обычно рассчитаны на нагрузку в 10 ампер, контрольные счетчики - на 5 ампер.

  Расчет можно вести и в обратном порядке. Разделив мощность всех ламп (ватты) на напряжение сети (вольты), вы полу- чите потребную для них силу тока (амперы).

  Расход электроэнергии (в киловатт-часах) вычисляется умножением количества ватт на время горения (в часах) и делением на 1000. Стоимость израсходованной электроэнергии определяется умножением тарифной ставки за один киловатт-час (например, 40 копеек) на количество израсходованных киловатт-часов.

ДВИЖУЩИЙСЯ СВЕТ

  Фотографы иногда прибегают к так называемому движущемуся свету, позволяющему создавать равномерное освещение протяженных объектов в затруднительных случаях.

  Располагая всего одной мощной электролампой, фотограф может в течение длительной выдержки при съемке интерьеров и больших предметов внутри помещений передвигать лампу, последовательно и равномерно освещая различные темные места помещения и отдельные предметы (машины, статуи и пр.), а также больше или меньше освещать ту или иную часть объекта, достигая любого эффекта.

  Лампу можно, держа в руках, не Только поднимать выше и опускать ниже или поворачивать из стороны в сторону, но, имея электрошнур достаточной длины, даже носить ее по всему помещению, освещая с самого близкого расстояния наиболее темные места (в подвалах, внутри машин и т. п.). Фотограф может во время выдержки смело ходить с лампой в руках перед аппаратом по всей зоне съемки при условии, что он сам остается в тени лампы, одет в темный костюм и обращен к аппарату спиной, а лампа во избежание попадания в объектив прямых лучей помещена в глубокий рефлектор, задняя сторона которого, обращенная к объективу, имеет матовую черную поверхность (оклеена черной упаковочной бумагой или покрыта матовой черной краской).

  При соблюдении этих условий ни фотограф, ни лампа не оставят на негативе никаких следов.

  Этим несложным приемом - применением последовательно движущегося освещения - можно достичь превосходных результатов в самых затруднительных случаях съемки внутри даже самых больших помещений, крупных машин и т. п. Часто фотографу ничего иного и не остается, если объект велик и плохо освещен, а налицо всего одна лампа.

  Последовательное освещение рефлектором с одной лампой в 1000 ватт было применено при съемке зрительного зала одного из московских театров. Другим способом получить удовлетворительный снимок зала не удавалось, так как нельзя было осветить весь громадный зал одновременно.

  На снимке же, сделанном при движущемся по всем темным и отдаленным уголкам зала свете, хорошо вышли все детали зала, высоко расположенные украшения и орнаменты, выполненные в красках.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫДЕРЖЕК ПРИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ СВЕТЕ

  На величину выдержки при съемке с электрическим светом влияют следующие переменные величины: 1) яркость ламп; 2) расстояние между предметом съемки и лампой (но не фотоаппаратом); 3) отражательная способность предмета съемки; 4) общая светочувствительность и спектральная чувствительность негативного материала; 5) диафрагма.

  На следующей странице помещена примерная таблица выдержек при электрическом свете.

  Табл. 30 рассчитана на следующие постоянные условия: а) объект средней отражательной способности; б) негативный материал чувствительностью в 90 единиц ГОСТа, или 21o ДИН, очувствленный к красно-оранжевым лучам ("Панхром", "Изопанхром"); в) диафрагма 4-4,5.

  Способ пользования: в левом вертикальном столбце нужно найти расстояние от предмета съемки до лампы (в метрах), а в верхнем горизонтальном столбце отыскать мощность электролампы (в ваттах), на пересечении соответствующих горизонтальной и вертикальной граф можно прочесть искомую выдержку (в секундах).

Таблица 30 ВЫДЕРЖКИ ПРИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ СВЕТЕ
(для объектов средней отражательной способности при панхроматическом негативном материале в 90 единиц ГОСТа, или 21o ДИН, и диафрагме 4-4,5)
Расстояние от предмета съемки до лампы (метры) Осветительные электролампы (ватты) Фотолампы
100 150 200 300 500 275 500
Выдержка в секундах
0,5 1/8 1/12 1/20 1/30 1/50 1/60 1/100
1 1/2 1/3 1/5 1/8 1/15 1/15 1/25
1,5 1 2/3 1/2 1/4 1/8 1/8 1/12
2 2 1 1/2 1 1/2 1/4 1/4 1/6
3 4 3 2 1 1/2 1/2 1/3
4 8 5 4 2 1 1 2/3
5 12 8 5 3 1 1/2 1 1/2 1

  Например, при расстоянии между объектом и лампой в 1 м и мощности осветительной лампы в 100 ватт нужна выдержка в 1/4 секунды.

