Уроки фотографии

Микулин В.П.

УРОК 6
НЕГАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Окончание


Лабораторная обработка роликовых пленок. - Оценка готовых негативов

ЛАБОРАТОРНАЯ ОБРАБОТКА РОЛИКОВЫХ ПЛЕНОК

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ОБРАБОТКИ

  Роликовая пленка (широкая катушечная и кинопленка) на своем пути от съемки к негативу проходит обычные для негативного материала технологические операции лабораторной обработки: проявление, закрепление, две промывки, сушку.

  Однако необходимость проявлять одновременно длинную ленту пленки, содержащую от 8 до 36 скрытых изображений, полученных в различных съемочных условиях, привела к способу проявления по времени в закрытом светонепроницаемом бачке. В темноте фотограф перематывает ленту пленки на проявочную катушку и погружает последнюю в бачок, накрываемый крышкой. При белом свете по истечении определенного для каждой операции времени в бачке поочередно сменяются проявитель, вода, закрепитель, снова вода.

  Способ этот очень несложен практически, но требует точности в выполнении технических предписаний, аккуратности и соблюдения особой чистоты в течение всей обработки.

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И РАСТВОРЫ ДЛЯ ОБРАБОТКИ

  Принадлежности. Прежде всего необходим проявочный бачок с катушкой, имеющей одну или две спиральные канавки Для пленки. Бачок, изготовленный из черной пластмассы, приобретается по размеру применяемой пленки (35 или 60 мм). Другие типы бачков, так называемые простые бачки с про- кладочной лентой вместо катушки, а также универсальный бачок с переменным раздвижением катушки для пленки разной ширины, менее совершенны и менее удобны, а потому мы их не рекомендуем и не станем на них останавливаться.

  Кроме того, приготовьте ножницы, две стеклянные полулитровые банки и три бутылки, мензурку, термометр, часы, два зажима, небольшой кусок гигроскопической ваты.

  Банки для растворения пометьте буквами П (проявитель), 3 (закрепитель) и используйте только по назначению. На бутылках, из которых растворы (а также вода для промежуточной промывки) наливаются в бачок, кроме того, отметьте объем жидкости, потребный для бачка (во избежание переполнения последнего). Отметки делаются алмазом, победитом или другим сверхтвердым сплавом.

  Проявитель. Бачковое проявление проводится с помощью так называемых мелкозернистых проявителей. Это проявители особого состава, работающие медленно и дающие умеренно контрастные негативы с хорошей проработкой деталей в тенях и сравнительно мелкой зернистостьюкомментарий. Эти качества, способствующие хорошему увеличению, особенно важны для миниатюрных кинопленочных негативов, но, разумеется, они не повредят и негативам на широкой пленке.

  Такой проявитель можно приобрести готовый в сухом виде для растворения в воде (например, мелкозернистый метоловый проявитель для пленки "ФЭД") или приготовить самостоятельно по одному из рецептов, приводимых во второй части книги (урок 13).

  Мелкозернистые проявители применяются при всех обычных съемках, произведенных на негативной пленке (широкой катушечной и кинопленке) в нормальных условиях (портрет, пейзаж, архитектура, бытовые сцены и т. п.). Для проявления штриховых репродукций, сделанных на позитивной пленке, когда необходим высокий контраст, следует применить специальный контрастно работающий проявитель (урок 13).

  Начинающему фотолюбителю рекомендуем для каждой ленты пленки применять свежий (еще неиспользованный) проявитель.

  Закрепитель. Готовый сухой закрепитель растворяется в объеме воды, указанном на этикетке.

  Обыкновенный закрепитель приготовляется растворением в 1 л воды 160 г безводного или 250 г кристаллического тиосульфата натрия (гипосульфита). Для одного бачка на 300 мл воды берется 50 г безводного или 75 г кристаллического тиосульфата натрия. Если после отстаивания и удаления осадка раствора окажется меньше 300 мл, долейте водой до этого объема.

  Начинающему фотолюбителю не следует использовать один и тот же раствор закрепителя более двух раз (лучше даже один раз).

  Правила растворения готовых смесей и химикатов изложены в предыдущем, 5-м уроке ("Обрабатывающие растворы").

ПРОЯВОЧНЫЙ БАЧОК И ЕГО ЗАРЯДКА

  Две конструкции. Проявочный бачок, в котором произво- дятся проявление, закрепление и промывка кинопленки, очень прост по устройству и удобен в обращении. Существенное преимущество бачка состоит в том, что он избавляет от необходимости иметь темную фотолабораторию (это особенно ценне в условиях путешествия и разъездной корреспондентской работы). После того как пленка перемотана на катушку и помещена в бачок (а это можно сделать в любом затемненном помещении или в светонепроницаемом мешке из черной материи), проявление и остальная химико-фотографическая обработка производятся при белом свете (не очень ярком, не на солнце).

