Практические работы по курсу фотокомпозиции


Задание 1

Практическое ознакомление со структурой современной фотографии и фотоискусства Сделайте подборку фотоснимков, проиллюстрировав ими виды и разделы современной фотографии и жанры фотоискусства.

Представьте в подборе образцы следующих снимков:
А. Снимки чисто информационные, отражающие текущие события.
Б. Фоторепортаж в виде серий, блоков и других многокадровых форм.
В. Кадры, представляющие прикладную фотографию (реклама, научная фотография и другие разделы).
Г. Продукция "бытовой фотографии" (снимки для документов, портретура и пр.).
Д. Жанр натюрморта в фотоискусстве.
Е. Жанр художественного фотопортрета.
Ж. Жанр фотопейзажа.
3. Документальный портрет и портрет, снимаемый в реальной обстановке.
И. Примеры жанровых зарисовок, снимаемых репортажно.
Проанализируйте эти снимки (письменно или на семинарских занятиях) с точки зрения их содержания, методики работы фотографа, изобразительных решений, достижений и недостатков. Выполните также самостоятельно пять снимков, относящихся к различным разделам и жанрам фотографии (по выбору). Прорецензируйте и оцените полученные результаты, отметив удачи и недостатки снимков. Назовите способы и приемы, которые помогли бы избежать возникших неточностей или устранить их.


Задание 2

Работа над темой "История русской и советской фотографии"
Остановитесь на творчестве одного из классиков русской или советской фотографии (по выбору) или на работах мастера зарубежной
фотографии и напишите небольшой реферат (две-три страницы машинописного текста) по следующему плану:
А. Краткая -биографическая справка о мастере.
Б. Рассказ о характере его творчества, жанрах, в которых он работал или работает.
В. Сделайте репродукции двух-трех снимков мастера, являющихся характерными для его творческого почерка.
Г. Напишите краткую рецензию на эти снимки, проанализировав их содержание, композиционное построение, световое решение и пр.


Задание 3

Документальность и художественность фотоизображения
Сделайте подборку снимков сугубо информационных и снимков репортажных, которые можно отнести к разделу художественной фотографии. Сопоставьте фотоизображения первого и второго типа. Ответьте письменно или устно на семинарских занятиях на следующие вопросы:
А. Что общего в этих снимках и чем они отличаются друг от друга?
Б. В чем состоят особенности идейно-тематического содержания в том и другом случае?
В. По какой методике работает фотограф?
Г. Чем отличаются изобразительные решения информационных и художественных снимков?
Сделайте предварительную покадровую разработку темы в рисунках и эскизах. Проведите фотосъемку, отталкиваясь от этой созданной предварительно раскадровки на событийном материале. Получили ли вы снимки, выходящие за рамки чисто информационной фотографии? Приобрели ли некоторые из них черты художественности? В чем вы видите эти черты? Почему в других случаях они отсутствуют?

Задание 4

Понятие "композиция фотоснимка" и работа над композиционным решением кадра
Сделайте подборку снимков; отыщите среди них работы, интересные с точки зрения изобразительных решений.
Проанализируйте эти изобразительные решения (линейная структура, световые и тональные построения). Попробуйте улучшить некоторые из этих снимков, предложив иное их кадрирование.
Отберите и проанализируйте снимки, композиция которых строится:
А. На линейном ритме рисунка.
Б. С использованием переднего плана.
В. При ярко выраженном характере линейной перспективы.
Г. На световом акценте на главном объекте изображения. Д. На соотношениях степени резкости главного и второстепенных элементов изображения.
Е. Найдите в снимках другие приемы формирования их изобразительной структуры.
Возьмите из числа имеющихся событийный снимок (или сделайте его сами), сюжет которого разработан в общем плане, охватывающем значительное пространство и массовое действие. Сделайте раскадров-ку этого снимка, выделив из него средние и крупные планы, так, чтобы их последовательный монтаж стал многокадровым рассказом о данном событии.

Задание 5

Выбор расстояния от объекта, на котором устанавливается фотоаппарат
Проведите съемку объекта с разных расстояний одним и тем же объективом, получив законченные по композиции общий, средний и крупный планы. Снимите также характерную деталь объекта, его фрагмент (сверхкрупный план).

Такая серия может представлять собой, например: общий план городской улицы с ее перспективой; средний план жанровой сценки, происходящей на этой улице (например, люди, с интересом рассматривающие оформление витрины магазина); крупный план (или несколько крупных планов) зрителей, на лицах которых самые выразительные реакции; наконец, сверхкрупный план в виде натюрморта из предметов, заполняющих витрину.

Расскажите о возможностях и ограничениях полученных снимков - планов различной крупности. Сделайте также серию кадров с одной и той же точки съемки, но объективами с различными фокусными расстояниями. Проанализируйте изобразительный строй этих кадров и особенности их перспективы.

Задание 6

Высота точки съемки и понятие "ракурс" Проведите съемку избранного объекта со следующих точек: А. С точки, нормальной по высоте. Б. С нижней отдаленной точки.
В. С нижней и одновременно достаточно близкой точки. Г. С отдаленной верхней точки. Д. С приближенной верхней точки.
Сделайте три снимка различных объектов, выбрав в каждом случае точку съемки, по высоте наиболее удачную для данного случая.
Сделайте ракурсные снимки архитектурного объекта, портрета, а также любого другого выбранного вами сюжета. Проанализируйте полученные изобразительные решения. Дайте свои рекомендации по использованию и ограничениям ракурсных построений.

Задания 7, 8

Линейная перспектива фотоизображения
Снимите выбранный объект: городской пейзаж (зад. 7) или архитектурное сооружение (зад. 8):
А. С различных расстояний от переднего плана.
Б. Под различными углами, начиная с фронтальной композиции и кончая композицией диагональной.
В. С различной высоты.
Г. С одной точки объективами различных фокусных расстояний.
Д. Объективами различных фокусных расстояний, меняя точку установки фотоаппарата и сохраняя в кадре масштаб переднего плана.
Проанализируйте полученные снимки с точки зрения полученных эффектов линейной перспективы и убедительности передачи на снимках глубины пространства. Сделайте выводы: какими техническими и изобразительными средствами и приемами фотограф может добиться наибольшей выразительности перспективного рисунка кадра. Разберите неудачные снимки и выявите причины, которые привели к потере перспективы фотоизображения.


Оглавление ЗАДАНИЯ 9-16