  В случае какого-либо изменения условий, предусмотренных таблицей, необходимо изменить и найденную выдержку.

  Для очень светлого объекта выдержка сокращается в два раза, для очень темного - вдвое удлиняется.

  В зависимости от характера спектральной чувствительности фотослоя выдержка удлиняется: для "Изохрома" в полтора раза, для "Ортохрома" и "Изоорто" в два раза.

  При иной, чем указанная в таблице, общей чувствительности негативного материала выдержку надо пропорционально изменить.

  То же касается и диафрагмы.

  При наличии рефлектора выдержка сокращается вдвое.

  При светорассеивателе или матовой колбе осветительной лампы выдержку надо увеличить в два раза.

  Таблица дает выдержку для одной лампы. При нескольких лампах поступают следующим образом:

  Если используется несколько ламп одинаковой яркости и на равных расстояниях от объекта, надо определить выдержку для одной лампы и разделить ее на число ламп.

  Если аесколько ламп помещены в одном месте (люстра), их мощности складываются (в ваттах) и они рассматриваются как один источник света.

  Если съемка производится при двух лампах, расположенных не вместе, то найденные для каждой из них в отдельностивыдержки надо перемножить и полученное произведение разделить на сумму этих же выдержек; результатом будет нужная общая выдержка в секундах. Например, выдержка для одной лампы составляет 6 секунд, для другой 2 секунды. Произведение выдержек 6X2 равно 12, их сумма 6+2 равна 8; разделив произведение ва сумму (12 : 8), получим общую выдержку для обеих ламп в 1,5 секунды.

Рис. 65. Номограмма для приведения нескольких одинаковых электродами к одной результирующей Расстояния до объекта съемки (в метрах): Р1- дальняя лампа; Р2 - ближняя лампа;Р3 - результирующее расстояние (в пересчете на одну лампу)

  Если объект освещен более чем двумя лампами, следует сначала найти выдержку отдельно для каждой лампы, затем по указанному выше способу соединить эти выдержки попарно (перемножить и разделить на сумму), полученные результаты снова соединить, и так далее до получения конечной общей выдержки для всех ламп.

  Расчет выдержки для нескольких одинаковых ламп, размещенных на различных расстояниях от объекта, облегчает номограмма (рис. 65), которая графическим путем суммирует их действие. Пользуются ею следующим образом.

  При двух лампах находят на левой линии Р1 расстояние дальней лампы, на правой линии Р2- расстояние ближней лампы, обе точки соединяют прямой (накладывают линейку, полоску бумаги). На ее пересечении со средней линией Р3 можно прочесть результирующее расстояние, по которому в таб- лице выдержек (табл. 30) отыскивают выдержку, как для одной лампы данной яркости.

  Пример: одна лампа удалена на 3 м, другая на 2 м, результирующее расстояние будет равно 1,7 м.

  При нескольких лампах сначала определяют результирующее расстояние для двух из них. Затем соответствующую ему точку на линии Р, соединяют прямой с дистанцией третьей лампы на линии Рг и в точке пересечения с Р3 находят результирующее расстояние уже для трех ламп. Так постепенно доходят до конечного результирующего расстояния для любого числа ламп одинаковой яркости.

  Следует иметь в виду, что напряжение электросети в часы большой нагрузки иногда понижается, вследствие чего накал ламп уменьшается и яркость светового потока падает; это надо учитывать и при падении напряжения увеличивать выдержку,

  В целях наиболее полного использования источников света и возможного сокращения выдержек не следует применять малых отверстий диафрагмы; по этой же причине предпочтительны наиболее высокочувствительные фотоматериалы.

  О применении электрического освещения при различного рода съемках (портрет, внутренний вид помещения, репродуцирование и пр.) сказано в соответствующих уроках третьей части книги; там же приведены схемы размещения светильников по отношению к объекту съемки и фотоаппарату