Художественная фотосъёмка горных пейзажей

Планирование съёмки

Планирование съёмки 27. Озеро Fenetre (внизу), гряда Mont- Blanc на заднем плане. Рассматривая карту, я обнаружил неподалёку от перевала Grand-St-Bernard это небольшое плато с расположенными на нём несколькими озёрами (озеро Fenetre в их числе), и решил, что, освещённые закатным солнцем, оно может быть хорошим сюжетом для съёмки. Расчёт оправдался, хотя свой лучший кадр там (Илл. 5) я снял только на следующий год.


    «Оказаться в нужном месте в нужное время» - гласит одно из непреложных правил фотографии. Хотя это правило и подразумевает изначально репортажную съёмку, осмысление и применение его в пейзажной съёмке более чем полезно.

    Первую половину этого правила следует понимать как практику посещения мест, где возможно появление каких-нибудь красивых природных явлений: начиная от простого освещения горы лучом закатного солнца, и заканчивая извержением вулкана. Хотя очевидно, что немаловажную роль в том, что вы оказались именно в нужном месте и в нужное время, играет удача, однако целенаправленно планировать фотографические вылазки можно и нужно. При планировании посещения какого-нибудь места в первый раз необходимо в первую очередь учитывать рельеф местности и его расположение относительно солнца, т.е. пытаться предвидеть, что будет освещено, а что будет в тени в то время суток, когда вы планируете там быть.

    Это потребует подробной карты местности, а так же умения с этой картой работать. В идеале, после внимательного изучения карты региона предполагаемого похода, в голове должен возникнуть приблизительный трёхмерный набросок местности и пролегание вашего маршрута по нему. Как минимум, необходимо понимать, где вам предстоит идти вверх, а где вниз. Как цель (или одну из целей) похода полезно бывает наметить небольшие плато, желательно с небольшими озёрами – опыт показывает, что именно там можно снять наиболее интересные кадры.

    Хотя это звучит немного фантастично, но могу засвидетельствовать, что это вполне возможно, и что я сам несколько раз «вычислял» кадр по карте (Илл.27). Огромную помощь в осознании художественного потенциала незнакомой для вас местности может оказать просмотр туристических открыток. Конечно, не надо пытаться повторять эти открытки (да это и практически невозможно, как «нельзя войти в одну и ту же реку дважды»), однако пренебрегать ими не стоит, тем более, что эти открытки, как правило, снимают профессионалы, хорошо знающие местность.
Планирование съёмки 28. Перевал Col Jamain, вид в направлении Женевского озера, у подножия гор расположен город Vevey. Поняв, что приближающаяся гроза может принести отличный кадр запечатляющий молнию, и зная, что среагировать на неё вне пределов быстроты человеской реакции, я быстро поставил фотоаппарат на штатив, открыл затвор, и стал ждать. Молния ударила приблизительно через пол-минуты.


    Естественно, что первый поход вполне может оказаться не слишком продуктивным. Это нормально. Просто вам, будучи вооружённым знаниями, надо не полениться, и, с учетом собственных промахов и полученных конкретных знаний о той местности, посетить облюбованную точку во второй (а при необходимости и в третий) раз, и снять там свой шедевр. Как пример, могу привести фотографию (Илл.29) места, куда я ездил не меньше десяти раз, и в результате всё-таки снял неплохой кадр.

    Вторая половина правила, предписывает быть на месте вовремя. «Быть вовремя» -понятие широкое, включающее и сезонные сроки (например, время цветения лугов в горах для съёмки кадров о начале лета, или время пожелтения лиственниц для съёмки кадров об осени, или обильное выпадение снега для съёмки зимних кадров); и суточные сроки (например, время восхода и заката); и сиюминутные временные рамки (например, наползание облака, закрывающего тенью задний план, или прекращение ветра, колышущего траву на переднем плане).

    Практически, всегда лучше быть на месте заранее, и, подготовив всё для съёмки, ожидать благоприятного момента. Хотя пейзажная съёмка не репортаж, но, тем не менее, и в ней требуется умение оперативно оценить живописность сцены и вовремя нажать спуск. Я потерял значительное количество отличных кадров из-за того, что не успевал вовремя среагировать на какое-нибудь быстрое изменение сцены, придающее кадру «изюминку». Но если вы среагировали вовремя, и действовали быстро и точно, то наградой вашему мастерству будет эффектный кадр (Илл.28).

Свет в пейзажной фотографии Художественная фотосъёмка горных пейзажей Фототехнический арсенал