Процессы цветной фотографии

Физико-химические основы фотографии

Глава 7.1. Процессы цветной фотографии

Подобным же образом можно представить и оптические свойства двух других элементарных изображений. Количества красителей, необходимые для воспроизведения цвета данного участка, в общем случае определяются путем трехкратной фотографической съемки объекта, называемой цветоделением. Особенность процесса в том, что объект фотографируется последовательно за тремя зональными светофильтрами, каждый из которых пропускает излучения одной из зон спектра.

Так как голубая краска управляет красным излучением, то для определения ее количеств (или, как говорят, для ее выделения) необходимо зарегистрировать интенсивности красных излучений, отражаемых объектом. Этот процесс осуществляется путем съемки объекта за красным светофильтром, пропускающим их. В этом случае должен получиться негатив, оптические плотности которого зависят только от интенсивности отражаемых объектом излучений в красной зоне спектра. Естественно, что плотности негатива получаются тем большими, чем интенсивнее отражение объекта в красной зоне спектра. Плотности позитива, наоборот, тем меньше, чем больше объект отражает красных излучений. Переведя плотности позитива в пропорциональные им количества голубой краски, получим голубое изображение, светлые участки которого отражают весьма интенсивно красные излучения, а темные - в очень малой степени. Следовательно, голубое изображение в этом отношении тождественно объекту.

Рассуждая так же, найдем, что для выделения пурпурной краски необходима съемка объекта (оригинала) через зеленый светофильтр, а для выделения желтой - через синий светофильтр.

Складывая полученные таким образом элементарные однокрасочные изображения, получают единое цветное, участки которого так же отражают красные, зеленые и синие излучения, как и объект съемки.

Строение и фотографические свойства современных материалов для цветной фотографии таковы, что цветоделение происходит в результате экспонирования материала, внешне не отличимого от обычного. Такое упрощение процесса достигается применением многослойных материалов (рис. 7.2) с последующим цветным проявлением. Защитный и противоореольный слои, подслой и подложка подобны описанным раньше. Остановимся на описании эмульсионных и фильтрового слоев.

Верхний эмульсионный слой 2 не содержит спектрального сенсибилизатора и поэтому обладает лишь собственной чувствительностью. Будучи поэтому синечувствительным, он служит для регистрации излучений синей зоны спектра (400-500 нм). Так как ими должно управлять желтое изображение, то оно и образуется в верхнем слое в результате проявления особого типа, называемого цветным.
Рнс. 7.2. Строение цветофо-тографического материала:
1 - защитный слой; 2 - несснси-билизированный эмульсионный слой с желтой компонентой; 3 - фильтровый слой; 4-ортохроматический эмульсионный слон с пурпурной компонентой; 5 - панхроматический эмульсионный слой с голубой компонентой; 6-подслой; 7 - подложка; 8-противослой
Фильтровый слой 3 (фильтр) представляет собой желатиновую пленку, в которой взвешено серебро коллоидной дисперсности. В таком состоянии оно имеет желтый цвет. Слой предназначен для того, чтобы задерживать излучения, длина волны которых превышает 500 нм. Это делает невозможной их регистрацию нижними слоями.

Фильтр нужен только при экспонировании. При обработке материала его удаляют.

Второй эмульсионный слой 4 - ортохроматический. Длинноволновая граница его чувствительности - 600 нм, а коротковолновая определяется поглощением фильтра. Следовательно, слой 4 регистрирует зеленую зону спектра. В нем после цветного проявления образуется управляющее зеленым излучением пурпурное элементарное изображение.

Нижний эмульсионный слой 5 - панхроматический. Однако сенсибилизатор выбран так, чтобы область добавочной чувствительности начиналась с 600 нм. С учетом поглощения света фильтровым слоем чувствительность слоя 5 находится в пределах 600 - 700 нм, т. е. он регистрирует красные излучения, и в нем образуется голубое изображение*.



* Рассмотренной схемой не исчерпывается принцип строения цветофотографических материалов. В частности, каждый из элементарных слоев может быть двойным. Возможен и другой порядок расположения слоев, чем показанный на рис. 7.2.
Назад Физико-химические основы фотографии Продолжение