Фотографирование при искусственном освещении

Выявление светом объемной формы



    Одной из основных изобразительных задач в фотографии является воспроизведение на снимке объемной формы снимаемых предметов. Передача объемности, трехмерности, во многом зависит от выбора освещения. Представим себе объемное тело, например трехгранную пирамиду, изображенную на рис. 31. Если ее осветить боковым светом (б), она будет передана на снимке объемной за счет образующихся светотеневых участков, но та же пирамида при переднем освещении (а) будет казаться плоской, лишенной светотени. То же самое можно увидеть на примере освещения гипса. Поэтому в большинстве случаев съемочной практики, для того чтобы передать рельефно снимаемые объекты, применяется передне-боковой, несколько верхний направленный свет, который подчеркивает трехмерность предметов и сохраняет привычный характер светораспределения, свойственный естественному освещению.
Выявление светом объемной формы при освещении гипса и пирамиды
Рис. 31. Выявление светом объемной формы при освещении гипса и пирамиды

    Большое значение для восприятия линейной и объемной форм предметов имеет освещение фона, на который эти предметы проецируются, соотношения темных и светлых участков предмета и фона. Если при съемке фон отличается по яркости от тех участков снимаемого объекта, которые проецируются на него, то объект не будет сливаться с фоном, его контур будет ясно читаться на снимке, и наоборот. Можно представить себе ряд случаев, встречающихся, например, при съемке портрета (рис. 32), когда яркости фона отличаются от яркостей основного объекта и тем самым способствуют четкой передаче контуров.
Различные случаи освещения объекта съемки и фона с целью выявления контурной формы
Рис. 32. Различные случаи освещения объекта съемки и фона с целью выявления контурной формы

    Портретируемый будет хорошо виден на снимке, когда он изображается светлым на темном фоне (а), или темным на светлом фоне - силуэтное и полусилуэтное изображение (б), или если при освещении направленным светом светлая часть будет проицироваться на темный участок фона, а теневая часть - на светлый (в). Объемная и линейная формы хорошо передаются в том случае, если фон имеет промежуточную яркость, т. е. если он светлее теневых участков объекта и темнее освещенных участков (г). Возможны случаи, когда светлый объект отделяется от светлого фона теневым контуром (д) или когда темный объект отделяется от темного фона светлым контуром (е), так называемые решения "светлое на светлом" и "темное на темном".

Назад оглавление вперед