Техника пейзажной фотографии

Дж.Уэйд

Более полное определение пейзажа

С появлением сухих пластинок аппараты стали более портативными и удобными для фотографа-пейзажиста. Этот снимок сделан небольшим ручным пластиночным фотоаппаратом в начале этого века.

Нетрудно понять, почему съемка пейзажа была столь популярной на первых этапах развития фотографии и почему она остается столь притягательной сегодня. Вероятно, основная причина в том, что объектом съемки может быть все, что угодно. Все мы живем в окружении того или иного пейзажа, от холмистой сельской местности и до беспорядочно раскинувшихся городских кварталов. Чтобы найти объект съемки, фотографу-пейзажисту достаточно лишь переступить порог своего дома. Но может ли он считать, что открывшийся перед ним вид действительно представляет собой пейзаж? Короче, что же такое пейзаж?

Фотоэнциклопедия издательства «Фокал пресс» дает следующее определение этого понятия: «Пейзаж - это часть окружающей местности. Помимо таких естественных элементов, как горы и деревья, поля и живые изгороди, пейзаж может включать в себя воду (реку, озеро, водопад), а также характерные для сельской местности сюжеты, такие как деревенская церковь, коттеджи, гостиницы, фермы; сюда же относятся различные сельскохозяйственные работы - пахота, уборка урожая и т. д.»

Это определение, несомненно, соответствует представлению большинства о том, что такое пейзаж, но цель данной книги состоит в том, чтобы расширить это представление. Помимо пейзажа в традиционном понимании, в книге рассматриваются объекты съемки, которые педант назвал бы городскими, морскими, а может быть даже и небесными пейзажами. Кроме того, мы рассмотрим явления, характерные для описываемых видов пейзажей: закаты, облачность, радугу и т. д. Обычно считают, что пейзажи можно снимать при любых погодных условиях, начиная от яркого солнечного света и кончая сверканием грозовых молний. Вероятно теперь вас не удивит, что и эти условия тоже рассматриваются несколько шире. В этой книге вы узнаете, как использовать для съемки пасмурные облачные дни и как показать красоту дождя, снегопада и мягкого сумеречного света. Не забыта и ночная съемка, а также съемка при лунном свете.

Современный прием фотографирования пейзажа. Снимок был сделан с применением красного фильтра, притемняющего облака, а затем небо и передний план были передержаны при печати для усиления эффекта. Джон Рассел.