Уроки фотографии

Микулин В.П.

УРОК 9
СВЕТОФИЛЬТРЫ


ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН СВЕТОФИЛЬТР


  Несмотря на спектральную сенсибилизацию, ортохроматические, изохроматические и панхроматические негативные материалы все же сохраняют наибольшую чувствительность к сине-фиолетовой зоне.

  Так, например, около 90% чувствительности "Ортохрома" приходится на сине-фиолетовую зону и только около 10% - на желто-зеленую.

  Чтобы тоновоспроизведение было правильным, то есть та ким, когда зрительное впечатление от черно-белого фотоснимка соответствует непосредственному зрительному восприятию цветного объекта, необходимо умерить, ослабить действие сине- фиолетовых лучей. Достигается это с помощью очень простого средства: на пути лучей света от предмета съемки к фотослою помещается светофильтр. Он представляет собой прозрачную пластинку плоско-параллельного стекла, окрашенного в тот или иной цвет (или же окрашенную желатиновую пленку, заклеенную между двумя стеклами). Светофильтры по размеру должны подходить к объективу, изготовляются они круглыми (реже квадратными) и заключены в оправу-держатель, посредством которой перед съемкой легко надеваются на переднюю линзу объектива. На оправе светофильтра указывается его марка (сорт стекла) и диаметр оправы или резьбы объектива, для которого фильтр предназначен.

  Назначение светофильтра в той или иной степени задерживать (поглощать) одни лучи (главным образом фиолетовые и синие) и пропускать к фотослою остальные лучи (рис. 55). Такое действие светофильтра называется избирательным поглощением, оно зависит от типа красителя (табл. 22).

  Пропущенные светофильтром лучи (если фотослой к ним чувствителен) вызывают почернения негатива (яркости позитива). Наоборот, лучи, задержанные (поглощенные) светофильтром, не достигают фотослоя, соответствующие им участки выйдут на негативе прозрачными, на позитиве - темными. Использование светофильтров, различных по цвету я плотности окраски, позволяет фотографу влиять на черно-белое воспроизведение цветных объектов, получая по желанию те или иные участки фотоизображения более темными или более светлыми.

Таблица 22 ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ
Светофильтр Задерживает лучи Пропускает лучи
Бесцветный Ультрафиолетовые Все видимые
Желтый светлый Ультрафиолетовые,фиолетовые Синие, голубые, зеленые,желтые, оранжевые, красные
>> средний Ультрафиолетовые, фиолетовые, синие Голубые,зеленые, желтые,оранжевые, красные
>> темный Ультрафиолетовые, фиолетовые, синие, голубые Зеленые, желтые, оранжевые, красные
Оранжевый Ультрафиолетовые, фиолетовые, синие, голубые, зеленые Желтые, оранжевые, красные
Красный Ультрафиолетовые, фиолетовые, синие, голубые, зеленые, желтые, оранжевые (частично) Оранжевые (частично), красные
Желто-зеленый Ультрафиолетовые, фиолетовые Синие, голубые, зеленые, желтые, оранжевые, красные

  Наиболее употребительны желтые светофильтры разной плотности-светлый, средний и темный. Рассмотрим пример действия желтого фильтра.

  Если сфотографировать без светофильтра на спектрально сенсибилизированном фотослое желто-оранжевый апельсин на синем фоне, то произойдет следующее. Сине-фиолетовые лучи полностью воздействуют па фотослой, в то время как остальные лучи - желто-зеленые и красно-оранжевые - еще не успеют произвести на него достаточного действия. В результате синий цвет, оказавший на светочувствительный слой полное действие, выйдет на позитиве светло-серым, а желтый - чересчур темным, и мы получим черный апельсин на белом фоне. Если же удлинить выдержку настолько, чтобы желтые лучи оказали на фотослой достаточное действие, то апельсин полу чится в позитиве нормально светлым, но зато синий фон в не сколько раз передержится и выйдет почти белым. Желтый светофильтр и служит для того, чтобы, задерживая в той или иной мере наиболее актиничные сине-фиолетовые лучи и пропуская все в остальные, выравнивать действие лучей на фотослой и позволять достигать правильного тоновоcпроизведения цветных объектов на черно-белом снимке.
Рис. 55. Схема действия желтого светофильтра на различные лучи спектра. Фиолетовые и синие лучи задерживаются (поглощаются) светофильтром

