Уроки фотографии

Микулин В.П.

УРОК 8
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Пластинки и пленки.- Фотобумаги

  Исходными материалами фотографического процесса служат светочувствительные слои - негативные и позитивные. Для получения хороших результатов фотографирования надо внать свойства этих материалов, уметь правильно их использовать.

ПЛАСТИНКИ И ПЛЕНКИ

Рис. 51. Микрофотоснимок светочувстви тельного слоя. Так выглядят кристаллы бромистого серебра под микроскопом при увеличении в 1800 раз

  Светочувствительным веществом пластинок и пленок, как читатели уже знают, является галоидное серебро, мельчайшие частицы которого, называемые микрокристаллами, раснределены в тонком желатиновом слое (рис. 51). Величина микрокристаллов колеблется от одной тысячной до одной десятитысячной доли миллиметра, а на один квадратный сантиметр пластинки или пленки приходится от 100 миллионов до 1 миллиарда бромосеребряных микрокристаллов. Желатиновый слой, содержащий микрокристаллы бромистого серебра, называется светочувствительным слоем, или фотослоем. Он наносится в виде жидкой эмульсии на прочную прозрачную подложку (тонкие листы стекла или целлулоида) и застывает. В зависимости от подложки, на которую нанесен светочувствительный слой, негативный материал называется фотопластинкой (на стекле) или фотопленкой, кинопленкой (на целлулоиде).

  Кроме основных составных частей и бромистого серебра и желатины - в фотослое находятся незначительные количества некоторых других веществ. В зависимости от них фотослой имеет цвет желтовато-молочный, розовато-молочный или синевато-молочный.

  Желатина в светочувствительном слое не только служит средой, которая содержитмикрокристаллы бромистого серебра и которя изолирует их один от другого и удерживает на подложке. Сорт желатины (вернее, примеси в ней содержащиеся) существенно влияет на свойства светочувствительного слоя. В зависимости от рецептуры приготовления светочувстпительные слои в той или иной степени обладают различными свойствами; они различаются главным образом по следующим основным признакам:

  а) общей светочувствительности;

  б) спектральной чувствительности;

  в) степени контрастности;

  г) потребительским форматам.

ОБЩАЯ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

  Общей светочувствительностыо называется свойство фотослоя подвергаться невидимому изменению под действием белого света - чернеть в проявителе после воздействия света. Чем меньшее количество света требуется для необходимого почернения данной пластинки или пленки, тем она более светочувствительна.

  Общая светочувствительность имеет наиболее ощутимое значение из всех свойств негативного материала: от нее при прочих равных условиях зависит величина выдержки при съемке.

  Для съемок, требующих очень коротких выдержек - до 1/500 -1/1000 секунды (быстро движущиеся объекты), а также для съемок подвижных объектов при недостаточном освещении нужен высокочувствительный негативный материал. Съемки при хорошем освещении и съемки неподвижных объектов можно производить на сравнительно малочувствительном фотоматериале.

  Общая светочувствительность отечественных фотоматериалов обозначается на их упаковке в единицах ГОСТа (Государственный общесоюзный стандарт)комментарий. Чем больше числовое значение светочувствительности, тем она выше и притом пропорционально (например, пластинка чувствительностью в 22 единицы ГОСТа в два раза чувствительнее пластинки в И единиц ГОСТа и потому требует вдвое меньшей выдержки, чем последняя).

  По величине общей светочувствительности пластинки и пленки общего назначения группируются следующим образом (табл. 15).
Таблица 15. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕГАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБЩЕЙ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Словесное обозначение Единицы ГОСТа
Низкая светочувствительность 11 и 16
Малая 22 и 32
Средняя 45 и 65
Высокая 90 и 130
Высшая 180 и 250
Наивысшая 350 и более

  Промежуточные значения округляются до указанных чисел.

  Следует иметь в виду, что получаемая величина светочувствительности в известной мере зависит от условий испытания, а именно: от состава проявителя и продолжительности обработки в нем. При фабричном испытании сенситограммыкомментарий пластинок проявляются метологидрохиноновым проявителем проф. К. В. Чибисова (рецепт © 1 в 13-м уроке); сенситограммы негативных пленок - мелкозернистым метоловым проявителем ©2 (рецепт © 6). Если же в практической работе применить другие проявители, обладающие несколько иными свойствами, меняющими значение сенситометрических показателей, то и светочувствительность изменится. Одни проявители (например, особо мелкозернистые) понижают светочувствительность фотоматериалов по сравнению с указанной на упаковке, другие проявители могут повысить ее, Так, если куски одной и той же пленки обработать в трех различных по составу проявителях,- например, рецепты N 6, 8, 10 и светочувствительность, полученную в стандартном проявителе N2 (N 6), условно принять за 100%, то проявитель Д-25 (© 10) даст наименьшую светочувстви- тельность (около 80%), в то время как в проявителе Д-76 (N 8) пленка окажется наиболее светочувствительной (примерно 150%), Сокращение времени проявления по сравнению с рекомендованным на упаковке понижает величину светочувствительности, удлинение же продолжительности проявления - повышает ее.

