Тональный рисунок фотоизображения


Тон и его роль в общей композиции кадра

В начале книги мы назвали основные изобразительные средства фотографии - линейную композицию, световой рисунок изображения и тональную структуру снимка. Теперь мы видим, как взаимосвязаны в общем рисунке фотоизображения линия, свет и тон: изучая световую палитру, мы постоянно связывали раскладку светотени с образованием светотональных переходов как следствием нашего управления световыми потоками; занимаясь сейчас тональным решением кадра, мы неизбежно возращаемся к освещению, ибо понимаем, что тон в фотографии в большой степени есть порождение света; раньше мы установили также, что линия в фотографии чаще всего выступает как линия раздела двух соседствующих тонов. И в учебном процессе лишь в методических целях (причем временно!) мы выделяем одну из сторон этого нераздельного комплекса, чтобы постепенно прийти к целостному его пониманию. Фото 79. Н. Грановский. Москва. Вид на Фрунзенскую набережную

В основе линейной и тональной структуры кадра лежит светописное фотоизображение. Элементы линейного и светового рисунка, как мы видели, составляют основу архитектоники кадра. К этому ряду следует отнести также и тон, который вместе с линией и светом активно участвует в разработке композиционного рисунка снимка.

Тональная композиция двух снимков - фото 79 и 80 держится целиком на световом эффекте. Ведь по тональной характеристике объекты съемки в обоих случаях очень близки. Все здесь совпадает: цвет зданий в глубине кадра, поверхность воды, занимающая большую часть картинной плоскости, и даже парапет набережной на переднем плане. Все, кроме характера освещения, при котором ведется съемка. В первом кадре это мягкое солнечное освещение, хорошо высветляющее все детали выбранного для съемки пейзажного мотива; во втором - весьма контрастное вечернее освещение, при котором в кадре соседствуют яркие светлые и глубокие темные тона.

В обоих случаях композиция кадра разрабатывается именно с помощью тона. На фото 79 здания, расположенные вдоль набережной, заполняют лишь глубину картинной плоскости, ее верхнюю, меньшую часть. А основное поле кадра, в том числе передний план, заполнено тональными компонентами - это отражения, ломающиеся на волнистой поверхности воды, блики, темные участки тона на предметах переднего плана. Наравне с предметами, линейными структурами тона и полутона становятся здесь конкретными (и весомыми!) заполнителями кадра, т. е. элементами композиции. Они разрабатывают, дополняют композиционный рисунок кадра, не перегружая его и не споря по своему изобразительному значению с главными объектами изображения. Это большие достоинства второстепенных элементов композиции.

Обратите внимание и на общую живописность этого снимка, про который мы, безусловно, можем сказать, что он "хорошо собран в тоне", т. е. обладает законченным колористическим решением.


Назад

Оглавление Продолжение