Техника пейзажной фотографии

Дж.Уэйд

Специальные приемы съемки

До сих пор мы обращались к различным типам ландшафтов, но в основном рассматривали их съемку обычным способом. Теперь мы хотели бы описать некоторые нетрадиционные способы съемки и печати пейзажных снимков в фотолаборатории. Приверженцы традиций могут пренебрежительно отнестись к приемам, описанным в данной главе, считая, что пейзажи следует фотографировать «впрямую», что здесь не нужны уловки для усиления выразительности изображаемых сцен. Но если вы дочитаете эту главу до конца, то наглядно убедитесь, что при всем уважении автора к традиционным подходам их ни в коей мере нельзя рассматривать единственным способом пейзажной съемки. Даже самые строгие блюстители традиций, вероятно, все же допускают иногда применение светофильтра какого-либо типа, чтобы выделить облака. И тем самым они делают первые шаги на пути постижения специальных приемов. Но прежде чем вы опробуете какой-либо специальный прием или эффект на деле, задайте себе очень важный вопрос: оправдывает ли цель средства? Используете ли вы данный прием без определенной цели или же намереваетесь скрыть какой-то недостаток оригинала? Действительно ли применение этого приема добавляет что-либо к настроению или композиции снимка? Если вы ответите утвердительно на последний вопрос, то, значит, вы используете данный прием обоснованно. Существует много различных специальных эффектов, которые можно применить в ландшафтной фотографии как при самом процессе съемки, так и позднее, при работе в фотолаборатории. Изображения могут быть окрашены, умножены, смягчены, выполнены в технике грубой зернистости и даже изменены до такой степени, что первоначальный сюжет становится не более чем абстрактной структурой. Здесь описаны некоторые специальные приемы, с помощью которых вы можете изменить вид своих пейзажных снимков.