  Фотолюбителю незачем сразу обзаводиться набором всех светофильтров: красный фильтр вряд ли ему скоро понадобится, оранжевый тоже не часто может бытьиспользован. Почти все фотолюбительские работы можно выполнять с помощью .одного светофильтра. Это тоже крайность, но все же лучше приобретать фильтры по мере возникновения в них надобности, чтобы наличие их не побуждало фотографа к необдуманному применению. При покупке одного фильтра возь- мите средний желтый, при покупке двух добавьте к нему светло- желтый; трех желтых фильтров будет достаточно почти для любых съемок.

  Использование обладающих широкой полосой спектральной чувствительности негативных материалов в сочетании с соответствующим желтым светофильтром делает возможным правильное тоновоспроизведение разнообразных цветных объектов.

КРАТНОСТЬ СВЕТОФИЛЬТРА

  Светофильтр всегда пропускает меньшее количество света, чем получает. Так как при съемке он отфильтровывает (задерживает) часть лучей, идущих от объекта съемки (и притом наиболее актиничную часть), то очевидно, что для получения нормально проработанного негатива необходимо удлинить выдержку по сравнению со съемкой без светофильтра. Число, показывающее, во сколько раз выдержка при съемке с данным светофильтром должна быть увеличена против выдержки без фильтра, называется кратностью светофильтра.

  Каждый светофильтр поглощает постоянную часть каждого из излучений света, падающего на него, какова бы ни была интенсивность излучения. Например, если какой-либо светофильтр поглощает половину синих лучей, то он всегда будет поглощать такое количество этих лучей. Однако кратность светофильтра не есть постоянная величина, она зависит кроме цвета и плотности окраски самого фильтра от ряда причин, но главным образом от характера спектральной чувствительности негативного материала и от спектрального состава освещения, при котором происходит съемка. Кратность каждого фильтра будет тем ниже, чем большая часть падающих на фотослой (в отсутствии светофильтра) лучей может оказать на него действие,

  Кратность желтого фильтра понижается с расширением области спектральной чувствительности в сторону красной зоны (поэтому кратность всегда будет меньше для "Панхрома", чем для "Ортохрома"), понижается с уменьшением относительного количества синих лучей и с увеличением количества красных лучей в освещении (поэтому кратность меньше при электрическом свете, чем при солнечном).

  Кратность для дневного света исчисляется по белому солнечному свету. Ранним утром и ближе к вечеру, когда преобладают желто-красные лучи, кратность уменьшается на 1/3 или даже на 1/2, Обильное сине-фиолетовыми лучами освещение (глубоко синее небо летом в полдень) увеличивает кратность в полтора-два раза. Поэтому необходимо учитывать изменение (на земной поверхности - после рассвета и перед закатом солнца, а также в облачную и пасмурную погоду) спектрального состава дневного света.

  Наконец, на величину кратности фильтра влияет цветность объекта съемки.

  Мы видели, что кратность светофильтра зависит от четырех факторов, из которых только один (окраска) постоянен для данного фильтра, а три остальных переменны. Поэтому было бы неправильным связывать какой-либо светофильтр с постоянной, будто бы присущей ему кратностью, и, например, выражение "двукратный светофильтр" само по себе, без прочих данных, оказывается лишенным теоретического и практического смысла.

  В табл. 23 приведены кратности светофильтров, выпускаемых отечественной промышленностью для фотолюбительских нужд, применительно к различным негативным материалам, для дневного света.

  Кратность темно-желтого фильтра для "Панхрома", равная 2, означает, что выдержку при нем следует удвоить по сравнению с той, которая нужна для съемки без светофильтра (при этом не забывайте, что удвоенная 1/50 секунды равна 1/20 секунды, а не 1/100 секунды).