  Витки свернутой рулоном пленочной ленты должны быть разделены промежутками, обеспечивающими доступ и циркуляцию обрабатывающих растворов. В рекомендованных нами бачках эти промежутки поддерживаются посредством направляющей канавки-паза, сделанной в форме спирали на внутренней стороне нижнего диска или обоих дисков катушки, в которую помещается пленка. В количестве спиральных канавок и сообразно с этим в способе зарядки катушки пленкой и состоит все различие обеих конструкций бачка.

  Двухспиральный бачок выпускается двух размеров: для катушечной пленки шириной в 6 см ("Москва 2", "Любитель") и для нормальной 35-мм кинопленки. Конструктивно и эксплуатационно оба варианта одинаковы.

  Бачок состоит из пяти частей: резервуара (собственно бачок), его крышки, двух половинок разъемной катушки и рукоятки. В центре крышки имеется воронкообразное отверстие для вливания растворов, а сбоку - сливное отверстие. Оба диска катушки имеют спиральные канавки для пленки. Рукоятка выполняет несколько назначений: скрепляет верхний и нижний диски проявочной катушки; выступая наружу сквозь центральное отверстие крышки, позволяет вращать катушку во время обработки; сквозное отверстие в рукоятке служит для вливания жидкостей и для вставления термометра или воронки.

  Рабочая емкость бачка 260 мл.

  Односпиральный бачок предназначен для 35-мм кинопленки малоформатных фотоаппаратов. Он состоит из четырех частей: резервуара, его крышки и двух половинок разъемной катушки (со спиральной канавкой в нижнем диске). Отверстие в центре крышки служит для вливания растворов, сквозь него проходит ручка для вращения катушки. Сбоку в верхней части резервуара находится сливное отверстие.

  Рабочая емкость бачка 300 мл.

  Подготовка к зарядке. Далеко не везде имеется надежный темно-зеленый лабораторный фонарь, к свету которого нечувствительна наиболее распространенная панхроматическая пленка. Поэтому лучше всего научиться заряжать бачок пленкой в абсолютной темноте. А затем, хотя ортохроматическую пленку можно обрабатывать при темно-красном свете, а позитивную пленку даже при оранжевом, вряд ли вам понадобится лабораторное освещение и в этих случаях.

  Настоятельно рекомендуем приступать к проявлению заснятой пленки лишь после того, как вы освоите зарядку бачка в темноте. Для практики можно использовать ролик ненужной проявленной пленки, а еще лучше - истратить целый незаснятый ролик пленки и попрактиковаться с ним. Несколько раз зарядите бачок при свете, а затем проделывайте зарядку в темноте до тех пор, пока почувствуете, что вполне овладели несложной техникой зарядки бачка на ощупь.

  Приучитесь придерживаться определенного порядка. Разместите на столе поудобней (например, слева направо) приемную катушку с широкой пленкой или кассету с кинопленкой, ножницы, бачковую катушку, резервуар с проявителем и крышку бачка.

  Если вы предпочтете иное расположение, придерживайтесь его, но пусть оно будет постоянным, чтобы вы легко могли взять в темноте нужный предмет.

  Займите место перед столом (одни фотографы производят зарядку стоя, другие - сидя). В течение всей процедуры зарядки держите руки над столом, чтобы вам не пришлось разыскивать в темноте на полу случайно оброненный предмет.

  Зарядка бачка состоит из двух операций: 1) перемещения экспонированной пленки с приемной катушки или из кассеты в катушку бачка, 2) опускания заряженной проявочной катушки в резервуар. Производится зарядка в полной темноте следующим образом.

Зарядка двухспиралъного бачка

  1. При белом свете приведите диски проявочной катушки в исходное положение - входные отверстия спиральных канавок точно одно над другим. Для этого, придерживая левой рукой нижний диск, правой рукой поверните верхний диск влево (против движения часовой стрелки) до упора. Положите катушку на стол входными отверстиями в вашу сторону.

  Погасите свет.

  2. Подготовьте пленку. Широкую пленку оторвите от защитной бумажной ленты и отбросьте последнюю в сторону, а пленку снова скатайте в рулончик. Затем срежьте ножницами оба ее уголка, это облегчит продвигание пленки. У кинопленки (вынув из кассеты шпульку) отрежьте фигурный зарядный конец так, чтобы образовался угол, но не разрезая перфорационных отверстий. Отрезанный конец пленки отбросьте в сторону, ножницы положите на прежнее место.

  3. Конец пленки вставьте во входные отверстия канавок слоевой стороной внутрь, к оси проявочной катушки, и начните медленно и осторожно вдвигать ленту в канавки по направлению движения часовой стрелки. При этом левой рукой придерживайте катушку за оба диска, чтобы они не сдвигались один по отношению к другому (большим пальцем снизу, указательным и средним пальцами сверху катушки). Пленку продвигайте за ребра большим и средним пальцами правой руки (не касайтесь фотослоя во избежание оставления на нем следов пальцев).

  Во время зарядки направляющие канавки должны быть совершенно сухими, иначе пленка застрянет. Если это все же случится, раскройте катушку, смотайте пленку обратно, устраните причину неполадки и начните зарядку катушки сначала.

