Техника пейзажной фотографии

Дж.Уэйд

Наклеивание и установка отпечатков в рамки

Ландшафты относятся к наиболее популярным сюжетам для украшения интерьера. Если вы предназначаете фотоотпечатки именно для этой цели, они должны быть выполнены очень аккуратно и интересно оформлены. Их нужно сначала наклеить, а затем вставить в рамку. Есть несколько различных способов наклеивания фотоотпечатков. Какой из них выбрать, зависит во многом от вашего индивидуального вкуса. Предлагаем некоторые из них. Подложка не должна быть видна совсем; отпечаток может быть заподлицо наклеен на толстый картон или даже фанеру, чтобы придать фотографии жесткость и предохранить ее от повреждений. Выполняя в этом случае саму процедуру наклеивания на картон, лучше взять подложку, которая по полям меньше, чем отпечаток, и затем обрезать все четыре стороны, как только отпечаток приклеится. Такой способ, конечно, нельзя рекомендовать, если вы наклеиваете на фанеру.

Если вы используете для наклейки основу большего размера, чем отпечаток, самый обычный способ - приклеить снимок в центре, оставив со всех сторон одинаковые поля, или можно сместить его немного вверх. Тогда поле внизу будет чуть шире, чем вверху, но зрительно все поля будут выглядеть одинаковыми. Если вы решили добавить к подложке какое-либо обрамление, то надо следовать правилу: оно должно быть простым. Тонкая черная линия, нанесенная примерно в сантиметре от краев изображения, может усилить сюжет, но толстая линия уже может довлеть над сюжетом. Если вы решили сделать черную рамку, то делайте это рейсфедером, но не шариковой ручкой, так как паста слишком часто размазывается в углах, где встречаются две линии.

Вероятно, наиболее популярны белые подложк, затем черные. Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сам сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным. Цветные подложки желательно использовать не с черно-белыми, а с цветными отпечатками, поскольку они должны дополнять изображение. Лучше выглядят подложки темных оттенков, но даже для цветных отпечатков предпочтительнее все же черные или белые подложки.

Черная окантовка при подходящем сюжете может значительно усилить впечатление от изображения. Джон Рассел.

Если вы решили поступить более оригинально, то можете наклеить фотографию не в центре, но такое смещение должно быть оправданным. Например, мало смысла в монтаже весьма обычной ландшафтной фотографии совершенно необычным способом. Но если сам сюжет эксцентричен, он может заметно выиграть от нетрадиционного монтажа. Перед тем как приклеить фотографию, вспомните правила композиции, изложенные ранее в этой книге. Фотография может занимать третью часть подложки, равно как и объект съемки в сюжете. И если в сюжете есть ощущение направления, его можно усилить, оставив больше свободного места на той стороне подложки, в направлении которой объект «движется», чем на противоположной. Не бойтесь отклониться от традиционной формы подложки. Изображения могут иметь различные конфигурации, и подложки можно вырезать, следуя их очертаниям. Точно так же отпечатки не обязательно должны иметь стандартные очертания. Они могут быть обрезаны в форме овалов, ромбов, кругов и т. п. и все же наклеены на квадратный или прямоугольный фон.

Рекомендации по монтажу отпечатка на подложку во многом подобны рекомендациям по съемке изображения. Если вы намерены сделать что-либо необычное, у вас должны быть для этого основания. Если вы чувствуете живописность запечатленной сцены, то вы хорошо представите себе и окантовку для нее. Не бойтесь экспериментировать, но помните одно важное правило: окантовка должна дополнять изображение, а не конкурировать с ним.

Имеется несколько способов надежного скрепления фотоотпечатка с подложкой. Возможно, простейший из них - приклеить отпечаток каким-либо резиновым клеем. Клей тонким и ровным слоем наносят на обе поверхности - отпечатка и подложки - и затем оставляют на несколько минут, чтобы он слегка подсох. После этого склеиваемые элементы складывают и равномерно прижимают друг к другу по всей поверхности мягкой тканью. Когда клей полностью высохнет, его излишки можно легко стереть чистым пальцем. Вместо резинового клея можно использовать безводный клей для наклеивания фотографий на картон. Он выпускается в аэрозольной упаковке и разбрызгивается на склеиваемые поверхности. Им также дают слегка подсохнуть перед тем, как прижать друг к другу. Есть еще метод с применением сухих листов для склейки. Они представляют собой тонкие бумажные листы, покрытые с обеих сторон слоем клея и слоем воска. Эти листы помещают между отпечатком и подложкой и прогревают с поверхности, в результате чего воск расплавляется и клей скрепляет обе поверхности. В качестве источника тепла можно использовать домашний утюг, который прижимают к поверхности отпечатка через лист жиронепроницаемой бумаги, но лучше применить пресс для сухой склейки, который передает тепло и давление одновременно1.

1 Можно рекомендовать и другие безводные клеи (нитроклей, синтетические клеи типа «Момент», «Минутка», «Киттификс» (ГДР), «Мокел» (ГДР)), которые не вызывают коробления бумажной основы отпечатка. Непригодны кислотные клеи, в частности канцелярский, силикатный, вызывающие обесцвечивание изображений. - Прим. ред.

После того как вы узнали все правила композиции, научитесь их нарушать. Это изображение производит хорошее впечатление, несмотря на необычное размещение различных элементов. Джон Рассел.

Эти способы наклейки одинаково пригодны и для картона, и для дерева, но можно также воспользоваться выпускаемыми промышленностью деревянными пластинками, специально изготавливаемыми для фотобумаги стандартных размеров. На них уже нанесен клеевой слой, который закрыт защитной бумагой. Бумагу удаляют и отпечаток ровно прижимают к поверхности дерева.

Другой метод монтажа отпечатков состоит в том, что острым ножом или скальпелем в картоне вырезают отверстие и отпечаток затем размещают с тыльной стороны, так чтобы он был виден в вырезанной рамке. Этот метод особенно удобен, если фотоснимок предназначен для установки в рамку. То же правило монтажа приложимо и к обрамлению: убедитесь, что рамка дополняет изображение, а не конкурирует с ним. Лучше выбирать простые, а не изысканные модели. Когда вы покупаете рамку, старайтесь подобрать такую, которая по размеру больше отпечатка. Хотя наклеенные заподлицо фотоотпечатки сами по себе выглядят неплохо, в рамках они редко бывают привлекательными. Их вид улучшается, когда между краями изображения и рамкой есть пространство. Когда вы готовитесь повесить отпечаток для всеобщего обозрения, помните, что защитное стекло будет создавать блики, поэтому не вешайте снимок непосредственно против источника света - это затруднит его рассматривание. Понятно также, что нельзя размещать отпечатки в потоке прямого солнечного света, который вызовет их обесцвечивание, особенно быстрое в случае, если отпечатки цветные.