Фотографирование при искусственном освещении

Выявление светом фактуры объекта



    Одна из задач, стоящих перед фотографом, заключается в том, чтобы передать на снимке не только формы и тона предмета, но и строение, структуру его поверхности, особенности отделки, или, как принято говорить, фактуру предмета.
Освещение неровной поверхности боковым (слева) и передним (справа) направленным светом
Рис. 37. Освещение неровной поверхности боковым (слева) и передним (справа) направленным светом


    Рассматривая окружающие нас предметы, мы благодаря особенностям их поверхностей определяем материал, из которого они изготовлены, различаем в одних случаях глянцевые, в других матовые поверхности.

    Для воспроизведения на снимке фактуры предмета освещение имеет решающее значение.

    При освещении неровной поверхности (складки материи, различный рельеф и т. д.) боковым, скользящим светом образуется светотень, которая резко и отчетливо выявляет малейшие неровности поверхности. Та же поверхность, освещенная передним светом, передается на фотографии однотонной, лишенной своих фактурных особенностей, как это видно на примере съемки неровной поверхности, изображенной на рис. 37, снятой с боковым (слева) и передним светом (справа).

    Отсюда напрашивается следующий вывод. Если снимается лицо с ровной, гладкой кожей, то при любых установках света фактура кожи будет передана на фотографии ровной и гладкой. Если на лице много морщин или кожа неровная, то, осветив такое лицо передним светом, можно в значительной степени смягчить неровности ("световая ретушь"), и наоборот, если стоит задача подчеркнуть складки и морщины, то необходимо установить боковой и скользящий свет.

    При съемке цветных предметов важными факторами являются спектральная чувствительность применяемого негативного материала, подбор соответствующих светофильтров, спектральный состав освещения, от которых зависит правильная или желаемая передача соотношений тонов снимаемых объектов. Тональные контрасты фотоизображения будут также зависеть от того, насколько светлы или темны снимаемые поверхности, какие установлены освещенности. Кроме того, влияние оказывают контрастность негативного и позитивного материалов, режим проявления и печати.

Назад оглавление вперед