  4. Если пленка станет продвигаться туже, с ощутимым сопротивлением, измените прием ее вдвигания. Для этого верхний диск катушки имеет свободное движение по отношению к нижнему диску примерно на одну седьмую часть окружности.

  Левой рукой держите нижний диск, а правой рукой - верхний (рукоятка обращена к правой руке); указательные пальцы должны находиться у входных отверстий канавок (их легко найти ощупью). Слегка прикасаясь к пленке концами четырех пальцев правой руки (пальцы левой при этом должны быть отведены от поверхности пленки), поверните верхний диск вместе с пленкой вправо (по часовой стрелке) до упора. В результате пленка окажется продвинутой дальше в глубь катушки.

  Тогда, слегка касаясь пленки четырьмя пальцами левой руки и отведя от нее пальцы правой, поворотом верхнего диска налево (против движения часовой стрелки) верните его в исходное положение (холостым ходом - пленка при этом остается неподвижной).

  Повторяйте оба описанных приема (поочередно прикасаясь к пленке пальцами правой или левой руки и поворачивая верхний диск то вправо, то влево) до тех пор, пока вся лента постепенно вдвинется в спиральные канавки до отказа.

  В случае значительного сопротивления пленки введению ее в канавки не прилагайте усилий, а слегка сожмите оба диска для сближения их.

  5. Когда вся лента введена в спиральные канавки, опустите проявочную катушку в резервуар бачка, предварительно зали- тый нужным объемом проявителя (260 мл}.

  6. Плотно накройте бачок крышкой (рукоятка катушки при этом войдет в отверстие крышки).

  Зарядка бачка окончена - можно включить белый свет.

  Зарядка на деле не так сложна, как ее описание.

Зарядка одпоспирального бачка

  1. При белом свете проверьте, размещены ли на столе слегка раздвинутая проявочная катушка - прорезью во втулке в вашу сторону, резервуар бачка - сливным отверстием к вам, его крышка - выступом в боковой стенке к вам.

  Погасите свет.

 2. Извлеките из кассеты шпульку с кинопленкой и отрежьте ножницами фигурный конец пленки (иначе для всей пленки не хватит места в спиральной канавке). Отрезанный конец пленки отбросьте в сторону, ножницы положите на место.

 3. Держа проявочную катушку прорезью во втулке к себе, раздвиньте ее примерно на один сантиметр, приподняв для этого верхний диск катушки, и вставьте конец пленки, слоевой стороной наружу, в прорезь между втулкой и осью катушки, вправо от оси, всунув его приблизительно на два сантиметра. Сблизьте обе части катушки насколько возможно, но без сильного их сжимания (они должны отстоять одна от другой на ширину пленки).

  4. Держа проявочную катушку в левой руке (ручкой кверху), а правой рукой придерживая шпульку с пленкой, вращайте катушку против часовой стрелки; пленка будет наматываться на катушку, укладываясь нижним ребром в направляющую спиральную канавку.

  При намотке шпульку с пленкой держите не параллельно оси катушки, а под небольшим углом к ней, слегка отведя наружу (отклонив от себя) противоположную спирали верхнюю сторону пленки.

  Если пленка идет не свободно, а царапает или цепляется за диски катушки, это свидетельствует о неправильности в скреплении пленки с катушкой (вошла косо) или в соединении дисков катушки (слишком сближены). Освободите пленку из катушки, сверните ее в рулончик и начните снова.

  Во время намотки (как и во всех других случаях) пленку можно осторожно придерживать только с целлулоидной стороны или за ребра, не касаясь фотослоя, чтобы не оставить следов пальцев на нем.

 5. Когда вся пленка намотается на катушку, отрежьте острый конец ее и образовавшийся прямой конец посадите в канавку (для предупреждения разматывания пленки).

  6. Опустите катушку в бачок, предварительно залитый нужным объемом (300 мл) проявителя, и проследите, чтобы конец пленки не выскочил из канавки.

  7. Накройте бачок крышкой так, чтобы ось катушки вошла в ее центральное отверстие, а соответствующий выступ в боковой стенке крышки вошел в сливное отверстие резервуара. Если последнее вам сразу не удалось, начните поворачивать крышку вокруг оси, пока она сядет на место (иначе пленке грозит засвечивание).

  Теперь можно включить белый свет - зарядка бачка окончена.

  Если снаружи кассеты оставлен кончик пленки, его можно при свете скрепить с осью бачковой катушки, а затем в темноте перемотать на катушку остальную ленту, не извлекая ее из кассеты. Это облегчает зарядку бачковой катушки и избавляет всю ленту от прикосновения пальцев, но все же следует научиться производить зарядку на ощупь, в темноте.

О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

  Негатив достигает нужной силы только при достаточном проявлении. При обработке в закрытом бачке мы не можем зритарьно наблюдать за ходом проявления. Окончание проявления определяется поэтому по времени, которое в свою очередь зависит от температуры проявляющего раствора. Время и температура указываются на каждой упаковке пленки и в каждом рецепте, и соблюдение их чрезвычайно важно. Отступления в ту или иную сторону от рекомендуемого режима проявления ведут к ухудшению качества негативов, увеличению зернистости и другим недостаткам.