Таблица 23 АССОРТИМЕНТ СВЕТОФИЛЬТРОВ И ИХ КРАТНОСТИ
Светофильтр Негативный материал
наименование марка "Ортохром", "Изоорто" "Изохром" "Панхром", "Изопанхром"
Кратность*
Светло-желтый ЖС-12 3 1,5 1,5
Желтый ЖС-17 4 2 1,5
Темно-желтый ЖС-18 6 3 2
Желто-зеленый ЖЗС-5 3 2 1,5
Оранжевый ОС-12 Не применим 5 2,5
Светло-красный КС-1 Не применим Не применим 5
Бесцветный БС-8 1 1 1

* При дневном свете.

  Вычисляя выдержку, необходимую при работе с фильтром, вы можете иной раз получить величину, не указанную на затворе вашего фотоаппарата. В таком случае, применив допускаемую затвором выдержку, соответственно измените диафрагму (при надобности можно ставить промежуточные диафрагмы между имеющимися па шкале показателями).

  Правило "лучше передержать, чем недодержать" действительно и для съемки со светофильтрами; поэтому, не имея на затворе нужной выдержки, можно воспользоваться ближайшей большей.

  Определитель выдержек при дневном свете, помещенный в 4- м уроке (табл. 9), учитывает удлинение выдержки при съемке с тем или иным светофильтром,

Как определить кратность светофильтра

  Может случиться, что фотолюбитель располагает светофильтром, кратность которого ему неизвестна. Незнание кратности является помехой в применении фильтра, заставляет фотолюбителя избегать съемки с ним или же приводит к ошибкам в экспозиции. Между тем не так уж трудно практически определить кратность светофильтра.

  Фотолюбителю удобнее всего воспользоваться способом пробных съемок. Этот способ применим для любого вида негативных материалов - пластинок, плоской и роликовой пленки. Состоит он в том, что фотограф, руководствуясь своей прежней практикой, на глаз, по внешнему виду светофильтра, ориентировочно оценивает его кратность и затем делает ,на одном и том же негативном материале четыре пробных снимка; для типичности опыта съемка производится в средней части дня, при голубом небе, а объект выбирается со "средней" окраской.

  Первый снимок делается без светофильтра, с выдержкой, необходимой для получения нормального негатива. Он будет служить для сравнения.

  Следующие три снимка надо сделать при надетом на объектив светофильтре, с одинаковой для всех трех выдержкой, равной произведению нормальной для съемки без фильтра выдержки (примененной в первом случае) на предполагаемую кратность светофильтра. Меняются диафрагмы: для одного снимка она та же, что и в первом случае, для второго берется вдвое меньшая и для последнего - вдвое большая.

  Пример: предполагаемая кратность светофильтра 4. Пер- вый снимок: без фильтра, диафрагма 8, выдержка 1/100 секунды. Второй снимок: при фильтре, диафрагма 8, выдержка 4/100 секунды =1/25 секунды. Третий снимок: с фильтром, диафрагма 11, выдержка 1/25 секунды. Четвертый снимок: фильтр, диафрагма 5,6, выдержка 1/25 секунды.

  Все четыре негатива проявляются вместе одинаковое время и высушиваются. Затем три негатива, снятые при светофильтре, сравниваются на просвет с первым негативом, сделанным без фильтра.

  Возможны три результата сравнения:

  1. Оптическая плотность первого и второго негативов оди- накова. Это бывает в том случае, когда кратность, ориентировочно намеченная фотографом, оказалась правильной.

  2. К первому негативу по плотности наиболее близок третий негатив. Ориентировочную кратность надо уменьшить и повторить опыт.

  3. Лучшее совпадение плотностей у первого и четвертого негативов. Ориентировочную кратность следует увеличить и провести опыт сначала.

  Если все три негатива, снятые при фильтре, оказались сильно передержанными, то ориентировочную кратность фильтра надо уменьшить и возобновить опыт. Если эти три негатива сильно недодержаны, следует увеличить ориентировочную кратность и опыт повторить.