  В других странах светочувствительность выражается по иным сенситометрическим системам, Так, чувствительность встречающихся в продаже пленок германской фабрики "Агфа" обозначается по системе ДИН, В случае надобности читатели могут сравнить градусы ДИН с единицами ГОСТа, воспользовавшись разделом V ("Светочувствительность негативного материала") табл. 9, помещенной в 4-м уроке,

СПЕКТРАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТБ

  Спектральной чувствительностью фотослоя называется степень его чувствительности к воздействию лучей различных цветов; она имеет важное практическое значение.

  Общая светочувствительность учитывает воздействие на фотослои белого света, В природе жо объекты съемки большей частью имеют ту или иную окраску,

  На одноцветном фотографическом изображении объекты, окрашенные в разнообразные, иногда очень яркие цвета, воспроизводятся серыми тонами различной плотности - от совсем темных (почти черных) до самых светлых (почти прозрачных), Воображение зрителя (вернее, его воспоминания о виденном ранее) способно наделить черно-белый фотоснимок естественной красочностью. Но для этого необходимо, чтобы соотношение ахроматических (бесцветных) тонов снимка было правильным, привычным для глаза. Никакой зритель ровную белую плоскость в верхней половине снимка не увидит как голубое небо.

  Если бы цветочувствительность глаза и фотослоя была одинаковой, то вопрос правильной черно-белой передачи цветных объектов решался бы сам собой, В действительности же восприятие относительной яркости цветов глазом и фотослоем существенно разнится.

  Как известно, "белый" солнечный свет состоит из смеси лучей семи цветов: фиолетового, синего, голубого, зеленого, желтого, оранжевого, красного; эти цвета образуют так называемый спектр, в котором они постепенно (как в радуге) переходят один в другой. Спектр солнечного света схематически изображен на рис. 52. Кроме перечисленных лучей в спектр белого света входят невидимые для глаза ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Все остальные цветовые тона являются промежуточными между указанными цветами спектра.

  Окраска предметов, освещаемых "белым" светом, зависит исключительно от того, какие лучи спектра поглощаются данным предметом и какие отражаются им. Белые предметы почти полностью отражают все лучи; черные - почти целиком их поглощают; серые предметы поглощают и отражают все лучи спектра приблизительно в одинаковой пропорции.
Невидимые лучи Зона лучей сине-фиолетовых Зона лучей желто-зеленых Зона лучей красно-оранжевых Невидимые лучи
Ультрафиолетовые Фиолетовые Синие Голубые Зеленые Желтые Оранжевые Красные Инфракрасные
Рис. 52. Схема спектра солнечного света

  Цветные предметы обладают так называемым избирательным поглощением: они поглощают лучи одной зоны спектра, отражая другие; окраска таких предметов и определяется тем, какие именно лучи имц отражаются. Так, красный предмет отражает красные лучи и. поглощает все остальные (в действительности совершенно чистых спектральных цветов в окраске материальных предметов не встречается: предметы помимо главного отражаемого ими цвета отражают некоторое количество лучей других цветов, например, красный кирпич кроме красных отражает еще синие и желтые лучи). Все цветные предметы поглощают и отражают то или иное количество всех лучей спектра, каждый цвет как бы имеет большую или меньшую примесь всех других цветов (то есть некоторую примесь белого или черного цвета).

  На бромистое серебро оказывают сильное воздействие сине- фиолетовые лучи спектра; к остальным лучам (зеленым, желтым, оранжевым и красным) бромистое серебро почти нечувствительно. Кроме того, на бромистое серебро очень сильно действуют невидимые ультрафиолетовые лучи. В результате бромосеребряная фотопластинка оказывается практически чувствительной только к синим и фиолетовым лучам видимого спектра. Человеческий же глаз наиболее чувствителен к желто-зеленой зоне спектра; к синим и фиолетовым лучам он мало чувствителен - они кажутся ему темными.

