Практические работы по курсу фотокомпозиции


Задание 9

Определение границ кадра
А. Снимите серию репортажных кадров, последовательно рассказывающих о происходящем событии. Поставьте себе целью сделать выбор границ кадра непосредственно на съемке с тем, чтобы при проекционной печати не требовалось никаких поправок и уточнений кадрирования снимков.
Б. Сделайте другую подобную серию, где такой цели не ставилось и кадрирование было уточнено в процессе проекционной печати.
Проведите необходимый анализ. Чем отличаются снимки первой серии от снимков второй? Удалось ли вам точное кадрирование в первом случае? Проверьте, на каких внутрикадровых "изобразительных опорах" удерживаются линии рамки кадров.
В. Снимите ряд спортивных сюжетов и скомпонуйте кадры с учетом направления развивающегося в кадрах движения. Уточните композицию этих снимков при проекционной печати. Оцените полученные результаты, отметьте находки и недостатки в снимках этого задания.

Задание 10

Смысловой и изобразительный центр кадра
А. Сделайте ряд репортажных снимков на одном из спортивных соревнований. При съемке в каждом кадре остановите внимание зрителя на смысловом центре сюжета.
В. В этих же целях проведите съемку документального портрета, взяв в кадр героя события и оставив на снимке достаточно места для динамичного фона и других участников сцены.
Примените различные приемы и изобразительные средства для создания изобразительного акцента на сюжетном центре композиции: добейтесь светового акцента на главном, используйте сочетание резких и нерезких элементов рисунка, проекций темного по тону объекта на светлый фон, светлого объекта на темный фон и т. д.
Г. Сделайте также ряд снимков других жанров и добейтесь энергичного акцентирования сюжетного центра композиции.

Задание 11

Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости
Проведите съемку в различных жанрах фотографии. Добейтесь гармоничного заполнения картинной плоскости снимка, использовав принципы уравновешенных композиций.
А. Используйте рисунок центральной композиции.
Б. Сопоставьте основной предмет с размещенными в противоположной части кадра дополнительными предметами, второстепенными по значению.
В. Постройте симметричную композицию.
Г. Снимая динамичный сюжет, учтите в композиционном построении кадра направление движения, происходящего в предметном пространстве.
Д. Для достижения композиционного равновесия используйте элементы светового рисунка (падающие тени, световое пятно и пр.).
Е. При изобразительном решении снимка добейтесь композиционного равновесия по вертикали, сопоставив нижнюю часть кадра и его верх.

Задание 12

Ритмический рисунок кадра
В материалах фототеки или среди снимков, опубликованных в газетах и журналах, найдите кадры, изобразительное решение которых основывается на ритмических повторах. Проанализируйте эти снимки с точки зрения авторских удач и просчетов. Выделите технические и изобразительные приемы, которые позволили добиться стройного ритмического рисунка кадра.
Проведите съемку:
А. Объекта, которому присущ природный линейный ритм.
Б. Объекта, ритмические повторы в котором выявлены правильным выбором точки съемки или какими-либо иными чисто фотографическими способами и приемами.
В. Объекта, в котором ритмы выявлены и подчеркнуты специальным освещением.

Задание 13

Объект и фон в кадре, их взаимосвязь и взаимоотношение
Сделайте серию снимков различных жанров, каждый раз ставя перед собой задачу нахождения правильного соотношения главного объекта изображения и фона, на который он проецируется.
А. При съемке павильонного портрета разработайте фон в светотеневом рисунке, основу которого закладывает освещение главного объекта изображения.
Б. Найдите правильное соотношение тональности главного объекта изображения и фона: для темной фигуры или предмета используйте более светлый по тону фон, для фигуры светлой - фон более темный. При близкой тональности фигуры и фона обрисуйте фигуру световым или теневым контуром. Объектами съемки здесь могут служить гипсовая модель - бюст; предметы, образующие натюрморт; поясной портрет; натурные снимки, в которых композиционно использован укрупненный передний план, где расположен сюжетно важный элемент кадра.
В. Сопоставьте в кадре главный объект изображения и фон по степени их оптической резкости.

Задание 14

Световое решение снимка
Проведите фотосъемку в павильоне с приборами искусственного освещения, использовав следующие типовые схемы света:
А. Выполните съемку портрета (крупный план) при светотеневом рисунке изображения. Добейтесь необходимого баланса световых потоков рисующего и заполняющего света.
Б. Используйте схему света этого типа при съемке натюрморта.
В. Выполните портретную съемку при светотональном рисунке изображения.
Г. Снимая портрет, включите в схему света источник контрового света как дополнительный в системе источников света рисующего и заполняющего.
Д. При съемке натюрморта используйте контровой свет в качестве ключевого, ведущего.
Проведите фотосъемку на натуре, отыскав среди возможных вариантов естественного освещения выразительные эффекты, а именно:
Е. Снимите городской или сельский пейзаж с ясно выраженным светотеневым рисунком изображения.
Ж. Используйте при пейзажной съемке один из вариантов свето-тонального рисунка кадра (съемка в сумерки, в дождливый день, при снегопаде, тумане и пр.).
3. При натурной съемке (зимняя натура, пейзаж с водой и пр.) используйте контровой свет в качестве основного, ведущего.
И. Сделайте пять снимков на натуре, используя различные эффекты естественного освещения - солнечный день, пасмурный, эффект ночного освещения, сумеречного освещения и др. Выбранный для съемки объект следует снимать при том эффекте освещения, который с наибольшей выразительностью рисует изображение объекта, во всех его характерных особенностях. Это итоговые снимки по данному заданию, и в них должны быть решены все основные задачи освещения - техническая, изобразительная, композиционная.