  Нормальная температура проявляющего раствора равна 20o.

  Если температура воздуха отклоняется от 20o, то для сохранения нормальной температуры проявителя поставьте бачок в водяную баню (кастрюлю, таз) с теплой или холодной водой.

  Однако иногда по каким-либо причинам не удается поддержать требуемую температуру. В этом случае следует уметь варьировать продолжительность проявления для получения неизменных результатов при небольших колебаниях температуры - от 15 до 25o. При понижении температуры продолжительность проявления увеличивается, при повышении - сокращается. Кроме состава проявителя и его температуры на продолжительность проявления влияет сорт пленки.

ХОД ОБРАБОТКИ РОЛИКОВЫХ ПЛЕНОК

  Лабораторная обработка ролика пленки (широкой катушечной или кинопленки) протекает следующим образом:

  1. Составьте растворы проявителя и закрепителя и доведите их до одинаковой температуры, лучше всего до 20o.

  2. Разложите на столе все нужное для зарядки проявочного бачка. В резервуар бачка налейте необходимое количество проявителя (260 мл в двухспиральный, 300 мл в односпиральный бачок).

  3. Плотно закройте дверь, примите меры, чтобы никто случайно не вошел во время зарядки, погасите свет и проверьте, действительно ли в помещении совершенно темно, то есть не проникает ни малейший луч света.

  4. Переведите пленку на проявочную катушку, точно следуя данным ранее указаниям (слоевой стороной внутрь при двухспиральном бачке или наружу при односпиральном), опустите катушку в резервуар, плотно накройте его крышкой и, убедившись, что все в порядке, включите свет. Все дальнейшие операции производятся при белом свете (следует лишь остерегаться солнечных лучей).

  5. Заметьте на часах время - минуты и секунды - погружения пленки в проявитель, прибавьте к нему назначенное для проявления количество минут и запишите срок окончания проявления.

  6. Посредством ручки, выходящей наружу сквозь крышку бачка, сделайте 10 полуоборотов катушки для перемешивания проявителя. Вращать ручку следует осторожно и только по направлению, помеченному на крышке стрелкой (по движению часовой стрелки при двухспиральном бачке, против часовой стрелки при односпиральном).

  Каждую минуту в течение всего проявления повторяйте по два полуоборота катушки (если вы не будете этого делать, проявление замедлится и негативы могут получиться неравномерно проявленными).

  7. За полминуты до истечения назначенного для проявления срока начните выливать проявитель из бачка через сливное отверстие, придерживая при этом крышку большим пальцем по избежание засвечивания пленки. (При двухспиральном бачке надо предварительно повернуть крышку до совмещения ее сливного отверстия с углублением в бортике резервуара, за этим следят сквозь сливное отверстие). Тщательно вытряхните из бачка остатки проявителя.

  8. Для промежуточной промывки наполните бачок сквозь вливное отверстие потребным объемом воды, несколько раз поверните катушку и слейте воду, придерживая крышку большим пальцем.

  9. Влейте в бачок нужный объем закрепителя и запишите срок окончания закрепления. Вращайте катушку в течение первых 2-3 минут. По прошествии 10-15 минут слейте закрепитель.

  10. Снимите крышку с бачка и поставьте его для оконча- тельной промывки под кран так, чтобы слабая струя воды направлялась в отверстие в рукоятке катушки двухспирального бачка или во втулку катушки односпирального. Проходя сквозь рукоятку (или втулку), вода будет поступать в нижнюю часть бачка, а выливаться сверху, и хорошо вымоет из фотослоя пленки остатки закрепителя. Если проточной воды нет, сменяйте воду каждые 5 минут и время от времени вращайте катушку.

  11. После получасовой промывки выньте катушку из бачка. Наружный конец кинопленки посредством бельевого прищепка, английской булавки или разогнутой в виде крючка канцелярской скрепки прикрепите на высоте двух метров так, чтобы пленка могла свободно висеть в вертикальном положении, ни к чему не прикасаясь. Широкую пленку при отсутствии прищепка с широким зажимом (рис. 40) надо подвесить в двух точках (двудм прищепками, или двумя английскими булавками, или двумя крючками). Вращая катушку, постепенно смотайте с нее всю ленту (вытягивать пленку из катушки двухспирального бачка нельзя). К нижнему концу пленочной ленты прикрепите грузик для предотвращения скручивания.

  12. Медленно и осторожно проведите один раз по каждой из сторон пленки (от верхнего конца к нижнему) куском ваты, смоченной в воде и слегка отжатой, для удаления с пленки механических примесей и излишка влаги.
Рис. 40. Деревянные прищепки для подвески на шнуре пленки и фотоотпечатков: слева - для подвески кинопленки и больших отпечатков (в последнем случае применяются попарно); справа - с зажимом шириной в 6 см для широкой пленки и небольших отпечатков

  13. Предоставьте пленке сушиться. Сушка длится от 1 до 6 часов в зависимости от температуры, влажности, циркуляции воздуха и должна происходить в прохладном, сухом, защищенном от пыли месте. Приток воздуха в помещение ускоряет сушку, но в этом случае пленку надо подставить целлулоидной стороной под движение воздуха во избежание приклеивания пылинок к фотослою.