  Если сфотографировать на обычной черно-белой светочувствительной пластинке все семь наиболее отчетливо различимых цветов спектра, то на фотоотпечатке наиболее светлым окажется фиолетовый цвет, глазу же наиблее ярким кажется желто-зеленый цвет. Следовательно, простая бромсеребрянная фотопластинка воспроизводит относительно яркости цветов объекта совсем не в тех отношениях, в каких воспринимает наш глаз. Например глазу синий цвет неба кажется боее темным, чем ярко-желтый подсолнечник; при съемке те на простой пластинке в позитиве синее небо выйдет гораздо светлее подсолнечника.

Рис. 53. Глаз и несенсибилизированная фотопластинка воспринимают яркость лучей спектра по-разному (наибольшая яркость обозначена стрелками)

  Таким образом, глаз и фотослой "видят" различные цвета не одинаково. На рис. 53 две кривые наглядно показывают различие в восприятии цветов спектра человеческим глазом и простой фотопластинкой (действие цвета тем сильнее, чем выше поднимается кривая).

  В результате того, что относительная яркость различных цветов передается в тонах серой фотографической шкалы несоответственно нашему зрительному впечатлению, мы считаем такой снимок неправильным, искажающим взаимные соотношения яркостей объекта.

  Эта "цветовая слепота" светочувствительной пластинки являлась серьезным недостатком фотографии. Однако фотографическая наука нашла средства ее преодоления, появились пластинки и пленки, обладающие спектральной (цветовой) чувствительностью и правильно (то есть сообразно непосредственному впечатлению, получаемому глазом) передающие относительные яркости цветов спектра в одноцветной шкале различной плотности,

  Каким же путем удалось приблизить спектральную чувствительность фотослоя к цветовой чувствительности глаза?

  Было установлено, что на бромистое серебро способны действовать не только те лучи, которые им поглощаются (синие, фиолетовые и невидимые ультрафиолетовые), но также и те, которые поглощаются некоторыми особыми примесями к нему. Поэтому расширение области спектральной чувствительности бромистого серебра (то есть придание ему чувствительности к желто-зеленой и красно-оранжевой частям спектра) достигается добавлением к фотографической эмульсии при ее приготовлении некоторых органических красителей. Соответственно подобранные красители опрашивают бромистое серебро и придают ему добавочную светочувствительность к тем лучам, которые ими самими поглощаютсякомментарий.

Рис. 54. Спектральная чувствительность глаза и различных негативных материалов (черной заливкой обозначены области спектральной чувствительности)

  Эти красители называются оптическими сенсибилизаторами (очувствителями), а процесс очувствления к тем или иным лучам -оптической сенсибилизацией.

  Те из сенсибилизаторов, которые делают бромистое серебро чувствительным к зеленым и желтым лучам, называются ортохроматическими; сенсибилизаторы, очувствляющие бромистое серебро к оранжевым и красным лучам, носят название панхроматических; очувствляющие к невидимым инфракрасным лучам называются инфракрасными сенсибилизаторами, В эмульсию добавляется ничтожное количество красителя: так, одного грамма достаточно для сенсибилизации 20 тысяч пластинок 9X12 см.

  Открытие научно-исследовательскими учреждениями СССР многих новых сенсибилизаторов дало советской кинофотопромышленности возможность выпускать негативные материалы с любым распределением спектральной чувствительности.

  В зависимости от того, какие сенсибилизаторы были использованы при изготовлении светочувствительной эмульсии, пластинки и пленки, применяемые в одноцветной фотографии, по характеру спектральной чувствительности разделяются на четыре группы (табл, 16).
Таблица 16. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕГАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО СПЕКТРАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Тип фотослоя Естественная чувствительность Дополнительная цветочувствительность
Несенсибилизаированныйкомментарий -пластинки и пленки К ультрафиолетовым (невидимым), фиолетовым, синим и голубым лучам -
Ортохроматический ("Ортохром") - пленки К зеленому и желтому
Изоортохроматический ("Изоорто") - пластинки
Изохроматический ("Изохром") - пластинки и пленки К зеленому, желтому, оранжевому, светло-красному
Панхроматический ("Панхром") - пластинки и пленки К зеленому (частично), желтому, оранжевому, красному
Изопанхроматический ("Изопанхром") - пленки К зеленому, желтому, оранжевому, красному

  Большинство встречающихся в практике фотолюбителя объектов можно успешно сфотографировать на ортохроматическом негативном материале, однако опытному фотографу наилучшие результаты даст подобранный для каждого случая фотослой.

  С другой стороны, иногда фотограф располагает фотоматериалом только одной спектральной чувствительности, и он должен знать, каким образом при различных объектах съемки ; возможно на этом одном материале достичь лучших результатов.

