Художественная фотосъёмка горных пейзажей

Пейзажи и высоты

Пейзажи и высоты 3. Одинокая сосна, найденная мною при посещении местечка Chandolin (высота 1,6 км), в кантоне Wallis. На заднем плане центральная долина Wallis. Стоя в окружении деревьев, фотографу нелегко избавиться от присутствия ветвей в кадре. Однако, найдя подходящий ракурс, ветки можно заставить играть в кадре определённую художественную роль.


    Горные пейзажи, снятые с равнины. Это наиболее распространённый вид съёмки среди новичков, и, к сожалению, дающий наименее интересные результаты. Основная причина такова: при съёмке «снизу-вверх» теряется масштаб, и горы получаются фоном, настоятельно требующим переднего плана. Притом, что найти интересный передний план в условиях населённой и цивилизованной равнины весьма непросто. Чаще всего в этих условиях получается «гражданский портрет» горы, демонстрирующий зрителю не более чем сам факт её существования. Включение фигур жены, друзей, любимой собаки или собственного автомобиля только ухудшают сцену и, как правило, полностью лишают подобные снимки художественной ценности (хотя для семейного альбома это, наверное, самое «то, что доктор прописал»). Исключение могут составить редкие снятые «снизу» кадры, на которых всё же удалось показать величие гор с помощью противопоставления их знакомым объектам, например, небольшому домику или идеально гладкой поверхности озера (Илл.2).
Пейзажи и высоты 4. Пологий склон с группами деревьев (высота около 1,7 км) подчёркивает величие вершины Tete Rond (3037м) горной гряды Les Diableretes на заднем плане.


    Пейзажи в низких горах (высота до 2х км над уровнем моря). Основной особенностью горных пейзажей, снятых на этой высоте, является наличие деревьев. Во многих случаях они закрывают сцену, но умелая аранжировка стволов и ветвей в кадре порой может дать вполне приличные результаты (Илл.3). Но гораздо интереснее бывают кадры с включением одиночных растений, или небольших групп деревьев, естественно, в контексте гор (Илл.4). Кроме того, на этих высотах часто встречаются отдельные дома или даже целые поселки. Это необходимо учитывать при выборе места съёмки, и, при желании, умело включать их в композицию.

    Пейзажи в средний горах (2-3,5 км). Отсутствие деревьев с лихвой компенсируется обилием камней и отличной видимостью до самого горизонта. В сочетании с относительно легкой доступностью этих высот и полной независимостью фотографа от цивилизации, фотосъёмка пейзажей в средних горах выглядит наиболее привлекательно (Илл.5). Основной фотоматериал, представленный в этой статье, снят именно на этих высотах.
Пейзажи и высоты 5. Озеро Fenetre (2456м), гряда Mont-Blanc на заднем плане (средняя высота гор в гряде около 4 км). На высоте более 2х км деревья отсутствуют.


    Пейзажи в высоких горах (выше 3,5 км). Так как выше 3,5 км на широте Европы снег и лёд обычно никогда не тает, то фотосъёмка на этих высотах – довольно непростое занятие, даже если вы профессиональный альпинист. С фотографической точки зрения, составление композиций только из снега, льда и камней сложно, и усугубляется отсутствием структуры поверхности на освещённом снеге и высоким контрастом между освещённостью снега и тенями на камнях. В таких условиях, в композиции необходимо наличие крупных, хорошо читаемых элементов (Илл.6). С практической стороны, высокогорные экспедиции требуют хорошей физической подготовки, наличия специального (дорогого и тяжёлого) оборудования для скалолазания, равно как и присутствия спутников по подъёму. Добавим сюда низкую температуру и жесткий временной график. Все это отнюдь не располагает к неторопливой, вдумчивой съёмке с использованием разнообразной фототехники. С другой стороны, хорошо снятые высокогорные пейзажи исключительно красивы и очень редки.
Пейзажи и высоты 6. Зимний пейзаж снятый в местечке Arolla на высоте 2,7 км, немного похож на настоящий высокогорный пейзаж.


Специфика фотосъёмки гор Художественная фотосъёмка горных пейзажей Техника съёмки пейзажа в горных условиях