Художественная фотосъёмка горных пейзажей

Композиция горного пейзажа

Композиция горного пейзажа 13. Перевал Chevaux. Камни, расположенные на переднем плане, организуют движения взгляда зрителя, помогая лучше рассмотреть содержание снимка.


    Не секрет, что хороший пейзажный снимок отличает, прежде всего, отточенная композиция. Без этого съёмка природы будет обречена на неудачу. Построение правильной, гармоничной композиции в пределах кадра – это целая наука (или искусство), и на эту тему написано немало статей и книг. Естественно, что идеальной композиции не существует. Однако, если вы научитесь соблюдать некоторые несложные правила, то ваши кадры будут выглядеть существенно лучше.
Композиция горного пейзажа 14. Снятый с горы Gorgengrat вид на горные склоны, расположенные в местечке Zermatt. Противопоставление расслоившейся камня на переднем плане и величественной горы Matterhorn на заднем плане помогает подчеркнуть масштаб и передать глубину сцены.


Необходимость переднего плана


    В отличие от живописца, вольного включить любые реальные и выдуманные элементы в свою композицию, фотограф жёстко ограничен реальностью и вынужден фотографировать «то, что есть». То есть строить свои композиции путем перемещения камеры относительно сцены, проще говоря, приседая вверх-вниз, или шагая влево-вправо. При съёмке широкоугольным объективом, те небольшие объекты (цветы, камни, пни ит.д.), расположенные вблизи, в пределах 2-3 шагов от точки съёмки, и будут передним планом фотографируемой сцены (Илл.13). Передний план можно и нужно искать. Можно – потому что близкорасположенные от точки съёмки предмета заметно двигаются в кадре при небольших смещениях камеры вверх-вниз-влево-вправо. Нужно – потому что помощью умелого наложения элементов переднего плана можно весьма существенно улучшить кадр – например, заслонить стоящий вдали автомобиль, дать направление взгляду зрителя на незаметный цветок или стоящего вдали горного козла, подчеркнуть ритм чередующихся горных пластов на заднем плане. Одной из важнейших задач при художественной съёмке пейзажа является передача глубины сцены, ощущения простора (Илл.14). что практически невыполнимо при отсутствии хорошего переднего плана. Поэтому следующее правило фотографирования пейзажа «ищите передний план» я бы дополнил такой практической формулой «если ничего подходящего нет – не снимайте эту сцену вообще».

    Правило золотого сечения. Это правило было известно еще строителям египетских пирамид, но оно не потеряло своей актуальности и теперь. Правило золотого сечения -основа гармоничной и легко воспринимаемой композиции - при фотографировании пейзажей в горах может быть применено с большим эффектом. Это возможно потому, что горные пейзажи зачастую содержат много наклонных и вертикальных линий, в дополнение к горизонтальным линиям, столь характерным для равнинных пейзажей. Формально, правило золотого сечения заключается в расположении линий и объектов не посередине кадра, а немного сбоку -так, что бы соотношение расстояний от, например, линии до ближней и до дальней границ кадра равнялось соотношению расстояния от линии до дальней границы к размеру всего кадра. Для практического применения в фотографии часто бывает достаточно следовать правилу третей: например, расстояние этой линии до левой границы кадра равно удвоенному расстоянию до правой, и т.д. Очевидно, что в прямоугольном кадре легко насчитать четыре линии золотого сечения (правая, левая, верхняя и нижняя), и четыре точки золотого сечения, соответственно лежащих на пересечении этих линий. Многие фирмы (например, Пентакс), кстати, выпускают фокусировочные экраны, на которых уже нанесены эти линии золотого сечения, что делают практическое применение этого правила ещё легче.
Композиция горного пейзажа 15. Склон горы Le Larzey, кантон Wallis. Расположение ёлки на каменном пьедестале в точке золотого сечения, а также отсутствие лишних объектов не оставляют сомнений зрителю о том, что есть центр внимания данного снимка.


    Почему надо помещать объект в линию или точку золотого сечения? Из психологии восприятия известно, что элемент сцены (камень, цветок, освещённое солнцем пятно на склоне горы), помещённые в точки золотого сечения, привлекают на себя внимание зрителя. Этим, безусловно, надо пользоваться для подчёркивания интересных, несущих смысловую нагрузку элементов сцены, или, наоборот, не помещать туда бессмысленные, несоответствующие художественному замыслу элементы, типа отцветшего цветка или валяющейся бутылки (если, конечно, вы не собираетесь послать эту фотографию на какой-нибудь экологический конкурс).

    С другой стороны, правило золотого сечения не должно быть догмой. Например, не стоит помещать береговую линию озера на уровень нижнего золотого сечения, если поверхность озера проецируется в кадр как монотонная серая полоса, занимающая целую треть кадра.
Композиция горного пейзажа 16. Местечко Les Diableretes. Старый пень на фоне горных вершин Oldenhorn и Sex Rouge из горной гряды Les Diableretes. Сопоставление доживающего свой век гнилого пня и неприступных горных вершин может вызвать у зрителя разнообразие мыслей.