  Если же первый контрольный негатив, снятый без фильтра, не получился нормальным и настолько передержан, что не может служить эталоном для сравнения, то весь опыт повторяется сначала, причем в качестве исходной выдержки берется другая, более правильная.

  Кратность светофильтров для съемок при искусственном освещении определяют этим же способом.

ХАРАКТЕРИСТИКА СВЕТОФИЛЬТРОВ

  Приводим краткую характеристику светофильтров отечественного производства.

  Светло-желтый фильтр ЖС-12 (для всех сенсибилизирован- ных материалов). Желтые светофильтры высветляют (в переводе на позитив): желтые и зеленые тона - на "Ортохроме" и "Изоорто", желтые, зеленые и красные тона - на "Изопанхроме"; затемняют синие.

  Светло-желтый фильтр применяется в целях улучшения тоновоспроизведения.

  В пейзаже светло-желтый фильтр несколько притемняет голубое небо, выделяя на нем белые облака; на "Изопанхроме" высветляет зелень листвы и луговой травы, содержащую большую примесь черного.

  Светло-желтый фильтр используется в портретной съемке под открытым небом.

  Желтый фильтр ЖС-17 (для всех сенсибилизированных материалов). Желтый светофильтр, средний по плотности, применяется для правильного тоновоспроизведения.

  В пейзаже желтый фильтр сильнее выделяет белые облака на голубом небе, ослабляет воздушную дымку, усиливает отчетливость далей, повышает контраст в тенях.

  Темно-желтый фильтр ЖС-18 (не рекомендуется для ортохроматических материалов). Темно-желтый светофильтр действует подобно желтому ЖС-17, но сильнее его, искажая тоновоспроизведение в сторону усиления фильтрации.

  В пейзаже темно-желтый фильтр повышает контраст, выделяет облака на усиливаемом ,бледно-голубом небе, ярко-голубое небо передает темным с сильным выделением облаков, хорошо выявляет голубоватые дали, уничтожает воздушную перспективу. На "Изохроме" и "Изопанхроме" фильтр высветляет зеленые тона.

  Оранжевый фильтр ОС-12 (для красночувствительных материалов), Оранжевый светофильтр используется в случаях, когда требуется нарушить правильность тоновоспроизведения, для обычных съемок он не применим. Фильтр осветляет красный цвет, синий передает чрезмерно темным, сильно повышает контрасты.

  В пейзаже оранжевый фильтр удовлетворительно затемняет светло-голубое белесое небо, выделяет легкие перистые и тонкослойные облака на голубом небе, освобождает дали от голубоватой атмосферной дымки, делает отчетливо различимыми самые удаленные планы.

  На "Изохроме", "Панхроме", "Изопанхроме" с помощью оранжевого фильтра иногда можно сделать удовлетворительный снимок близко расположенных объектов в тумане - в таком, сквозь который проходят оранжевые и красные лучи. Фильтр поглотит лучи сине-фиолетовой зоны, главным образом рассеиваемые каплями воды, составляющими туман, и пропустит на фотослой лучи красно-оранжевой зоны, отражаемые предметом съемки.

  Оранжевый фильтр применяется также в специальных случаях репродуцирования цветных оригиналов, при пересъемке чертежных "синек",

  Светло-красный фильтр КС-1 (только для "Панхрома" и "Изопанхрома"). Красный фильтр искажает тоновоспроизве-" дение, сильно преувеличивает контрасты (красное передает почти белым, синее - почти черным), для обычных съемок не пригоден.

  Светофильтр применяется для выделения красного цвета при репродуцировании цветных оригиналов, при пересъемке чертежных "синек", при научных и технических съемках, когда синие и зеленые лучи должны сильно контрастировать с красными.

  В пейзаже красный фильтр используется для уничтожения сильной воздушной дымки при съемке дали, для получения "ночных видов" при солнце,

  Желто-зеленый фильтр ЖЗС-5. Этот светофильтр предназначен для выравнивания тоновоспроизведения на "Панхроме", имеющем пониженную зеленую чувствительность, применяется при репродуцировании цветных оригиналов.