  14. Когда пленка совершенно высохнет, обрежьте ненужные концы ленты и аккуратно скатайте ее (слоем внутрь) в рулончик. Для удаления с оборотной стороны ленты следов от высохших капель положите ее целлулоидной стороной кверху на чистый лист бумаги и, постепенно перематывая с одного конца рулончика до другого, увлажняйте дыханием и протирайте дочиста куском мягкой материи.

  Пленка, таким образом, становится серией негативов, с которых можно получать отпечатки и увеличения на фотобумаге. Схематически обработка роликовых пленок изложена в табл. 12.

Таблица 12 РЕЖИМ ЛАБОРАТОРНОЙ ОБРАБОТКИ РОЛИКОВОЙ ПЛЕНКИ
N п/п Операция Последовательность действий
1 Подготовка Растворение проявителя и закрепителя
Подготовка рабочего места и принадлежностей
Заливка проявителя в резервуар бачка
2 Зарядка бачка(в темноте) Перемотка пленки на проявочную катушку
Погружение катушки с пленкой в бачок
3 Проявление(от 6 до 20 минут согласно указанию) Запись срока прекращения проявления
Ежеминутное вращение катушки
Сливание проявителя из бачка
4 Промежуточная промывка Заливка воды в бачок
Повороты катушки
Сливание воды из бачка
5 Закрепление(10 - 15 минут) Заливка закрепителя в бачок
Запись срока прекращения закрепления
Вращение катушки
Сливание закрепителя
6 Окончательная промывка (30 минут) Пуск проточной воды в открытый бачок (или смена воды каждые 5 минут) Извлечение катушки из бачка
7 Сушка (от 1 до 6 часов) Подвеска пленочной ленты
Протирка пленки
Высушивание фотослоя
8 Заключительные операции Просушивание бачка
Просмотр негативов
Разрезка ленты на части
Укладка негативов на хранение

ХРАНЕНИЕ НЕГАТИВОВ

  Хранить пленку свернутой рулончиком - наименее хлопотливый, но зато и наихудший для ее сохранности способ. Чтобы найти один негатив, приходится развертывать рулончик; при обратном скатывании фотослой трется и царапается о целлулоидную сторону, что неблагоприятно сказывается на фотоувеличениях.

  Поэтому рекомендуем разрезать ленту на части, удобные для хранения в плоском виде. Длина отрезков выбирается в зависимости от обстоятельств. Ленту широкой пленки можно разрезать на отрезки по 2 негатива 6x9 см или по 3 негатива 6x6 см, кинопленку - на полоски по 6негативов.

  Для хранения в почтовых конвертах подойдут отрезки по 1 негативу 6x9 см] по 2 негатива 6x6 см, по 3 негатива 24x36 мм. Можно разрезать ленту и на отдельные кадры - это удобнее для удаления бракованных негативов.

  С целью выпрямления отрезки сначала положите в книгу, а ватем храпите под небольшим давлением, чтобы они не коробились в дальнейшем. Для кинопленочных негативов удобен конверт-карман, который делается из гладкой бумаги одинарного писчего формата (20 Х29 см): лист сложите в 6 раз в виде гармошки (рис. 41) и склейте по узким сторонам" В каждом иэ трех карманов такого конверта помещается полоска в 4 негатива, а всего 32 негативов. Передняя сторона конверта-кармана разграфляется для еаписей о содержимом.

Рис. 41. Конверт-карман для малоформатных негативов

  Негативы надо хранить в чистой непроницаемой для пыли коробке в сухом месте (но ве на солнце и вдали от радиаторов отопления, действующих нагревательиых приборов, горячей воды).

  Для конвертов-карманов сделайте из картона коробку, в которую они могли бы устанавливаться на нижнее ребро; внутренние размеры коробки: длина 21 см, высота 5,5 см, ши- рина 10-15 см.

ОБРАЩЕНИЕ С БАЧКОМ И УХОД ЗА НИМ

  При наполнении закрытого бачка из банок, молочных бутылок и других широкогорлых сосудов жидкость легко проливается мимо не особенно удобного вливного отверстия, посредине которого выступает рукоятка катушки. Поэтому вливать растворы и воду в закрытый бачок удобнее всего из обыкновенных полулитровых бутылок, используя для этого как воронкообразное отверстие в крышке, так и сквозное отверстие в рукоятке катушки двухспирального бачка (в которое для ускорения вливания можно вставить воронку).

  При сливании проявителя и воды после промежуточной промывки не еабывайте придерживать большим пальцем крышку бачка во избежание засвечивания пленки через могущую образоваться щель между крышкой и резервуаром.

