Азбука фотографии

или ироническое пособие для начинающих фотографов и моделей


Азбука фотографии или ироническое пособие для начинающих фотографов и моделей     Задачи фотографа в работе с освещением связаны в значительной мере с косметическим эффектом. Свет и тени могут и подчеркнуть достоинства модели и скрыть ее недостатки, как уже, например, рассматривалось в работе с бюстом: прямой фронтальный свет лишает изображение объемности, поэтому с его помощью можно смягчить вид непропорционально большой груди или вздувшихся вен и послеродовых растяжек, а придать объем не сформировавшемуся бюсту можно, не только применяя "широкоугольники", но и в большей степени за счет боковых теней.

    Однако это крайности, а в обычных условиях требуется мягкий рассеянный свет, и самый простой способ его получить это направить вспышку в потолок. Тогда вы избавитесь от резких теней, и ваша модель не будет выглядеть плоской, словно вырезанной из картона фигурой. Однако эти грубые тени, за которые так стыдят начинающих фотографов, иной раз могут спасти девичью репутацию. Я говорю о конкурсах в интернет. Как правило, каждая приличная фотосерия с правильно поставленным светом, недешевой обстановкой и эффектной моделью вызывает откровенное недоверие среди зрителей, дескать, и картинки это скаченные с буржуйского сайта, и грудь силиконовая, и глаз вставной. Однако, если избавиться от одной из составляющих, а именно от правильного освещения, если ту же девушку в том же месте снимать по-тупому вспышкой в лоб, то возникает реакция абсолютно противоположная. Девушке выражается поддержка и сочувствие, а все нехорошие слова сыплются в адрес фотографа.

    Условность термина "ЭФ", искусственно введенного в наш оборот на волне либерализации, очевидна. Непосвященные постоянно путают и метут в одну кучу классическую актовую фотографию, фотопродукцию с элементами эротики и, наконец, порно с его собственной спецификацией. Для акта обязательно присутствие обнаженного или полуобнаженного тела. Не обязательно красивого. Диапазон актовой фотографии намного шире, чем у ЭФ: от восторгов радости и любви до трагедии человека в мире урбанизации и экологических катастроф. В мире эротики изначальна чувственность и не обязательна нагота. Какая-то деталь, бархат кожи, округлость форм, волнующий жест или блеск язычка, слизывающего мороженое, могут обладать куда большим эротическим потенциалом, чем иное полностью обнаженное тело. ЭФ заведомо идеализирует реальность и всегда несет некий элемент провокации, но провокации поэтичной.

    Четыре ведущих манеры общения со зрителем, четыре стиля повествования присутствуют в фотографии:
я там был, и я это видел, 
я это видел и видел это так, 
я это видел, и вот как я это чувствую, 
я это чувствую, и вот символ моего чувства. 
    Если первый подход не вносит искажений в реальность и показывает мир таким, как есть, то во всех трех других случаях во главу угла ставится не сам факт, а его художественная интерпретация. Поэтому следует быть готовым к тому, что не обладающий определенной суммой знаний, из-за предвзятости или инертности восприятия зритель может не понять или не захотеть понять язык снимка. Поэтому задача номер один для автора ЭФ - придать снимку свое неповторимое притяжение, суметь заставить зрителя остановить взгляд на своей работе, за счет оригинальности идеи или за счет обаяния модели придать изображению некий магнетизм, реальную силу внушения. А уже потом, чуть приоткрыв некий культурный код, помочь зрителю направить движение его мысли в верное русло. И здесь по сравнению с кино и телевидением у фотографии есть важное преимущество - изображение снимка статично, его можно рассматривать сколь угодно долго. Зритель располагает временем для того, чтобы разгадать предложенный ему шифр.

    Совершенно самостоятельны в фотографии возможности Цвета и Времени. Пространственное совмещение героини с окружающей ее обстановкой вовсе не означает и обязательное совпадение во времени. Движение, взгляд, поворот головы слева направо или справа налево - уже могут читаться соответственно как обращение в будущее или в прошлое.
начало далее