  На другие негативные материалы желто-зеленый фильтр действует примерно так же, как светло-желтый ЖС-12, лишь слегка по сравнению с ним осветляя зеленый цвет,

  Бесцветный фильтр БС-8 (для всех сенсибилизированных материалов). Фильтр полезен для высокогорных съемок (выше 1500 м над уровнем моря) при солнце; в условиях обилия ультрафиолетовых лучей он устраняет опасность возникновения нерезкости вследствие фокусной разницы, создаваемой этими лучами. В остальных случаях на результаты съемки бесцветный фильтр не влияет.

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРОВ

  Фотолюбителю можно посоветовать начинать свою деятельность вообще без светофильтра, в дальнейшем применять фильтры обдуманно, при наличии достаточных к тому оснований и при уверенности в пользе для фотоизображения.

  В большинстве случаев съемки на панхроматических материалах светофильтр не нужен, удовлетворительное тоновоспроизведение наземных объектов достигается -на них благодаря широкой спектральной чувствительности фотослоя. Надобность в фильтре возникает при включении в кадр голубого неба: без светофильтра оно получается слишком светлым, белые облака выделяются слабо.

  Подбор светофильтра в одноцветной черно-белой фотографии зависит от: а) цветности фотографируемого объекта; б) спектрального состава освещения; в) характера спектральной чувствительности негативного материала; г) желаемого конечного результата съемки.

  Главное назначение светофильтра - исправлять тоновоспроизведение фотослоев. Если тот или иной негативный материал воспроизводит какой-либо цвет слишком светлым (в позитиве), то лучи этого цвета ослабляются фильтром.

  Светофильтр пропускает лучи одинаковой с ним окраски, задерживает лучи дополнительного цвета: желтый фильтр пропускает все желтые и задерживает все синие лучи, красный фильтр поступает соответственно с красными и зелеными лучами.

  Однако применение светофильтра не только исправляет чернобелое тоновоспроизведение цветных объектов в соответствии с субъективным впечатлением глаза, но может, наоборот, привести к искажению тоновоспроизведения в ту или другую сторону.

  Рассмотрим два случая.

  Первый пример. Ярко-голубое небо без светофильтра получается почти белым, правильно подобранный фильтр передаст его нормально темным, слишком же плотный фильтр чрезмерно усилит цветовой контраст, сделает небо черным, грозовым, а желтый цвет - почти совсем белым; снимок получится чересчур контрастным, неприятным для глаза. По этой причине темно-желтый фильтр не рекомендуется для съемки пейзажей с далью: при нем воздушная перспектива исчезает, дальние планы выходят слишком отчетливо и потому кажутся неестественно приближенными. Особенно заметно это бывает при съемке отдаленных гор, окутанных голубоватой атмосферной дымкой. Без светофильтра они вышли бы мало заметными, светло-желтый фильтр передаст их соответственно зрительному впечатлению. При слишком плотном светофильтре горы на снимке будут казаться придвинутыми к переднему плану, а ощущение глубины пространства - отсутствовать.

  Второй пример. Бывает, что два основных цвета оказываются переданными на фотоизображении в виде серых тонов одинаковой светлоты; так, красные буквы и зеленый фон плаката могут получиться на негативе одинаково серыми, почти слиться. Разделить цвета можно с помощью красного фильтра, способного в данном случае повысить их контраст. И наоборот, неумелым выбором фильтра можно свести на нет существующий цветовой контраст.

  Следовательно, в одноцветной фотографии выбором того или иного светофильтра фотограф может: а) правильно передать соотношение яркостей различных цветов объекта; б) усилить это соотношение; в) смягчить его.

  Выбирая светофильтр, осмотрите объект. Первым делом обратите внимание на небо, но также учтите соседство цветовых участков, чтобы на снимке они не выравнялись или не слишком контрастировали. Не злоупотребляйте "переисправлением" в натурной съемке: нет ничего естественного в снимке, изображающем ярко освещенный солнцем белый дом на фоне совершенно черного неба, на котором облака выглядят подушками.

  Для получения равных результатов тем светлее нужен фильтр, чем шире область спектральной чувствительности фотослоя; плотность требуемого фильтра повышается по мере увеличения количества сине-фиолетовых лучей в освещении (или в объекте съемки).