  Поэтому каждому фотографу необходимо иметь отчетливое представление о цветочувствительности того или иного типа негативного материала, графически изображенной на рис4 54,

КОНТРАСТНОСТЬ

  Контрастностью светочувствительных слоев называется их способность передавать объект съемки с тем или иным интервалом оптических плотностей (с большей или меньшей достижимой разностью между плотностями самого темного и самого светлого участков фотоизображения).

  От контрастности фотослоя зависит его свойство передавать па изображении любые две яркости объекта съемки с той или. иной разностью между ними.

  Если на негативе яркости объекта передаются пропорционально, то есть с тем соотношением между ними, какое глаз видит в объекте, то контрастность данного фотослоя можно считать нормальной.

  Если яркости объекта передаются на негативе с большей разностью между ними, чем наблюдает глаз в натуре, то это свидетельствует о повышенной контрастности фотослоя.

  Если же на дегативе разность между яркостями объекта уменьшена по сравнению с натурой, это означает, что фотослой имеет пониженную контрастность.

  Негативный материал повышенной контрастности передает сравнительно малое количество промежуточных тональных градаций (ступеней) между крайними плотностями, и разность между соседними ступенями оказывается значительной. Мало- контрастный негативный материал, наоборот, передает сравнительно много переходных градаций от самого светлого к самому темному, и разность между соседними ступенями незначительна.

  Контрастность фотослоев зависит от способа изготовления светочувствительной эмульсии и от толщины фотослоя. Контрастность негативного материала в известных пределах зависит от состава проявителя и от продолжительности проявления,

  Фотослои с пониженной против нормы контрастностью называются мягкими, с повышенной - контрастными. По степени контрастности негативные материалы делятся на шесть категорий (табл. 17).
Таблица 17.КЛАССИФИКАЦИЯ НЕГАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО КОНТРАСТНОСТИ
Степень контрастности Вид материала
Особо мягкие Пленки
Мягкие Пластинки и пленки
Нормальные Пластинки и пленки
Контрастные Пластинки и пленки
Особо контрастные Пластинки и пленки
Сверхконтрастные Пластинки

  Негативные материалы выпускаются "обыкновенные" и "противоореольные". Последние отличаются от первых тем, что между фотослоем и подложкой (или на оборотной стороне подложки) имеют окрашенный подслой, который поглощает достигающие его лучи света и препятствует образованию так называемых ореолов (ореол- расплывчатость изображений очень ярких объектов или их деталей). Этот подслой на пластинках обесцвечивается в течение лабораторной обработки. Пленки выпускаются на окрашенной противоореольной подложке.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ФОРМАТЫ

  Пластинки. Фотографические пластинки выпускаются стан" дартных размеров соответственно форматам аппаратов от Ь'Х9 до 50x60 см. Они сложены попарно слоем к слою, завернуты сначала во влагонепроницаемую бумагу (нластинки Ь'Х9 см по 12 штук; следующие размеры до 24x30 см - по 6 штук), затем 12 пластинок обертываются черной светонепроницаемой бумагой и вкладываются в картонную коробку. Цвет отличительной полоски на этикетке соответствует типу пластинок: синяя (несенсибилизированные), желтая (диапозитивные), красная ("Изоорто"), малиновая ("Изохром"), зеленая ("Панхром")4

  Пленки. Фотографические пленки выпускаются в двух видах: плоская пленка (форматная или, листовая) и роликовые пленки (широкая катушечная пленка и кинопленка для малоформатных аппаратов).

  Плоская пленка нарезана на листы стандартных размеров сообразно форматам аппаратов от 4,5x6 до 30x40 см и упакована по 12 листов в пакет или коробку. Листы заряжаются в обычныо пластиночные кассеты, причем необходимо принимать меры, препятствующие пленке изгибаться и выходить из плоскости матового стекла; для этого служат рамочки-держатели, захватывающие пленку с краев, или же пленка заряжается в кассету либо поверх стекла, либо под чистое стекло (отмытая от фотослоя пластинка); в последнем случае для наводки матовое стекло необходимо перевернуть стеклянной стороной к объективу, а шкалой пользоваться нельзя.

  Катушечная (широкая) пленка представляет собой ленту шириной в 6,15 см и длиной в 81,5 см. В зависимости от формата аппарата на ней могут поместиться 8 негативов 6x9 см, 12 негативов 6x6 см или 16 негативов 4,5X6 см. Пленка одним концом подклеена к ленте черно-красной свето-защитной бумаги и вместе с ней намотана на деревянную катушку с металлическими флянцами, Светозащитная лента предохраняет пленку от постороннего света. На красной стороне бумаги напечатаны порядковые номера снимков, видимые в смотровое окошечко в задней стенке фотоаппарата. Катушка завернута во влагонепроницаемую бумагу с алюминиевой фольгой и вложена в картонную коробку. Незначительный вес И возможность перезарядки на полном свету представляют удобства катушечной пленки.