Задание 5

Тональное решение снимка
Получите законченные тональные,решения снимков, использовав для этого следующие возможности:
А. Заложите основу тонального решения кадра, внимательно подобрав соответствующие тональные характеристики выбранного для съемки объекта. Снимите портрет в фотопавильоне, решив его в светлой тональности, и соответственно используйте светлый фон, светлый костюм на снимаемом человеке, а также рассеянное бестеневое освещение.
Б. Преобразуйте тона с помощью соответствующего освещения, постройте светотеневой рисунок с преобладанием в кадре теневых участков (неосвещенный или слабо освещенный фон, задне-боковое или контровое направление основного источника, освещающего лицо и фигуру человека, и пр.).
В. При пейзажной съемке используйте желтый, оранжевый и красный светофильтры. Проанализируйте по итогам съемки преобразование тонов изображения во всех случаях съемки со светофильтрами.
Г. Используйте при портретной съемке в фотопавильоне и при натурной пейзажной съемке сетки, диффузионы и другие смягчающие рисунок изображения насадки на объектив. Проанализируйте полученные результаты с точки зрения влияния на тональный рисунок кадра размытости границ отдельных элементов изображения.
Д. Выберите для съемки объект с высоким интервалом яркостей (например, городской пейзаж при ночном освещении). Снимите несколько кадров при различном экспозиционном режиме: при экспозиции по светам, по теням и по интергальному замеру яркости. Проанализируйте полученные результаты с точки зрения полученных тональных рисунков.
Е. Возьмите негатив нормальной плотности (портрет, пейзаж). Сделайте с него несколько отпечатков, меняя экспозицию и добиваясь таким образом решений снимка в светлой и темной тональности Проанализируйте полученные результаты. Что дает именно такая попытка тонального решения кадра?
Ж. Сделайте несколько итоговых снимков в любом жанре, получив выразительные тональные решения кадра, которые придают ему художественные, колористические черты.
3. Сделайте ряд кадров, для решения которых используйте закономерности воздушной перспективы (пейзаж, современный масштабный интервер).
И. Постройте натюрморт по законам тональной перспективы. Снимите также какой-либо натурный объект в отсутствие воздушной дымки, введите в кадр притемненный передний план и получите глубинную, пространственную композицию за счет тональной перспективы.

Задание 16

Итоговое
Известно, что в современной фотографии возникли и развиваются жанры, связанные с сериями снимков, ибо темы, сложные по содержанию и материалу исследования, уже не могут быть разработаны и глубоко раскрыты в единичном кадре. Это, несомненно, самые сложные жанровые структуры фотографического творчества. Поэтому цикл практических работ по курсу фотокомпозиции следует завершить итоговой зачетной работой, выполнив одну из многокадровых фотосъемок.

Опыт съемки единичного кадра у учащихся уже есть, и они в состоянии использовать для изобразительного решения локального снимка, входящего в очерк или развернутый репортаж, соответствующие композиционные, световые и тональные построения, помогающие выразительному раскрытию идейно-тематического содержания. Однако не следует забывать, что каждый кадр теперь есть лишь составная часть серии - единого целого. И это предъявляет всему композиционному ряду свои специфические требования.

Работая над многокадровой формой фотографического повествования, учащийся неизбежно должен решить для себя проблемы монтажных переходов, т. е. не только установить порядок следования кадров одного за другим, но и найти изобразительные связи кадров предыдущих и последующих. Возникают также вопросы стилистического единства снимков по их смысловым и структурным характеристикам, по характеру ведущегося исследования или отражения жизненного материала, выявляющих точку зрения автора и его принципиальные оценки.

По выбору учащегося итоговое контрольное задание выполняется в одном из следующих видов многокадровых разработок, которыми могут быть:

А. Многокадровый репортаж с места события, очевидцем которого был фоторепортер (8-10 снимков). Монтаж кадров здесь часто ведется в последовательности, которая обусловлена хронологией развивающегося события.
Б. Блок снимков, смонтированный на общем паспарту. Одна из форм монтажа здесь - центральный, часто увеличенный по формату снимок, как заявка на тему или ее главное звено; окружение этого смыслового и изобразительного центра кадрами, разрабатывающими главное тематическое направление. Но могут быть использованы и любые другие монтажные построения.
В. Фотоочерк - исследование поставленной проблемы, "пограничная форма между научным исследованием и поэтическим рассказом" (определение, данное очерку М. Горьким). В фотоочерк могут войти снимки различных жанров (репортажные кадры, портрет, пейзаж и др.). Он теряет также классическое единство места и времени действия, присущее многокадровому репортажу.
Г. Ведущий преподаватель может также дать здесь любые другие многокадровые задания, связанные со спецификой будущей производственной работы учащегося.


ЗАДАНИЯ 1-8 Оглавление