  По окончании работы резервуар и катушку ополосните, вытрите чистой тряпкой и дайте просохнуть в разобранном виде, прежде чем закрыть бачок.

  Если, обработав один ролик пленки, вы захотите сейчас же приступить к проявлению следующего ролика, тщательно оботрите и осушите от влаги проявочную катушку, уделив особое внимание направляющим канавкам.

  В течение окончательной промывки пленочной ленты бачок достаточно отмывается от остатков закрепителя и других веществ. Тем не менее время от времени (в зависимости от интенсивности использования) бачок следует промывать теплой мыльной водой с помощью зубной щетки.

  Для промывания проявочной катушки надо ее разобрать. Повернув рукоятку двухспирального бачка влево (против движения часовой стрелки) до упора, выньте ее из катушки, после чего оба диска легко отделятся один от другого. Верхний диск односпирального бачка снимите с оси, наглухо скрепленной с нижним диском.

  После промывания ополосните детали бачка водой, вытрите их (особенно тщательно спиральные канавки) и оставьте в разобранном виде до полной просушки.

 Собранный бачок храните в месте, защищенном от пыли, влаги и тепла.

 Описанные выше спиральные бачки рассчитаны на 260 мл (двухспиральный) и 300 мл (односпиралъный) обрабатывающих растворов. Если же вы применяете какой-либо иной бачок, то предварительно определите практическим путем его рабочую емкость. Для этого при вставленной в бачок (без пленки) катушке налейте в него столько воды, чтобы она покрыла с небольшим избытком (в 1 см) верхний диск катушки, а затем измерьте объем воды мензуркой. Найденным объемом и пользуйтесь при наполнении бачка проявителем, водой и закрепителем. Впервые используя незнакомый бачок, определите также направление вращения катушки для перемешивания растворов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ

  Не забывайте, что, хотя техника лабораторной обработки одинакова для всех роликовых пленок, общая оптическая плотность миниатюрных кинопленочных негативов в связи с предстоящим значительным увеличением должна быть ниже плотности больших негативов.;

  В течение всей обработки кинопленки и при дальнейшем обращении с миниатюрными негативами соблюдайте максимальную чистоту. Малозаметные на негативе пылинки, пятнышки и царапинки при увеличении также увеличиваются и портят изображение. Поэтому чистота и аккуратность в обращении с кинопленкой особенно необходимы.

  Неудачный отпечаток можно выбросить и сделать другой. Но если вы испортите при проявлении ролик пленки, утрата будет невозместимой.

  Никогда не притрагивайтесь к слоевой стороне пленки пальцами - это приведет к пятнам на сухой пленке и может бесповоротно испортить влажную пленку. Старайтесь держать ео пальцами за ребра.

  При особой надобности можно касаться фотослоя пальцами только в пределах краев, отведенных для перфорации или свободных от изображения.

  Растворы проявителя и закрепителя перед употреблением следует профильтровать через фильтровальную бумагу или вату.

  Предохраняйте проявитель и закрепитель от взаимного загрязнения. |

  Измерив температуру закрепителя, не переносите сразу же термометр в проявитель, а сперва обмойте его под краном.

  Не пытайтесь ускорить сушку пленки каким-либо нагреванием - фотослой от этого расплавится.

  Не забывайте, что целлулоидная основа пленки - легко воспламеняющийся материал, который необходимо оберегать от открытого огня.

  Всякие сокращения и упрощения негативного процесса, будто бы сберегающие время и облегчающие труд, самым неблагоприятным образом сказываются на качестве негативов и последующих увеличений, особенно при малоформатных негативах. Наоборот, тщательная работа полностью себя оправдает! В точности следуя приведенным выше указаниям по техники обработки, каждый фотолюбитель сможет получать негативы не хуже, чем это мог бы сделать квалифицированный профессиональный фотоработник.

ОЦЕНКА ГОТОВЫХ НЕГАТИВОВ

  Сколько бы ни занимался настоящий любитель фотографией, сколько бы ни проявил он на своем веку пластинок или пленок, всегда первый детальный осмотр готового негатива полон для него интереса и волнения, в особенности, если перед ним длинная лента пленки с многими негативами.

  Негатив - это только промежуточный продукт фотографии, средство для получения конечного отпечатка. Однако уже по нему можно наглядно определить, удачной ли была съемка, правильно ли проведена лабораторная обработка, оценить степень его пригодности к печатанию позитивов.
Рис. 42. Так рассматривают негатив на освещенный лист белой бумаги

  На черно-белом фотографическом изображении разные яркости объекта съемки воспроизведены в виде почернений различной силы, или, как говорят, оптической плотности. Самому светлому месту объекта соответствует самый темный участок негатива, и наоборот. Между крайними (наибольшей и наименьшей) плотностями имеются промежуточные плотности.

  Какими признаками определяются достоинства и недостатки негатива при зрительной оценке его качеств?

  Собственно говоря, к негативу предъявляется всего одно требование: соответствие объекту, то ecть возможность получить позитивное изображение с правильным воспроизведением внешнего вида предмета съемки - его контуров, подробностей и яркостейкомментарий.