  Пленка для малоформатных фотоаппаратов представляет собой нормальную кинопленку (шириной в 35 мм), имеющую по краям отверстия (двустороннюю перфорацию) для передвигающего механизма. Пленка нарезана на стандартные куски длиной 165 см. На обоих концах ленты имеются вырезы специальной формы - зарядный и заправочный концы. Такой отрезок, предназначенный для 36 негативов 24x36 мм, скатан рулончиком, завернут во влагонепроницаемую и светонепропицаемую бумаги и вложен в коробку. По легкости и портативности этот негативный материал не имеет равного: фотограф без всякого затруднения может носить в кармане запас на сотни снимков.

  На упаковке негативных материалов обозначаются: назначение, наименование по типу спектральной чувствительности (крупно), группа общей светочувствительности, степень контрастности, формат и количество, вид допускаемого лабораторного освещения, а также величина светочувствительности в единицах ГОСТа, время проявления в стандартном проявителе, указание на противоореольность, срок годности (месяц и год, до которого материал следует использовать).

ВЫБОР НЕГАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

  На следующей странице приведена сводная таблица пластинок и пленок, выпускаемых отечественной промышленностью (табл. 18)комментарий.

  При выборе негативного материала для предстоящих съемок следует учитывать его спектральную чувствительность, общую светочувствительность, контрастность.

Подбор материала по спектральной чувствительности

  Несенсибилизированные фотоматериалы. Несенсибилизированные фотослои применяются только для репродуцирования ахроматических (черно-серо-белых) оригиналов; общая светочувствительность их очень низка (от 0,25 до 5 единиц ГОСТа), обрабатывать их можно при светло-красном свете лаборагорного фонаря.

  Несенсибилизированные репродукионные пластинки изготовляются двух сортов: полутоновые - для репродуцирования полутоновых оригиналов, содержащих длинную шкалу ахроматических тонов (в том числе фотоснимков), и штриховые, обладающие большой контрастностью и служащие для пересъемки контрастных черно-белых штриховых оригиналов (чертежей на белом фоне и т. п.). Штриховые репродукции следует проявлять контраст ным проявителем (см. урок 13, рецепт N 3),

  Сюда же относятся диапозитивные пластинки, предназначаемые для изготовления проецируемых на экран диапозитивов. На этих пластинках, дающих изображения высокого контраста при отсутствии вуали и при возможности получения большой плотности, можно репродуцировать черно- белые штриховые оригиналы. Чувствительность диапозитивных пластинок наиболее низка, вследствие чего нужна продолжительная выдержка при съемке. Проявляются они в контрастном проявителе (рецепт N 3).

>
Таблица 18 АССОРТИМЕНТ ПЛАСТИНОК И ПЛЕНОК
Назначение Наименование Контрастность
Фотопластинки
Общего назначения "Изоорто" Мягкие, нормальные, контрастные
"Изохром"
"Панхром"
Репродукционные Полутоновые:
а)Несенсибилизированные Нормальные, контрастные
б) "Изоорто"
в) "Панхром"
Штриховые:
а)Несенсибилизированные Особо контрастные, сверхконтрастные
б) "Изоорто"
в) "Панхром"
(Для репродуцирования) Диапозитивные Контрастные, особо контрастные, сверхконтрастные
Фотопленки
(листовая, широкая катушечная, для малоформатных аппаратов)
Общего назначения "Ортохром" Мягкие, нормальные, контрастные
"Изохром"
"Панхром"
"Изопанхром"
(Для репродуцирования) Позитивные Особо контрастные

  К этой же категории принадлежит позитивная пленка, применяемая для репродуцирования черно-белых штриховых оригиналов. Она служит также для изготовления диапозитивов. Проявлять позитивную пленку нужно контрастным проявителем (рецепт N 3 - для листовой пленки, N 11 - для кинопленки),

  Ортохроматические фотоматериалы. Ортохроматические фотослои применяются для всевозможных съемок при дневном свете (пейзаж, архитектура, портрет,, хроникальные съемки, цветные картины), когда нет необходимости правильно передать оранжевый и красный цвета, не часто встречающиеся в практике фотолюбителя. Съемка на ортохроматическом материале при электрическом свете требует относительно длительной выдержки.

