Художественная фотосъёмка горных пейзажей

Техника съёмки пейзажа в горных условиях

Техника съёмки пейзажа в горных условиях 7. Озеро Riffelsee, местечко Zermatt, на заднем плане знаменитая гора Matterhorn. Фотографируя через широкоугольный объектив, я навел фокус на камни и травку переднего плана, и закрыл диафрагму до максимума (f/22). Несмотря на солнечный день, выдержка составляла 1/10 сек, поэтому пришлось ждать отсутствия ветерка, колышащего тонкие высокие стебли травы.


    Хорошая пейзажная фотография заставляет забыть зрителя о том, что это есть фотография. Оправленная в рамку, и грамотно размещённая на хорошо освещённой стене, она превращается в «открытое окно». Чтобы это произошло, снимок должен быть и технически безукоризненным, и увлекательным по содержанию. Технические недочёты отвлекают внимание, и не позволяют зрителю насладится красотой природы, запечатлённой на снимке. Зритель будет (совершенно справедливо!) сетовать на неумение фотографа, не сумевшего сфотографировать великолепную сцену -примерно так же, как посетитель ресторана будет зол на повара, пережарившего прекрасную отбивную. Напротив, технически совершенный снимок представит сфотографированную природу во всей красе, т.е. покажет все элементы сцены с достаточной чёткостью и хорошо освещёнными. Что же нужно сделать, чтобы добиться такого эффекта?
Техника съёмки пейзажа в горных условиях 8. Перевал Gd-St-Bernard. Телеобъектив не позволил снять всю сцену в фокусе, поэтому я решил пожертвовать резкостью заднего плана в пользу меньшей выдержки, что позволило снять без «шевелёнки» колышашуюся на постоянном ветру траву.


    Резкость изображения. Пейзажный снимок должен иметь безупречную резкость по всей площади кадра -от травинок на переднем плане, до горной гряды на горизонте (Илл.7). Резкость изображения по всей глубине сцены, от переднего до заднего планов, достигается, естественно, использованием максимально закрытой диафрагмы – в этом съёмка пейзажа в горах ничем не отличается от съёмки на равнине. Помните, что чем ближе элементы переднего плана к точке съёмки, тем больше придётся «зажимать» диафрагму для достижения резкости по всей глубине сцены. С точки зрения теории, расстояние от ближайшего элемента переднего плана до объектива должно быть не меньше гиперфокального расстояния, тогда вся сцена будет находиться в зоне резкости. Гиперфокальное расстояние при компоновке конкретного кадра зависит и от установки диафрагмы, и от особенностей конкретного объектива (широкоугольники имеют более короткое гиперфокальное расстояние, нежели длиннофокусные объективы). Если вам никак не удается добиться резкости во всем кадре, то выберите их двух зол меньшее. Запомните, что при съемке пейзажей нерезкий передний план выглядит куда хуже, чем нерезкий задний план. Поэтому передний план должен быть резким всегда. А фоном (в крайнем случае) можно пожертвовать. В редких случаях, лёгкую размытость заднего плана можно использовать для фокусировки внимания зрителя на переднем плане, если там нет чётко выраженного центра внимания (Илл.8). Обязательно используйте при этом функцию камеры depth of field preview (предварительный просмотр глубины резкости).
Техника съёмки пейзажа в горных условиях 9. Озеро Tanney и горные вершины Alamont (ближе) и Grammont. Ярко освещённые в солнечный день облака в сочетании тенями елового леса ставят для позитивной плёнки почти нерешаемую задачу точно передать весь диапазон света и тени. Наиболее освещённые части облаков находятся на границе бесцветно-белого, а тень елового леса - на границе полной черноты. Градиентный фильтр по границе горы/небо помог бы выравнить освещённость по площади кадра.


