Художественная фотосъёмка горных пейзажей

Свет в пейзажной фотографии

Свет в пейзажной фотографии 21. Озеро Derborence. Боковое освещение помогает отдельным лиственницам не потеряться на фоне зелёной воды и тёмного-зелёного леса, отчётливо давая зрителю представление о глубине сцены.


    Фотография в переводе с древнегреческого означает «запись света». То есть свет должен БЫТЬ, он должен правильно освещать сцену в соответствии вашими художественными замыслами. Помимо разного освещения местности за счёт угла падения, свет утром, днём и вечером имеет разную окраску, что придаёт разное эмоциональное настроение фотографируемой сцене.

Утренний или вечерний свет



    Основное отличие утреннего и вечернего бокового света в том, что он позволяет разделить проецирующиеся друг на друга элементы сцены и избежать их «слипания», нечитаемости одних объектов на фоне других. (Илл. 17, 21). В горах это особенно важно, поскольку очень часто одни элементы (деревья, камни или вершины) находятся на фоне других, и при неправильном свете снимок выходит «плоским». Именно поэтому считается правильным фотографировать утром или вечером, при положении солнца «сбоку». Однако, не стоит пытаться фотографировать горный пейзаж, когда утренний или вечерний свет падает «сзади» -почти наверняка вы получите «плоский» снимок. Отдельно стоит фотографирование «против света» или контражур. Снимая в контровом свете, можно совершенно испортить кадр, а можно получить шедевр. Проблем при съёмке в контражуре возникает достаточно, начиная от паразитного отражения солнечного света на поверхностях внутренних линз объектива, и заканчивая повышенной контрастностью всей сцены. Почему же снимки, сделанные в контражуре, так специфичны и так интересны (Илл. 22) ? Основная причина, на мой взгляд, состоит в том, что основные типы элементов горных сцен (камень, вода, снег, растительность) по-разному отражают контровой свет, поэтому сцена отчётливо разделяется на планы и элементы легко читаются. Дать рецепт сценария удачной съёмки в контражуре невозможно. Только практика и анализ собственных неудач, даст ответы на возникающие вопросы.
Свет в пейзажной фотографии 22. Закат на Женевском озере. Контровое освещение в сочетании с отраженным светом дают прекрастный цветовой контраст по разному освещая поверхность воды, облака, заснеженые елки.


    С точки зрения эмоциональности, утренний свет обычно рисует фотографируемую сцену в жизнерадостных тонах (Илл.17). Вечерний свет может придавать фотографии и настроение расслабленности, и настроение возбуждённости, даже агрессивности, в зависимости от интенсивности красного цвета (Илл.23).
Свет в пейзажной фотографии 23. Перевал Lovenex. Насыщенный свет заката создаёт сюрреалистическое освещение. Усиленный диапозитивной плёнкой Kodak E100VS и оттенённый градиентным фильтром Cokin 121, этот свет придаёт снимаемой сцене далеко не спокойное настроение.


Дневной свет



    Дневной свет, конечно не столь живописен, как свет утренний или вечерний. Однако, и его можно довольно удачно использовать для съёмки, если помнить о наличии облаков.
Свет в пейзажной фотографии 24. Озеро Emmoson, слева горы Mur de Rosses. Частичное освещение позволило акцентировать внимание на маленьком камне справа, противопоставляя его возвышающейся слева неосвещённой горной громаде. Такое противопоставление способствовало лучшей передачи объёма сцены.


    Основная идея состоит в использовании световых акцентов. Это происходит, когда малозначительные объекты попадают в тень облаков, в то время как ключевые предметы освещены (Илл.23). Но раз передвинуть солнце или разогнать тучу невозможно, то остается одно -ждать. При этом надо помнить, что не все облака в горах равномерно движутся в одном направлении, как это обычно происходит над равниной. Часто облака повисают над каким-то местом (например, над ледниками), и могут висеть там, увеличиваясь или уменьшаясь в размере, в течении всего дня. Бывает и наоборот: невинное с виду облачко за каких-нибудь двадцать минут превращается в грозовую тучу. Опыт позволяет предсказывать какие-то вещи, но в любом случае – если вы хотите сделать удачный снимок, то запаситесь терпением.

    Другим положительным свойством почти вертикального дневного света является то, что он освещает узкие, глубоко лежащие долины или каньоны. Такое освещение, в сочетании с интересными тенями от соседних гор и облаков, позволит вам снимать эти «неудобные» для фотографии создания природы, показывая их глубину и величие (Илл.23). Кстати, обобщая этот пример, можно сказать, что хорошие пейзажные снимки, сделанные днём, отличает именно хорошая передача объёма сцены.
Свет в пейзажной фотографии 25. Перевал Barberin, вид на долину Emaney. Почти вертикальные лучи дневного солнца освещают зажатую между горами долину, а угловатые тени от расположенной слева горной гряды Pointes d’Aboillon дают взгляду точку отсчёта, предотвращая потерю глубины. Присутствие двух человеческих фигурок на тропе в нижней части кадра дополнительно обостряет восприятие масштаба.


Рассеянное освещение



    Равномерный свет облачного дня весьма труден для создания эмоциональных снимков. Именно поэтому хороших снимков, сделанных при таком освещении мало, именно поэтому эти нечасто встречающиеся хорошие снимки ценятся и вызывают интерес зрителя. Обычный мотив, на тему которого удаётся сделать хороший снимок -демонстративная неприветливость дикой природы (Илл.19, 26).
Свет в пейзажной фотографии 26. Озеро Tanney. Частые туманы и нагромождение камней позволяют там весьма удачно снимать сцены на тему о дикой, неприветливой горной природе.


Сумерки



    Съёмка горных пейзажей в условиях сумерек редка, и, как правило, ограничена фотографированием горных силуэтов. Отдельно стоят редкие и красивые кадры горных пейзажей, снятые при слабом освещёнии полной луной, однако, в силу сложностей как со стороны практической, так и со стороны фотографической, практику такого вида съёмки вряд ли можно рекомендовать для начинающих фотографов.

Композиция горного пейзажа Художественная фотосъёмка горных пейзажей Планирование съёмки