Точка съемки и композиция снимка

начало

Фото 4. Излучина. Изменение точки съёмки с одновременным использованием широкоугольного объектива дали возможность создать снимок того же участка местности, существенно отличающийся от предыдущего в лучшую сторону. Благодаря появлению крупного переднего плана его композиция стала более стройной, цельной и уравновешенной. Подчёркнутая широкоугольным объективом линейная перспектива придала снимку глубину.

Длиннофокусные объективы при соответствующем расстоянии съёмки, наоборот, помогут исключить из кадра лишние детали и благодаря этому создать более стройную композицию. От расстояния, с которого ведётся съёмка, и от фокусного расстояния используемого объектива зависит также характер перспективы на снимке, подчёркивающий глубину пространства. Известно, что создание на снимке иллюзии глубины пространства является одной из составных частей хорошей композиции и этому обычно уделяется особое внимание.

Положение второй координаты определяет направление съёмки, то есть горизонтальный угол, под которым фотографируется тот или иной объект (человек, какой-либо предмет, архитектурное сооружение, уголок природы и т.п.). Выбором направления съёмки во многом определяется место расположения в кадре каждого из элементов, входящих в изображение, его композиционный строй. В зависимости от выбранного направления съёмки композиция снимка может быть либо фронтальной, либо диагональной.

При фронтальной композиции предметы, расположенные в центре кадра, видны только с одной стороны. В результате этого на таких снимках плохо воспроизводится объём предметов, снимки выглядят плоскими и на них почти не чувствуется глубины пространства (фото 5). Помимо этого, фронтальная композиция обычно приводит к некоторой статичности всего изображения. Выразительность таких снимков, как правило, невысока, поэтому фронтальная композиция используется фотографами относительно редко. Вместе с тем есть случаи, когда именно фронтальная композиция оказывается единственно необходимой (например, документальная архитектурная съёмка) или наиболее целесообразной (техническая съёмка, анфас в портрете и т.п.).

Точка съемки и композиция снимка

Фото 5. Пример фронтальной композиции. На снимках, сделанных с центральной точки, очень плохо передаётся пространство, в результате чего они выглядят плоскими. Помимо этого, такие снимки не дают достаточно полного представления о сфотографированных объектах, так как они изображаются в этом случае только с одной стороны.

При некотором смещении точки съёмки от центрального положения в ту или иную сторону помимо передней стороны предмета становится видимой и его боковая сторона. Благодаря этому объём и формы предметов при боковой точке съёмки передаются на снимках намного лучше, а сам снимок приобретает глубину за счёт возникновения линейной перспективы (фото 6). В силу этих свойств боковые точки съёмки в практике фотографии используются наиболее часто.

Точка съемки и композиция снимка

Фото 6. Голландский домик в музее-усадьбе 'Кусково". Боковая точка съёмки не только даёт более полное представление о сфотографированном объекте, но и помогает подчеркнуть на снимке глубину пространства.

Ещё большим смещением точки съёмки от её центрального положения добиваются создания диагональной композиции, которая несколько отличается от предыдущей и обладает особой выразительностью. Благодаря перспективному сходу линий, идущих по диагонали кадра, такие снимки приобретают динамичность, создают иллюзию движения. При таком построении расположенные на диагоналях предметы зрительно как бы "скользят" по наклонной плоскости. Поэтому диагональные композиции обычно используются при спортивных съёмках, а также во всех иных случаях, когда необходимо придать снимку динамику, вызвать у зрителя чувство движения (фото 7). Третья координата определяет высоту точки съёмки. Нормальной по высоте считается точка, расположенная на уровне глаз человека. Большинство снимков делается именно с этой точки, так как при этом все предметы на снимке выглядят естественно и привычно. Но даже незначительное отклонение высоты точки съёмки от нормальной может в ряде случаев существенным образом изменить композицию фотоснимка.

Точка съемки и композиция снимка

Фото 7. Эх, дороги! Благодаря диагональной композиции снимок не выглядит статичным, на нём как бы чувствуется движение. Способствует этому и правильное размещение элементов в кадре: впереди движущегося объекта на снимке оставлено достаточно свободного места.

За счёт перспективных

сокращений низкая точка съёмки придаёт элементам переднего плана величественность, монументальность, особенно если при этом используются широкоугольные объективы. Высокая точка съёмки, наоборот, принижает, приземляет предметы переднего плана, делает их как бы малозначительными. Съёмка с очень низких или очень высоких точек называется ракурсной и довольно широко используется на практике для создания снимков, имеющих своеобразную, нестандартную изобразительную форму.

При съёмке пейзажа изменение высоты точки меняет положение линии горизонта на снимке: чем она ниже, тем ниже проходит и линия горизонта в кадре, равно как и наоборот. Низкую точку съёмки обычно используют в таких пейзажах, где основным элементом изображения является небо, на котором хотят сосредоточить основное внимание зрителей. При низкой линии горизонта небо занимает значительную часть площади кадра, что даёт возможность включить в него большое количество красивых облаков и тем самым существенно повысить выразительность снимков. Нередко при съёмке пейзажа используется и высокая точка съёмки, которая оказывает заметное влияние на характер передачи на снимке пространства. Благодаря высокой точке оказывается возможным не только показать большую протяжённость объекта съёмки в глубину, но и все находящиеся там предметы, которые не видны с более низких точек (фото 8).

Точка съемки и композиция снимка

Фото 8. Валдай, озеро Шлино. Высокая точка съёмки дала возможность показать на снимке обширное пространство со всеми, расположенными на нём, элементами пейзажа. Такая точка съёмки даёт наиболее полное представление о фотографируемом объекте.

Учитывая большое влияние точки съёмки на композицию снимков и, следовательно, на художественность и более глубокое раскрытие их содержания, выбор точки съёмки не должен носить случайный характер, а быть всегда хорошо обдуманным и оправданным.

начало
Анатолий БАКАНОВ
Фото автора