  Однако для удобства оценки мы расчленим это единственное требование на пять пунктов.

  Рассматривать негатив надо на просвет на ровный белый фон, возможно более яркий. Таким фоном служат: матовое стекло, позади которого помещен источник света, лист белой бумаги, освещаемый падающим светом (поближе к окну или лампе, рис. 42).

ПЯТЬ ПУНКТОВ ОЦЕНКИ

  1. Прежде всего убедитесь, получилось ли на негативе изображение всего того, что вы стремились заснять, и так ли именно, как вам хотелось. Может быть, вследствие неточного визирования или неточности видоискателя часть объекта отсутствует?

  Тут же можно предварительно наметить, следует ли печатать (увеличивать) негатив целиком, или выделить какую-либо часть его.

  2. Затем установите, резок ли негатив, четки ли на изображении контуры главных частей объекта. Нерезкость неисправима, нерезкий негатив для печатания не годен.

  Нерезкость может быть следствием неправильной наводки, недостаточного диафрагмирования, сотрясения фотоаппарата во время экспонирования, движения объекта, слишком быстрого по отношению к примененной выдержке.

  3. Теперь взгляните, нет ли механических повреждений фотослоя (царапин и т. п.). Устранимые изъяны заделываются посредством технической ретуши (об этом будет рассказано в 14-м уроке).

  4. Правильна ли была выдержка?

  При съемке выдержку обычно выбирают по теням, то есть с таким расчетом, чтобы на фотослой могли подействовать даже самые темные места объекта, от которых поступает наименьше количество света. Поэтому правильность выдержки проверяете по проработке теней объекта (на негативе это самые светлые, прозрачные участки).

  Рассмотрим их:

  а) если тени хорошо проработаны, при сохранении доста точной прозрачности содержат все подробности, а на негати ясно различимы как темные, так и светлые участки, это свидетельствует о правильной выдержке;

  б) если тени прозрачны, как стекло, и какие-либо подробности в них отсутствуют (тени "пустые"), это означает недoдержку при съемке;

  в) если при наличии подробностей тени утратили свою прозрачность, так как сплошь затянуты (как и весь негатив) серой вуалью, это является доказательством передержки;

  г) если тени почти не отличаются от светов, так как весь негатив покрыт сильной вуалью, сквозь которую едва можно разглядеть контуры и детали предметов, это говорит о том, что при съемке имела место сильная (многократная) передержка.

  5. Нормально ли проведено проявление?

  О качестве проявления судят по плотности почернения светов объекта (самые темные участки негатива) и по контрасту (разность между плотностями светов и теней) негативного изображения.

  Возможен один из трех случаев:

  а) плотность светов удовлетворительна, контраст между светами и тенями хорошо выявлен, негатив производит гармоничное впечатление - проявление - можно считать нормальным;

  б) плотность светов недостаточна (они светло-серые), контраст между светами и тенями мал, изображение выглядит монотонным, вялым - это свидетельствует о недопроявлении (если только ответ на предыдущий, 4-й вопрос уже не установил недодержки);

  в) плотность светов слишком велика (они почти черны, совершенно непрозрачны, "забиты"), контраст между светами и тенями чрезмерен, изображение производит неприятное, "жесткое" впечатление, присутствует вуаль - все это говорит о перепроявлении.

  Оба последних вопроса (4-й и 5-й) мы для ясности рассматривали не только раздельно, но и, так сказать, в их чистом виде: при суждении о выдержке исходили из предположения о нормальном проявлении, а определяя степень проявления, предполагали правильную выдержку. В действительности же дело далеко не всегда так упрощается: выдержка и проявление могут влиять на характер негатива совместно. Сложность этих воздействий видна из табл. 13, где приведены девять возможных случаев, из них только первый дает нормальный негатив, а остальные восемь ведут к большему или меньшему ухудшению негативного изображения сравнительно с нормой, от легко компенсируемых отступлений до полной непригодности для пе- чатания (недодержка плюс недопроявление).

Таблица 13. СЛУЧАИ КОМБИНИРОВАННОГО ВЛИЯНИЯ ВЫДЕРЖКИ И ПРОЯВЛЕНИЯ НА ХАРАКТЕР НЕГАТИВА
  Выдержка Проявление
1 Правильная Нормальное
2 Недопроявление
3 Перепроявление
4 Недодержка Нормальное
5 Недопроявление
6 Перепроявление
7 Передержка Нормальное
8 Недопроявление
9 Перепроявление

  Разумеется, существенное значение имеет степень того или иного отклонения от нормы.

  Вуаль может возникнуть не только от передержки или перепроявления, но также от засветки фотослоя посторонним светом (например, при не вполне безопасном лабораторном фонаре) а от других причин.