  Ортохроматические пластинки и плоские пленки могут обрабатываться при хорошо проверенном темно-красном свете, что облегчает зарядку кассет, позволяет фотолюбителю наблюдать за ходом проявления и делает их очень удобными для изучения фотографии.

  К ортохроматическим слоям относятся материалы общего назначения: пленка "Ортохром" и пластинки "Изоорто" (обладающие одинаковыми качествами), а также репродукционные пластинки "Изоорто" (полутоновые и штриховые).

  Изохроматические фотоматериалы. Изохроматические материалы общего назначения - пластинки и пленки "Изохром" - пригодны для большинства съемок, где нет темно-красного цвета; хороши для съемок пейзажей с зеленью. При съемке с электрическим светом выдержка по сравнению с требуемой ортохроматическими слоями Сокращается на 1/3.

  Обрабатывать этот вид материала надо в полной темноте, проявляя по времени.

  Панхроматические фотоматериалы. Панхроматические фотослои имеют высокую равномерную чувствительность почти ко всему видимому спектру, в том числе к темно-красным лучам. Это самый совершенный по цветочувствительности материал: снимки, сделанные на нем, наиболее правильно воспроизводят соотношение яркостей различных цветовых тонов (спектральная чувствительность панхроматических фотослоев приближается к спектральной чувствительности человеческого глаза). Их общая светочувствительность достигает наиболее высоких показателей. Заряжать и проявлять панхроматические материалы необходимо в полной темноте.

  Панхроматические пластинки и пленки пригодны для всех видов съемки, кроме штриховых чернр-белых репродукций; особенно хороши они для съемки портретов, где красный цвет (губы, оттенки кожи) играет существенную роль.

  Вследствие их чувствительности к оранжево-красной зоне спектра при панхроматических материалах наиболее полно используется электрический свет, изобилующий оранжево- красными лучами; выдержка при свете ламп накаливания сокращается по сравнению с ортохроматическими слоями в два с четвертью раза.

  Две разновидности этих материалов незначительно разнятся по степени светочувствительности к зеленым лучам. Выпускаемые под названием "Панхром" пластинки и пленки общего назначения, а также репродукционные пластинки (полутоновые и штриховые) имеют несколько пониженную чувствительность к зеленым лучам. Пленка общего назначения без провала в зеленой зоне выпускается под названием "Изопанхром".

Подбор материала по общей светочувствительности

  Как правило, не следует без оснований пользоваться фотослоями наибольшей светочувствительности: чем чувствительнее материал, тем больше возможностей для ошибок при съемке и обработке. Совершенно достаточно средней чувствительности (45-65 единиц ГОСТа), кроме случаев, когда моментальная съемка производится при сравнительно слабом свете (в помещении при дневном или электрическом освещении, на натуре в пасмурную погоду или к вечеру при наличии быстро движущихся объектов).

  Материалы малой чувствительности применяются для мелкомасштабных съемок и в тех случаях, когда предстоит крупное увеличение в позитивном процессе (так как их фотослой имеет меньшую зернистость), причем высоко-чувствительность не является необходимой по условиям съемки.

  Пластинки и пленки средней чувствительности применяются для съемок на натуре и в помещении при благоприятных световых условиях.

  Фотоматериалы высокой чувствительности используются для тех же съемок при неблагоприятном освещении.

  Фотослои высшей чувствительности служат для съемок при очень неблагоприятных условиях освещения.

  Пленки наивысшей чувствительности предназначены для съемок при особо неблагоприятном освещении.

  Используемая в случае надобности высокая светочувствительность отечественных пленок позволяет с короткими моментальными выдержками в сотые доли секунды фотографировать движущиеся объекты в пасмурную погоду или вечером без дополнительной подсветки снимать моментально в помещении портреты, группы, собрания, съезды, а также театральные представления во время действия.

Подбор материала по контрастности

  Различная контрастность негативного материала дает фотографу возможность влиять на контраст фотоизображения. Если желательно повысить контраст изображения по сравнению с объектом съемки (например, пейзаж в пасмурную погоду, штриховая репродукция), фотографируют на контрастном материале. При желании смягчить контраст изображения сравнительно с объектом съемки (например, съемка при ярком солнечном свете, портретная съемка) применяют малоконтрастный материал. Для большинства съемок пользуются негативным материалом нормальной контрастности,

  Начинающему фотолюбителю, работающему пластиночным аппаратом, лучший результат дадут ортохроматические пластинки: их можно заряжать и проявлять при свете красного лабораторного фонаря, наблюдая за ходом проявления, к тому же они хорошо передают почти все цвета, кроме красного. Лучшие в смысле тоновоспроизведения панхроматические ма-териалы приходится заряжать и проявлять в полной темноте.

