Техника пейзажной фотографии

Дж.Уэйд

Перемещения (подвижки) в фотокамере

Перемещения в фотокамере в простейшей форме могут быть осуществлены на среднеформатных и 35-мм камерах путем использования специального объектива для исправления перспективных искажений1. Для выполнения более сложных операций нужна техническая (павильонная) фотокамера. В большинстве таких камер панель объектива и кассетная часть (задняя стенка) могут быть повернуты или наклонены в различных направлениях, чтобы достичь некоторых специальных эффектов.

При фотографировании городских пейзажей для исправления схождения вертикалей можно применять перемещения в фотокамере и шифт-объ-ектив. Изображение слева было получено с наклоном камеры, схождение вертикалей оставлено без исправления. Изображение справа было получено с приме нением шифт-объектива на прямо стоящей камере.

Поворот - это движение панели объектива или задней стенки вокруг некоторой оси вправо или влево. Поворот задней стенки изменяет форму, поворот панели объектива - фокусировку изображения. Наклон - подобное повороту движение каждой панели, но вместо движения влево или вправо вокруг вертикальной оси оно совершается вокруг горизонтальной оси под прямым углом к предыдущему перемещению. И на этот раз изменяются соответственно форма и фокусировка изображения. Сдвиг - перемещение любой из панелей фотокамеры влево или вправо; причем обе панели остаются параллельными друг другу. Это перемещение сдвигает объект съемки в левую или в правую сторону кадра относительно других объектов, расположенных за ним или перед ним. Подъем или опускание - движения подобного же рода, но направленные вверх и вниз, а не влево и вправо. Положение объекта в кадре также изменяется.

1 В литературе такие объективы называют иногда тилт- или шифт-объективами. - Прим. ред.

Покажем на реальном примере, как применить эти перемещения в ландшафтной фотографии. Предположим, что вы собираетесь сфотографировать пейзаж, в котором главным привлекающим внимание объектом является дерево, находящееся посередине расстояния. Эту картину портит бетонный столб на переднем плане: в положении, из которого вы хотите снимать, этот столб заслоняет дерево. Простейшим решением было бы передвинуть фотокамеру вправо или влево, исключив таким образом из кадра столб. Предположим далее, что это невозможно либо потому, что выбранная позиция оптимальна с точки зрения композиции, либо потому, что имеется препятствие, не позволяющее изменить положение камеры. Задача может быть решена путем перемещений в самой камере. Если переместить панель объектива влево, а заднюю стенку вправо, то в результате без труда можно получить вид дерева, как вы его первоначально и представляли, но с выведенным из кадра столбом.