Техника пейзажной фотографии

Дж.Уэйд

Штриховая фотопленка

При применении штриховой или сверхконтрастной фотопленки типа «лит» с соответствующим этой пленке проявителем на фотоизображении получаются только совершенно белые и совершенно черные участки, без промежуточных тонов. Негатив, полученный на пленке «лит» и затем отпечатанный обычным образом, передает только глубокие черные и чистые белые тона без промежуточных серых тонов. Эту пленку можно зарядить непосредственно в фотокамеру, но лучше использовать ее в фотолаборатории. С любого обычного негатива или даже цветного слайда можно получить новое по качеству изображение, экспонируя его на пленку «лит» контактным путем или с помощью увеличителя, как это делается при обычной фотопечати. Полученное изображение можно либо перепечатать, либо использовать для дальнейших преобразований.

Чтобы получить эффект, который дают структурные растры, их складывают с негативом и печатают в увеличителе с полученного сандвича. Из этих двух изображений одно было отпечатано с растром, а второе - без него.
При правильной обработке на сверхконтрастной фотопленке типа «лит» получаются только черные и белые цвета без промежуточных серых тонов.

Если увеличить цветной диапозитив на форматную фотопленку «лит», будет получен негатив. Используя этот негатив как исходный, можно получить с него позитив также на пленке «лит», а с него новый негатив опять на форматной пленке «лит». Так как эта пленка ортохроматическая, ее можно обрабатывать при красном неактиничном освещении. Применительно к ландшафтной фотографии достигаемый эффект наиболее интересен на сюжетах, в которых преобладают резкие линии, например таких, как оголенные зимние деревья на фоне однотонного неба.

1 Обычно нежелательное образование сетчатой структуры эмульсионного слоя, появляющееся при нарушениях режима обработки, особенно температурного; на оригинальном негативе им очень трудно управлять, поскольку это связано с риском полной порчи изображения. - Прим. ред.