Техника пейзажной фотографии

Дж.Уэйд

Роль линий в кадре

Скрытое «движение» дерева на этом кадре направлено справа налево. Основой композиции является расположение дерева справа и предоставление пространства для «движения» влево.

Линии могут играть важную роль в композиции снимка, увлекая глаз зрителя в нужном направлении. Рассмотрим в качестве примера фотографию, на которой изображен маленький домик с ведущей к нему тропинкой, который кажется затерянным в широких просторах ландшафта. Если дом поместить сбоку, на пересечении линий деления кадра, а угол съемки выбрать так, чтобы тропинка начиналась на переднем плане и вела к дому, то взгляд непременно направится к нему. Даже если бы ваше внимание не привлекло расположение дома, тропинка все равно привела бы к нему, поскольку именно линии направляют наш взор в пределах снимка. Точно так же дорога, начинающаяся в нижней части кадра и ведущая в точку, расположенную где-то в верхней трети, направит взгляд по вертикали кадра. Там, где Дорога кончается, необходимо разместить основной объект съемки. Этот объект может быть небольшим, как, например, автомобиль с зажженными фарами, но он должен быть достаточных размеров, чтобы остановить взгляд и стать сюжетным центром снимка.

Итак, линии направляют наш взгляд. Если использовать описанные приемы, то они могут сыграть очень важную роль в композиции кадра. Однако при этом необходимы свои меры предосторожности. Если там, где кончаются линии, ничто не останавливает взгляд, то он выйдет за пределы снимка. Линии не должны быть прямыми. Не следует также понимать слово «линия» в буквальном смысле и полагать, что это всегда дорога или тропинка, о которых говорилось в приведенных примерах. Линии могут намечаться соответствующим расположением предметов в кадре. Представим, например, гряду валунов на берегу моря. Они не должны выстраиваться по прямой; образуя зигзагообразную линию, на снимке эти камни будут уменьшаться в размере по мере удаления от зрителя, уводя взгляд в определенном направлении. В конце этой линии необходим объект, на котором взгляд мог бы остановиться. В данном примере таким объектом может быть лодка на горизонте.

Глаз направляется по естественным линиям снимка, но затем на чем-то он должен остановиться. Здесь глаз скользит по светлой дороге и останавливается на высоте одной трети, т. е. на нижней части ствола. Рональд Поукок.

Линии, реальные или воображаемые, могут также придавать фотографии то или иное настроение. В пейзажах в основном преобладают прямые горизонтальные линии, которые вызывают чувство покоя и простора. Вертикальные линии создают ощущение высоты, но они же могут создать ощущение беспокойства. Если вертикальных линий слишком много и если они находятся слишком близко к аппарату (например, группа деревьев на переднем плане), то они становятся преградой, мешающей зрителю всмотреться в снимок. Диагональные линии динамичны, создают впечатление скорости и при неумелом использовании могут лишить снимок спокойного настроения, которое вы собирались передать. Изогнутые линии обладают изяществом, взгляд легче скользит по ним, чем по прямым линиям. Округлые очертания холмов, изгибы реки или ручья могут играть самостоятельную роль в композиции снимка. Кривые линии, как и диагонали, могут создавать впечатление движения, но это движение медленное и спокойное. Такие линии особенно подходят для фотографирования пейзажа.


Изогнутые линии создают ощущение покоя, гармонирующее с подобным сюжетом. Взгляд удерживается в пределах снимка, совершая путь по треугольнику, а лодка, которая постоянно привлекает взор, располагается на расстоянии одной трети от края.