  Как известно, при высоком стоянии солнца преобладают синие и фиолетовые лучи, утренний и вечерний солнечный свет богат желтыми и красными лучами, электрическое освещение изобилует зелеными и красными. Поэтому в случае надобности для правильного тоновоспроизведения можно руководствоваться следующими указаниями:

  1. Для ортохроматических материалов применять под открытым небом: днем - средний и темный желтые фильтры, ранним утром и вечером перед закатом (а также при электрическом свете) - светлый и средний желтые фильтры.

  2. Для панхроматических фотослоев использовать: под открытым небом днем - светлый и средний желтые, а также желто-зеленый фильтры, рано утром и ближе к вечеру - светлый желтый и желто-зеленый фильтры; при электрическом освещении светофильтр излишен,

  Приведенные в предыдущем параграфе данные о применении под открытым небом отдельных светофильтров относятся к самой светлой части дня, например летом от 11 до 15 часов; ранним утром и вечером перед закатом применяется предыдущий по плотности фильтр.

  Определяя выдержку при работе с фильтром, помимо его кратности и обычных условий съемки надо учитывать еще некоторые детали. Так, тоновоспроизведение тем лучше, чем полнее выдержка. Поэтому ориентируйтесь на приемлемый в каждом случае максимум экспозиции.

  Фотографируя с оранжевым или красным фильтром при безоблачном небе, когда тени голубые, необходимо считаться с недостаточной их проработкой при нормальной выдержке и дополнительно удлинять последнюю. При съемках движущихся объектов используется почти исключительно светло-желтый фильтр, так как выдержка здесь не может быть увеличена сверх определенных пределов. По этой же причине при съемках быстрого движения и недостаточном свете приходится отказываться от светофильтра. Светофильтры совсем не нужны: а) при любых съемках на несенсибилизированном негативном материале; б) при репродуцировании ахроматических (серо-бело-черных) штриховых и полутоновых оригиналов, выполненных на белой бумаге; в) при съемках на "Изохроме", "Панхроме", "Изо-панхроме" большинства объектов, освещаемых электрическим светом ламп накаливания (исключение составляют красочные картины, костюмы, букеты цветов и другие объекты, требующие разделения или подчеркивания тех или иных цветов).

  В заключение упомянем о двух случаях практического использования светофильтров, так сказать, не по прямому их назначению.

  Бывает, что при сильном солнечном свете, высокочувстви- тельном негативном материале, отсутствии на затворе очень коротких выдержек и недостаточности диафрагмирования приходится прибегать к светофильтру как к единственному средству удлинения требуемой выдержки до технически осуществимой величины (не считаясь с возможным искажением тоновоспроизведения).

  Наконец, бесцветный светофильтр БС-8 (не влияющий на результат обычных съемок), будучи постоянно навинченным на объектив, предохраняет его от повреждений и загрязнений.

  Доброкачественный светофильтр не оказывает заметного влияния на направление лучей, и не приходится опасаться уменьшения резкости негативов от его применения, нужно только убедиться в том, что фильтр плотно прижат к объективу. При наводке на резкость по матовому стеклу фильтр можно надеть после наводки, но когда света достаточно, лучше наводить при надетом фильтре (если объект расположен ближе двух метров от фотоаппарата, последнее условие обязательно).

  Загрязненный, захватанный пальцами светофильтр ухудшает резкость изображения; уход за ним должен быть такой же, как за объективом (см. "Уход за аппаратом и объективом" во 2-м уроке). Носить светофильтры непосредственно в кармане, как это делают некоторые фотографы, нельзя; держите светофильтры в тех футлярах, в которых они продаются,

  Многокрасочный мир одноцветная фотография передает в ахроматических тонах серой шкалы. Однако спектрально очувствленные негативные материалы в сочетании со светофильтрами при надлежащем их использовании позволяют не только воспроизводить на черно-белом снимке многоцветный мир так, что он кажется нам "правильным", но и достигать разнообразных изобразительных эффектов.