Центр внимания кадра и «вопрекизмы»


    Взгляд зрителя надо уважать. Это означает, что его нельзя заставлять мучительно блуждать по вашей фотографии от одного небрежно помещённого объекта к другому, в попытках понять, что тут более интересно -этот пень или тот камень? Иными словами, в вашей композиции должен быть центр внимания. Однако, недостаточно просто поместить некий объект в точку золотого сечения и уповать на психологию восприятия. Надо, чтобы вся композиция работала на «вежливое препровождение» взгляда зрителя к этому объекту (Илл.15).

    Что же именно должно быть в центре внимания? Всё, что смотрится красиво или необычно там, где вы снимаете. Например, камень необычной формы (все камни вокруг мелкие и круглые, а этот – большой, и с интересной трещиной по диагонали). Или старый, рассохшийся пень, стоящий на фоне заснеженной вершины (Илл.16).
Композиция горного пейзажа 17. Вид на горную гряду Mont-Blanc с плотины Emosson. Растущее на наклонном склоне ёлка придаёт снимку очевидную для зрителя эмоциональную окраску.


    В горах, из-за небольшого разнообразия композиционных элементов, всегда бывает легко (и очень полезно) «сменить материал» -например, показать цветок на фоне камней, или камень на фоне мхов, или кочку мха на фоне падающей воды, или, камень, о который разбивается струя водопада, и т.д. При поиске таких парных комбинаций можно руководствоваться вопросом: а что в пределах этой сцены есть такого, что растёт (стоит, лежит) вопреки давлению окружения? Дерево на камне – идеальный пример такого «вопрекизма» (Илл.17). Запечатлённый пример такой «героической борьбы» всегда вызовет одобрение вашего снимка зрителем. Взглянув чуть более философски на задачу о центре композиции, можно сказать, что она, в конце концов, сводится к простому вопросу – что вы хотите сказать этим кадром? Постарайтесь ответить себе на этот вопрос, компонуя кадр (а не рассматривая его потом), и если ответа нет – лучше не снимайте его вообще.

Подчёркивание диагоналей


    Так как физиологи выяснили, что траектория движения фокуса внимания зрителя редко бывает параллельно краям кадра, то становиться понятным, почему расположение отдельных линий сцены по диагоналям кадра воспринимается гармонично и позволяет связать содержимое кадра (например, передний и задний план) в единое целое. К сожалению, классический пример построения диагонали в равнинном пейзаже – дорога, выходящая из левого (или правого) нижнего угла и заканчивающейся где-то на горизонте (перспективная диагональ) -вряд ли будет работать в горных пейзажах по простой причине отсутствия в горах прямых дорог. Зато, для съёмки в горах более чем достаточно естественных диагоналей. Например, ею может стать наклонный пласт горной породы или сбегающий по нему поток воды (Илл.168. наклонённая ветром ёлка или застрявшее в водопаде бревно. Для перспективной диагонали хорошо подойдёт тень от крутой скалы или отражение скалы в горном озере.
Композиция горного пейзажа 18. Диагональное расположение струй горного ручья в сочетании со световым контрастом по другой диагонали создают гармоничный кадр, передающий стремительность движения воды.


    Художественная диагональ не есть диагональ геометрическая. Иными словами, она вовсе не обязательно должна пролегать строго из одного угла кадра в противоположный. Существует множество вариантов неполных диагоналей. Например, хорошие результаты также получаются при использовании диагоналей, идущих из угла в точку, делящей противоположенную сторону кадра в соотношении золотого сечения, или соединяющей точки золотого сечения, лежащие на противоположенных сторонах кадра и так далее, т.е. возможны многочисленные варианты (Илл. 19).

Боковое оформление кадра

Композиция горного пейзажа 19. Озеро Tanney ранней весной. Отражения горных склонов, хоршо читаемые на поверхности озера, гармонизируют и украшают неприветливую красоту горного озера.

    Иногда бывает очень хорошо поместить на левую или правую границу кадра какой-нибудь вертикальный объект (чаще всего – дерево, вертикальную стенку скалы и т.д). Делают это для того, чтобы внимание зрителя не уходило «за кадр», что часто бывает при подчеркивание нескольких диагоналей в одном направлении (например, из левого верхнего угла в правый нижний) (Илл. 20). Такое «сползание внимания» особенно актуально при отсутствии ярко выраженного центра внимания в кадре.
Композиция горного пейзажа 20. Перевал Croix, вид в направлении вершины Grand Muveran. Несколько диагоналей слева направо сходятся в точке, где вертикально расположенная ёлка фиксирует взгляд зрителя, не позволяя уходить ему «за кадр».


Техника съёмки пейзажа в горных условиях Художественная фотосъёмка горных пейзажей Свет в пейзажной фотографии