Техника пейзажной фотографии

Дж.Уэйд

Маскирование

Еще один обычный лабораторный прием, очень популярный при печати пейзажных работ в черно-белой фотографии, - добавление более «интересного» неба, которое иначе было бы пустым. Этого можно достичь двумя способами: дополнительным экспонированием на негатив участка неба, которое было переэкспонировано и потеряло детали, или же комбинированием двух совершенно различных негативов. Второй способ лучше, так как не требует печати с чрезвычайно переэкспонированного негатива. Но выбирая второй негатив, необходимо позаботиться о соответствии направления света на обоих снимках, иначе впечатанное небо будет выглядеть неправдоподобно.

Комбинированная печать с двух негативов осуществляется довольно просто. Во-первых, нужно определить правильную экспозицию для каждого негатива обычным способом с помощью экспозиметра для печати или обычной ступенчатой пробой на полосках бумаги и записать время экспонирования. .. Затем негатив ландшафта надо проецировать на ровный лист картона и очертить на нем линию горизонта. Сделать маску, для чего аккуратно обрезать лист по вычерченной линии. После этого негатив ландшафта экспонируется через увеличитель на фотобумагу обычным путем. Поскольку участок неба на этом негативе черный и, следовательно, печатается белым, на данной стадии никакого маскирования не требуется. Далее надо вынуть из увеличителя негатив ландшафта и заменить его негативом, выбранным для печати неба. Поверх фотобумаги надо поместить половину маски для нижней части изображения, чтобы прикрыть от действия света увеличителя скрытое изображение ландшафта, и затем экспонировать второй негатив. При этом маска не должна лежать на фотобумаге, ее надо держать на расстоянии нескольких сантиметров над поверхностью бумаги и слегка перемещать во время экспозиции. (Если для второго экспонирования используется тот же самый негатив, его не надо заменять. Маскирование во время второго экспонирования выполняется точно таким же способом.) Фотобумагу проявляют и фиксируют обычным образом.

На этих трех снимках показано, как к пейзажу могут быть добавлены облака. Нигель Скелси.Прямой отпечаток с негатива; получено без облачное небо.
Экспозиция при печати отрегулирована по яркости неба; передний план слишком темный.
Чтобы получить удовлетворительно и облака, и передний план, при изготовлении отпечатка были применены маска для переднего плана и две различные выдержки: для облаков и для перед него плана.