  При работе пленочным аппаратом фотолюбитель довольно легко приучается к зарядке кассет и проявочного бачка в абсолютной темноте, при пластиночном же аппарате проявление (по времени) красночувствителъных пластинок и листовой пленки требует известной сноровки.

  Начав с ортохроматического материала средней чувствительности, фотолюбитель, по мере овладения техникой съемки и проявления, может и должен переходить к более совершенным фотослоям.

  Чем светочувствительнее и шире спектрально очувствлен негативный материал, тем большая осторожность нужна в отношении лабораторного освещения.

ФОТОБУМАГИ

  Светочувствительный слой фотографических бумаг подобен фотослой пластинок и пленок, но имеет значительно меньшую чувствительность; он наносится на непрозрачную бумажную подложу

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОБУМАГ

  Фотобумаги классифицируются по следующим фотографическим и физическим признакам:

  а) составу галоидного серебра;

  б) степени контрастности;

  в) виду поверхности фотослоя;

  г) толщине и цвету бумажной подложки;

  д) потребительским форматам.

  Состав галоидного серебра. Светочувствительным веществом в фотобумагах служит галоидное серебро - бромистое, хлористое и йодистое, порознь или в смеси одно с другим. Сообразно с составом галоидного серебра фотобумаги классифицируются следующим образом (табл. 19).

Таблица 19 КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОБУМАГ ПО СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОМУ ВЕЩЕСТВУ
Галоидное серебро Сорт фотобумаги Название Назначение (вид печатания)
Бромистое Бромосеребряная Бромосеребряная Контактное и проекционное
"Унибром"
Бромистое и хлористое Хлоробромосеребряная "Бромпортрет"
"Контабром" Контактное
Хлористое Хлоросеребряная "Фотоконт"
Йодистое, бромистое и хлористое Йодосеребряная "Йодоконт"

  Наиболее светочувствительны бромосеребряные фотобумаги. Чувствительность хлоробромосеребряных бумаг примерно в 10 раз ниже, а хлоросеребряных и йодосеребряных от 25 до 200 раз ниже, чем бромосеребряных" Однако светочувствительность позитивных материалов не. играет столь решающей роли, как у пластинок и пленок.

  Вследствие невысокой чувствительности хлоросеребряные и йодосеребряные бумаги практически непригодны для фотоувеличения. Проявляются они быстрее (1 минута), чем бромосеребряные и хлоробромосеребряные бумаги (2 минуты в стандартном проявителе проф, К. В, Чибисова)

  Контрастность. Самым существенным качеством фотобумаги является степень ее контрастности, определяющая пригодность бумаги для печатания с того или иного негатива.

  Каждая из фотобумаг выпускается различных степеней контрастности, которые кроме словесного выражения обозначаются также и номером; при этом чем больше номер, тем выше контрастность фотобумаги (табл, 20).

Таблица 20 КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОБУМАГ ПО КОНТРАСТНОСТИ
Степень контрастности Назначение
Словесное обозначение Номер
Мягкая N 1 Для жестких негативов
Нормальная N 2 Для контрастных негативов
Нормальная N 3 Для нормальных негативов
Контрастная N 4 Для негативов пониженного контраста
Контрастная N 5 Для мягких негативов
Особо контрастная N 6 Для вялых негативов
Сверхконтрастиая N 7 Для очень вялых негативов

  Бумаги бромосеребряная и хлоросеребряная выпускаются всех семи степеней контрастности, хлоробромосеребюяная - с N 1 по N 4, йодосеребряная - с N 1 по N 3.

  Поверхность. По виду поверхности фотослоя бумаги разделяются на гладкие (глянцевая, особо глянцевая, матовая, полуматовая) и структурные (бархатистая, зернистая, тисненая).

  Глянцевыми называются бумаги, фотослой которых зеркально отражает падающий на них свет. Глянцевые бумаги имеют естественную поверхность застывшего обычного фотослоя, у особо глянцевой бумаги поверх фотослоя нанесен дополнительный слой желатины.

  Матовая и полуматовая поверхности создаются искусственно посредством добавления к фотоэмульсии матирующих веществ.

  Бархатистая и зернистая бумаги получаются путем нанесения фотослоя на подложку шероховатую или с искусственно приданным ей рельефом; при этом фотоэмульсия у бархатистой бумаги обычная, а у зернистой содержит матирующие вещества.

  Тисненая бумага получается в результате нанесения фотослоя на подложку с тисненым рельефом, имеющим правильно повторяющийся рисунок.