  Опасностей немало, и вызываемые ими недостатки могут сочетаться на одном негативе в разнообразных комбинациях. В результате многих воздействий полученные негативы но всегда полностью соответствуют объекту, особенно в практике начинающего фотографа, а определение причин того или иного недостатка требует немалого опыта комментарий.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

  Отдельные элементы фотографической характеристики негативного изображения (оптическая плотность, контраст, вуаль) поддаются точному измерению и могут быть выражены математическими величинами, но для этого необходимы приборы, которыми фотолюбители не располагают; поэтому в этой книге мы будем довольствоваться словесными определениями (не претендующими, разумеется, на особую точность).

  Внимательно ознакомьтесь с двумя десятками терминов, используемых для этой цели,- с ними вам постоянно придется встречаться. Термины относятся к негативному фотоизображению (для краткости называемому негативом); большинство их взято из обыденной разговорной речи, и это облегчает запоминание.

  Света - наиболее темные, плотные участки негатива (соответствуют самым светлым местам объекта съемки).

  Тени - самые светлые, прозрачные участки негатива (со- ответствуют наиболее темным местам объекта съемки).

  Полутона - промежуточные почернения между света ми и тенями.

  Оптическая плотность почернения (сокращенно оптическая плотность или плотность) - степень почернения, образующегося после проявления вследствие отложения металлического серебра.

  Контраст - разность оптических плотностей самого темного и самого светлого участков негативного изображения.

  Вуаль - сплошной серый налет (той или иной плотности) на фотоизображении. Следствие передержки, перепроявления, засветки и других причин.

  Резкий негатив - все контуры и линии отчетливы, предметы ясно разграничены комментарий.

  Нерезкий негатив - контуры предметов и линии не- четки, неясны, расплывчаты. Причина: неправильная наводка на резкость; если нерезки только некоторые предметы, то недо- статочно диафрагмирование.

  Сдвоенный негатив - все контуры и линии сдвоены, очерчены двумя-тремя параллельно идущими линиями. Причина: сотрясение фотоаппарата во время съемки.

  Смазанный (или шевеленый) негатив - контуры двигавшихся во время съемки предметов размазаны в направлении движения, а неподвижные предметы резки. Причина: недостаточно короткая выдержка.

  Прозрачный (или тонкий) негатив пропускает много света, так как общая плотность изображения мала, даже света на просвет излишне прозрачны и не очень отличаются от теней; контраст между светами и тенями мал. Результат недодержки, недопроявления.

  Плотный (или густой) негатив пропускает мало света, изображение слишком темно и на просвет трудно рассматриваемо ввиду очень больших плотностей не только в светах, но и в полутонах, тени серые (вуаль). Результат передержки, псрепроявления. Очень плотный негатив можно рассмотреть только непосредственно на свет накаленной нити электролампы.

  Нормальный негатив удовлетворяет следующим условиям: общая плотность достаточна, но не чрезмерна, контраст между светами и тенями соответствует контрасту объекта съемки, переходы от светов к теням гармоничны (плавны, постепенны), черно-белое воспроизведение относительных яркостей цветовых тонов правильно, подробности во всех плотностях хорошо выявлены, вуаль отсутствует (глубокие тени прозрачны).

  Мягкий негатив не имеет больших плотностей в сильных светах, вследствие чего контраст между светами и тенями по- нижен; все подробности проработаны. Результат недодержки, передержки, недопроявления.

  Вялый негатив: контраст между светами и тенями очень мал, все подробности имеются, но изображение монотонно, серо. Результат недодержки, передержки, недопроявления.

  Контрастный негатив - повышенный контраст между светами и тенями, подробности почти отсутствуют как в светах, так и в тенях. Результат перепроявления.

  Жесткий негатив - чрезмерный контраст между светами и тенями, подробности в светах и тенях отсутствуют. Результат сильного перепроявления.

  Сочный негатив получается в результате съемки при ярком, создающем контрасты и тени освещении.

  Плоский негатив является следствием съемки при плоском (рассеянном, не дающем контрастов и теней) освещении.

  Ясный негатив свободен от вуали (противоположность- завуалированный).

  Эти же термины служат для характеристики позитивного фотоизображения.

  Недостатки негативов, вызванные неправильным проявлением, большей частью удается компенсировать в позитивном процессе путем подбора фотобумаги, противоположной по контрастности. Для случаев, когда этого окажется недостаточно, в запасе имеется еще исправление посредством дополнительной химико-фотографической обработки - ослабление и усиление негативного изображения (об этом вы прочтете в 14-м уроке). Этими средствами исправляются главным образом последствия недопроявления и перепроявления, а также передержки и небольшой недодержки. Однако прибегать к ним следует только в крайнем случае.

  Умение разбираться в качестве негативов поможет вам правильно подбирать фотобумагу, выбирать в случае необходимости меры исправления негативов, а понимание причин, влияющих на характер негативного изображения, позволит предотвращать неудачи в дальнейшей работе.

  Если стремление фотолюбителя во время съемки и лабораторной обработки сознательно направлено на преодоление возможных ошибок, то часто дело обходится без существенных недостатков и получаются удовлетворительные негативы, с которых можно делать отпечатки контактные и увеличенные.