    Всем известно, что проработка деталей на снимке в первую очередь зависит от качества вашего объектива. Однако, даже снимая через высококачественный, правильно диафрагмированный объектив, можно легко получить размытое изображение из-за нестабильности положения фотоаппарата, проще говоря, при съёмке с рук или неустойчивого штатива. Учтите, что съёмка пейзажей зачастую производится не при ярком солнечном свете. Использование поляризационного фильтра дополнительно съёдает добрую половину света. Если, к тому же, вам понадобится максимально закрыть диафрагму (для большей глубины резкости), то на плёнку или матрицу попадёт лишь малая толика доступного света, и выдержка наверняка будет дольше 1 сек. Очевидно, что устойчиво держать фотоаппарат руками в течении одной секунды невозможно, поэтому штатив необходим. Это позволит вам, кстати, в прямом смысле этого слова «развязать руки». Установив фотоаппарат на штатив, вы можете спокойно манипулировать объективами, фильтрами, насадками, блендами.
Техника съёмки пейзажа в горных условиях 10. Долина между перевалами Chevaux и Bastillon, вид на горную гряду Tsousse (Gd-St-Bernard). Применение поляризатора позволило снизить освещённость неба. Заметьте - ориентация поляризатора помогла отрезать свет, рассеяный воздухом над горами вдали, но пропустила тот же свет, отражённый от поверхности воды. Если бы поляризатора не было, то небо над горами запечатлилось на плёнке намного более светлым.


    Всем известно, что проработка деталей на снимке в первую очередь зависит от качества вашего объектива. Однако, даже снимая через высококачественный, правильно диафрагмированный объектив, можно легко получить размытое изображение из-за нестабильности положения фотоаппарата, проще говоря, при съёмке с рук или неустойчивого штатива. Учтите, что съёмка пейзажей зачастую производится не при ярком солнечном свете. Использование поляризационного фильтра дополнительно съёдает добрую половину света. Если, к тому же, вам понадобится максимально закрыть диафрагму (для большей глубины резкости), то на плёнку или матрицу попадёт лишь малая толика доступного света, и выдержка наверняка будет дольше 1 сек. Очевидно, что устойчиво держать фотоаппарат руками в течении одной секунды невозможно, поэтому штатив необходим. Это позволит вам, кстати, в прямом смысле этого слова «развязать руки». Установив фотоаппарат на штатив, вы можете спокойно манипулировать объективами, фильтрами, насадками, блендами.

    Градиентный фильтр представляет собой стеклянную или пластиковую пластинку с полупрозрачной тёмной полосой. Он может затемнить небо независимо от положения солнца на нём, или присутствия на небе рассеивающей солнечные лучи дымки, но вместе с ним затемнит и дерево, и другие вертикальные объекты, попадающие под тёмную область фильтра (Илл.11).
Техника съёмки пейзажа в горных условиях 11. Заповедник Derborence. Применение градиентного фильтра помогло снизить яркость верхней-правой части кадра, и избежать передержки, придающей небу белёсый оттенок.


    Так как поляризатор и градиентный фильтр в известной степени дополняют друг друга, то в комплекте надо иметь и тот, и другой.

    Для освещения тёмных областей элементов сцены существует единственный приемлемый способ – использование вспышки. Этот приём, обычно называют «заполняющая вспышка» (в англоязычной литературе - fill-in flash). Естественно, что речь идёт о подсвечивании элементов переднего плана, находящихся в пределах мощности вашей вспышки. Не стоит пытаться подсветить склон удалённой горы, если конечно, вы не счастливый обладатель прожектора ПВО. Типичный пример необходимости освещать передний план – контражурная (против света) съёмка заката с камнями на переднем плане (Илл.12). Без применения вспышки, обращённые к вам поверхности камней будут выглядеть однотонными темными пятнами.
Техника съёмки пейзажа в горных условиях 12. Закат на озере Tanney. Вспышка, направленная на передний план, позволила равномерно проэкспонировать неосвещённые солнцем (обращённые к зрителю) поверхности ближних камней.


    Важная деталь -вспышка и светофильтры (в идеале) должны быть использованы так, чтобы на снимке не осталось явно видимых паразитных следов их применения в виде теней, полосок и т.д. Зритель должен видеть перед собой идеально экспонированный кадр, а ваши усилия и, возможно, ошибки должны остаться «за кадром». Например, типичная ошибка начинающих -неестественно ярко освещённый вспышкой передний план с характерными короткими тенями. Чтобы избежать этого, поэкспериментируйте со вспышкой заранее, изменяя направление, ширину луча и время импульса вспышки. Современные камеры и вспышки предлагают богатый выбор способов контроля равномерности освещения в пределах кадра, вплоть до показа гистограммы яркостей (в цифровых камерах). Их надо знать и умело использовать.

Пейзажи и высоты Художественная фотосъёмка горных пейзажей Композиция горного пейзажа