  Характер поверхности влияет на контрастность и максимальную плотность (наибольшее достижимое почернение) фотобумаги. Так, при одинаковом номере контрастности глянцевая бумага примерно на 40%, а особо глянцевая приблизительно на 60% контрастнее бумаг с матовой и полуматовой поверхностями. Максимальная плотность фотоизображения при одинаковой степени контрастности фотобумаги также выше у глянцевой приблизительно на 20%) и у особо глянцевой (примерно на 40%) бумаг по сравнению с матовой к полуматовой.

  Подложка. По толщине бумажная подложка бывает обыкновенная и картонной плотности (последняя почти вдвое толще первой). По цвету подложка делится на белую, слабоокрашенную и окрашенную. Белая подложка представляет собой белую бумагу. Слабоокрашенная подложка имеет голу- боватый, розоватый или иной оттенок. Окрашенная подложка имеет кремовый или другой малоинтенсивный цвет.

  Потребительские форматы. Фотографические бумаги выпускаются следующих форматов (в сантиметрах): 6x6, 6x9, 9X12, 9X14, 10X15, 13X18, 18x18, 18x24, 24x24, 25x25, 24x30, 30x30, 30x40, 40x50 и 50x60.

  Упаковывается фотобумага в конверты из плотной бумаги (по 10 и 20 листов) и в коробки или плотную бумагу с картонными прокладками (по 100 листов). До формата 24x30 см фотобумага складывается светочувствительным слоем в одну сторону; начиная от формата 30x40 см и выше листы фотобумаги складываются слоем к слою. При упаковке в конверты фотобумага вкладывается в конверт из черной светонепрсницаемой бумаги; при упаковке в коробки она предварительно завертывается во влагонепроницаемую и черную бумаги.

  На упаковке фотобумаги указываются следующие данные: название фотобумаги и наименование сорта по составу, степень контрастности (в словесном выражении и в виде номера), вид поверхности, плотность и цветность подложки, формат и количество листов, вид допустимого лабораторного освещения, дата выпуска бумаги или срок использования.

ХРАНЕНИЕ ФОТОМАТЕРИАЛОВ

  Светочувствительные материалы обладают способностью с течением времени несколько менять первоначальные свойства, это явление называют старением фотослоя. В большей или меньшей степени меняются все фотографические свойства слоя.

  Помещение, где хранятся фотоматериалы, должно быть сухим, вентилируемым, иметь температуру от 14 до 20O; более высокая температура ускоряет старение, более низкая - вызывает отсыревание. Помещение должно быть изолировано от вредных газов (аммиака и сероводорода), испарений и пахучих веществ. Светочувствительные материалы следует хранить не ниже полуметра от пола, не ближе одного метра от отопительных приборов, защищать от прямых лучей солнца.

  При нормальных условиях хранения гарантийным сроком годности нераскупоренных фотоматериалов считается (со дня изготовления их фабрикой): для фотопластинок всех типов - один год; для фотопленок - в зависимости от светочувстви- тельности: для пленок с малой чувствительностью - 18 месяцев, средней - 15 месяцев, высокой - 12 месяцев, высшей - 9 месяцев; для фотобумаги "Унибром" - 18 месяцев и для остальных фотобумаг - один год. За это время свойства фотоматериалов отклоняются от первоначальных не более чем на 25%. Распечатанные материалы сохраняются хуже, в особенности пластинки, вложенные в кассеты.

  Разумеется, не исключается возможность использования старых (с истекшим гарантийным сроком) фотоматериалов после предварительной пробы. Известны случаи, когда удовлетворительные результаты получались после проявления пластинок и пленок, пролежавших десятки лет.

  Коробки с пластинками при хранении ставьте на ребро, в вертикальном положении, чтобы пластинки не находились под давлением друг друга.

  Коробки и пакеты с фотобумагой укладывайте плашмя, а не ставьте на ребро (во избежание деформации бумаги).

  В заключение приводим табл. 21 с указанием лабораторного освещения, при котором те или иные светочувствительные материалы допустимо вскрывать, заряжать и проявлять. Безопасность освещения предварительно должна быть проверена.

Таблица 21 БЕЗОПАСНОЕ ЛАБОРАТОРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Светочувствительный материал Освещение
Фотобумаги "Фотоконт" и "Йодоконт" Желтое
Фотобумага "Контабром" Оранжевое
Фотобумаги бромосеребряная, "Унибром" и "Бромпортрет" Светло-красное
Диапозитивные и несенсибилизированные пластинки Светло-красное
Позитивная пленка Светло-красное
"Ортохром" и "Изоорто" Темно-красное
"Изохром", "Панхром" и "Изопанхром" Полная темнота