Художественная фотосъёмка горных пейзажей

Фототехнический арсенал

Фототехнический арсенал 29. Перевал Croix, вид в направлении вершины Grand Muveran. Растянутые широкоугольником каменная тропинка и ветки ёлки, в сочетании со специфическим расположением облаков организуют движение взгляда зрителя по кадру и создают впечатление движения вглубь. Световой акцент в середине кадра дополнительно притягивает внимание.


    Очевидно, что для успешного фотографирования горных пейзажей фотограф должен иметь хорошую фототехнику. Каким же должен быть оптимальный комплект?

Камера



    При сегодняшнем разнообразии фотокамер можно бесконечно приводить аргументы за и против камер того или иного типа, от цифровых до широкоформатных. В конечном счёте, решающим оказывается бюджет и степень увлечения фотографа, его готовность приносить удобство в жертву качеству. Я сам фотографирую, используя среднеформатную плёночную камеру Pentax 67II с набором сменных объективов, и нахожу этот комплект оптимальным в смысле соотношения разнообразных затрат к конечному качеству фотографий. Полученные лучшие кадры я обычно оцифровываю на профессиональном сканере.

Объективы



    Так как серьезное фотографирование всё же предполагает зеркальную камеру и сменные объективы, скажу несколько слов о наборе необходимых (с моей точки зрения) объективов. Прежде всего, это широкоугольный объектив (с фокусным расстоянием порядка 20-24мм, в терминах 35мм формата). С помощью широкоугольника вы не только сможете охватить большие просторы. Он обладает специфическим свойством немного искажать пространство, растягивая находящиеся по углам кадра объекты, в частности, расположенный внизу передний план (Илл.29). Это надо знать, и, после соответствующей практики, умело применять. Далее в линейке необходимых объективов стоят два зума: один в в диапазоне от широкоугольника до нормального объектива, другой от нормального до длиннофокусного объектива. В заключение линейки, хорошо иметь длиннофокусный объектив (порядка 200-300мм, в терминах 35мм формата), который может оказаться полезным при съёмке пейзажей с включением диких животных. Если вы снимаете на цифровую зеркалку, то нужно учитывать так называемый «кроп-фактор», то есть небольшое увеличение изображения за счет неполноразмерной матрицы. В этом случае есть смысл запастись самым короткофокусным объективом из доступных вам.

Фильтры



    Необходимыми в комплекте я считаю UV, поляризационные и градиентные фильтры. При съёмке в горах наличие задерживающих ультрафиолет фильтров достаточно актуально из-за сильного потока ультрафиолета. UV фильтры довольно дешевы и абсолютно прозрачны, поэтому зачастую используются владельцами хороших объективов просто для защиты передних линз. Хорошим дополнением к способности фильтра задерживать UV считается наличие лёгкого теплого (желтого) оттенка, компенсирующего синеву при съёмке днём, особенно зимой (т.н. SkyLight фильтры). По причине отсутствия автофокуса в моей камере я могу пользоваться более эффективными линейными поляризаторами, владельцы автофокусных камер вынуждены покупать круговые поляризаторы. Считается, что хорошие поляризаторы производятся немецкими фирмами (Kasemann) и американскими (Tiffen), хотя я нигде не встречал количественных измерений степени их качества. Градиентные фильтры (представляющие, как правило, прямоугольные стеклянные или пластиковые пластины, частично затемнённые красителем и смонтированные на объектив с помощью специального адаптера) различаются по степени плотности и форме затемнённой области, по плавности перехода между тёмной и прозрачной частями, и, конечно, по цвету. Большое разнообразие таких фильтров предлагает, например, французская фирма Cokin, или американская фирма Lee. Кроме выше перечисленных трёх основных категорий, существует огромное разнообразие фильтров, но их применение обосновано уже скорее не техническими, а художественными требованиями к кадру, Использование таких эффект-фильтров (например, фильтра Softar, рисующего мягкие гало вокруг освещённых областей кадра) больше похоже на активное вмешательство в содержание кадра, нежели на исправление артефактов фотосъёмки

Вспышка



    Несмотря на то, что большинство камер оснащены встроенной вспышкой, её эффективное использование при съёмке пейзажей практически невозможно в силу её недостаточной мощности, т.е. выносная вспышка совершенно необходима для фотографирования пейзажей. Она обязательно должна обладать поворотной в двух плоскостях головой и регулируемой мощностью.

Штатив



    Я не буду повторять приведённые ранее аргументы в пользу необходимости штатива. Конечно, штатив – это отдельный предмет для переноски, зачастую не лёгкий (мой Manfrotto 055nat с головой Manfrotto 029, например, весит почти 5 кг.), но облегчать себе жизнь за счёт заметного ухудшения качества фотографий не стоит. Естественно, что штатив по прочности должен соответствовать весу вашей камеры. Если ваш бюджет позволяет, то стоит приобрести штатив из углепластика – он значительно легче. Не менее важно грамотно выбрать головку к штативу. На мой взгляд, для фотографирования пейзажей более подходит трёхосевая головка в силу её большей механической стабильности. Шаровая головка, хоть и предполагает более быструю установку камеры в нужном положении, может оказаться беспомощной при необходимости удержать фотоаппарат в свешенном набок положении для съёмки вертикальных кадров. Также, способность трёхосевой головки двигаться только в одной, расфиксированной плоскости может оказаться очень полезным при съёмке серии кадров, смещённых строго по горизонтали.

Планирование съёмки Художественная фотосъёмка горных пейзажей Экипировка фотографа